Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2021 по делу N 88-11270/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 17.02.2021 N 33-808/2021 по делу N 2-4000/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием у него права на получение этой выплаты на момент постановки на учет, поскольку он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, превышающей учетную норму, установленную законодательством; истец с таким решением не согласился.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 17.02.2021 N 33-808/2021 по делу N 2-4000/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении; 2) Об оспаривании решений по отказу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Обстоятельства: Истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием у него права на получение этой выплаты на момент постановки на учет, поскольку он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, превышающей учетную норму, установленную законодательством; истец с таким решением не согласился.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2021 г. N 33-808/2021
УИД 21RS0023-01-2020-004503-42
Докладчик Лысенин Н.П. Дело N 2-4000/2020
Судья Фомина Н.Э.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре судебного заседания Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению В.Ю. к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным решения территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в Главном управлении МЧС России по Чувашской Республике, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2020 года,
установила:
В.Ю. обратился в суд с исковым заявлением (с уточнением т. 1 л.д. 251-254) к Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии (далее ГУ МЧС по ЧР) о признании незаконным решения территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС по Чувашской Республике, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 48 от 18.06.2020 и возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что В.Ю. являлся прапорщиком внутренней службы, командиром отделения 23 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии (место службы г. Шумерля). В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ МЧС по ЧР N 6 от 26.03.2014 В.Ю. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) с 26.12.2013 с составом семьи из 3 человек, включая супругу и сына. Согласно протоколу заседания территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС по ЧР и подчиненных ему учреждениях N 48 от 18.06.2020 В.Ю. был снят с учета для получения ЕСВ в связи с отсутствием у него права на получение указанной выплаты на момент постановки на учет, поскольку он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, превышающей учетную норму 15,0 кв. м, установленную законодательством. По мнению истца, указанное решение комиссии является незаконным. Согласно договору найма служебного помещения N 2 от 26.02.2007, заключенному с ГУ "Чувашская республиканская противопожарная служба" и В.Ю., истцу и членам его семьи (жене В.И. и сыну В.А.) во владение передано служебное жилое помещение, состоящее из квартиры общей площадью 34,46 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. В.Ю. дважды, в 2013 и 2014 году, предоставлялись идентичные документы о материальном и семейном положении, в котором было указано на регистрацию жены и сына по адресу: <адрес>. В 2020 году В.Ю. предоставил документы, аналогичные представленным в 2013 и 2014 годах, для обновления сведений, содержащихся в учетном деле, однако комиссия приняла незаконное решение о снятии с учета для получения ЕСВ. Истец считает, что вывод комиссии об отсутствии оснований для получения В.Ю. ЕСВ является необоснованным и сделан без учета всех юридически значимых обстоятельств. В частности, ввиду невозможности проживания в служебной квартире его семья в течение длительного времени вынуждена проживать в г. Ядрин на съемных квартирах.
В судебном заседании суда первой инстанции истец В.Ю. и его представитель М.Е. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика ГУ МЧС по ЧР Д. в судебном заседании исковые требований В.Ю. не признал.
Третье лицо М.А. в судебном заседании пояснил, что он постоянно проживал и проживает в принадлежащем ему доме N 115 по ул. Колхозная в селе Баймашкино совместно с женой. Там же были зарегистрированы по месту жительства дочь и внук.
Третьи лица В.И. и В.А. в судебном заседании суда первой инстанции участие не принимали.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2020 года постановлено:
"Признать незаконным решение территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 48 от 18.06.2020 в части снятия В.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить В.Ю. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения."
На указанное решение подана апелляционная жалоба ответчиком ГУ МЧС по ЧР с требованием об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований В.Ю. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что суд неправильно применил нормы материального права в связи с неправильным толкованием закона. В соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи сотрудника осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. В представленных истцом в комиссию ГУ МЧС по ЧР документах было указано, что в доме <адрес> зарегистрированы 3 человека: жена и сын истца и М.Н. Поскольку площадь дома составляет 69,2 кв. м, то с учетом указанных лиц, а также истца, который был зарегистрирован в служебном помещении, на каждого из членов его семьи приходилось более 15 кв. м площади. Документов, свидетельствующих о проживании по указанному адресу собственника дома М.А. истец не представлял. Поскольку комиссия должна была принимать решение на основании представленных истцом документов, то истец на основании представленных документов на учет был поставлен необоснованно. Поскольку указанное нарушение было выявлено в 2020 году, то комиссия правомерно сняла истца с учета, как необоснованно поставленного на учет.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МЧС по ЧР Д. поддержал апелляционную жалобу.
Представитель истца В.Ю. М.Е., просила жалобу оставить без удовлетворения.
Третье лицо М.А. суду пояснил, что дом <адрес> принадлежит ему на праве собственности, он постоянно проживал и проживает в указанном доме, ранее был зарегистрирован в доме по месту постоянного жительства, а с 2007 года он в нем зарегистрирован по месту пребывания.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также ФЗ N 283) закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ N 283 сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 ФЗ N 283).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 N 283).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила предоставления ЕСВ).
Пунктом 5 Правил предоставления ЕСВ предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В соответствии с п. 11 Правил предоставления ЕСВ при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
При определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Таким образом, обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Как следует из материалов дела, В.Ю. проходил службу в ГПС МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии до 15.07.2020 года в качестве прапорщика внутренней службы, командира отделения 23 пожарно-спасательной части 9 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 26.03.2014 N 6 В.Ю. поставлен на учет для получения ЕСВ., при этом в протоколе указано, что В.Ю. зарегистрирован в служебной квартире по адресу: <адрес>; его жена и сын с 26.10.2005 зарегистрированы в частном доме общей площадью 69,20 кв. м.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения от 18.06.2020 N 48 В.Ю. снят с учета для получения ЕСВ в связи с тем, что на момент постановки на учет обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи В.Ю. составляет 15,37 кв. м, что больше установленной законом учетной нормы в 15,00 кв. м.
При этом комиссия исходила из того, что супруга и сын В.Ю. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 69,20 кв. м по адресу: <адрес>. В данном жилом доме, принадлежащем тестю сотрудника, зарегистрированы по месту жительства 3 человека, а сам заявитель В.Ю. с 26.06.2007 по настоящее время зарегистрирован в служебном помещении общей площадью 34,46 кв. м, по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, при постановке истца на учет, комиссия принимала решение на неполно представленных сведениях, в частности, истцом была представлена выписка из похозяйственной книги (т. 1, л.д. 107) в которой были указаны: М.Н., В.И., В.А. Также был указан собственник дома М.А., однако в состав лиц, зарегистрированных по месту жительства, он включен не был. В указанной выписке также содержатся сведения о площади жилого дома.
На основании указанной выписки комиссия пришла к выводу об обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью менее установленной нормы и поставила его на учет.
Согласно подпункту "в" п. 11 Порядка формирования и работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2019 N 160, комиссия принимает решения о снятии сотрудника (гражданина) с учета для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных пунктом 15 Правил.
Одним из оснований для снятия с учета, предусмотренных п. 15 Правил предоставления ЕСВ, является выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
В данном случае указанное обстоятельство отсутствует, а имеет место принятие комиссией решения о постановке на учет на основании неполно представленных сведений. Принятие комиссией решения по неполно представленным сведениям не может быть поставлено в вину сотрудника и само по себе, без фактического исследования обеспеченности сотрудника жилой площадью на момент постановки в очередь, не может являться основанием для снятия с очереди через 6 лет после постановки.
Исследовав фактические обстоятельства, суд первой инстанции установил, что в жилом доме <адрес>, в котором по месту постоянного жительства были зарегистрированы жена, сын истца, а также М.Н.В., фактически проживал и был зарегистрирован собственник дома М.А. Указанное обстоятельство подтверждается объяснениями истца, третьего лица М.А., а также принятой и исследованной судом первой инстанции выпиской из похозяйственной книги, выданной администрацией Акчикасинского сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики, согласно которой М.А. был зарегистрирован в доме по месту фактического пребывания с 31.05.2007 по 31.05.2008, затем по 01.07.2009, с 10.07.2009 по 10.07.2010, с 25.08.2010 по 25.08.2012, с 28.08.2012 по 27.08.2017. Последующая его регистрация в указанном доме подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания с 29.08.2017 по 29.08.2022 (т. 2, л.д. 71). Факт постоянного проживания М.А. в указанном доме подтвердили в суде апелляционной инстанции и свидетели К.Е.Н. и В.А.А.
Таким образом, при учете за истцом и членами его семьи на момент постановки его на учет права пользования указанным домом, площадью 69,2 кв. м, в котором также проживали М.А., М.Н.В., истец и члены его семьи не могли быть признаны обеспеченными жилой площадью более 15 кв. м на человека, соответственно, истец имел право на постановку на учет.
Доказательств наличия у истца и членов его семьи прав на иные жилые помещения, подлежащие учету в соответствии с нормами федерального законодательства, и совершения В.Ю. действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении своих жилищных условий, суду не представлено.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд пришел к правильному выводу о том, что В.Ю. имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального Закона N 283 от 30.12.2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и снятие его с очереди по мотивам отсутствия такого права на основании имевшихся в распоряжении комиссии документов, является незаконным.
В связи с тем, что снятие с учета В.Ю. было признано незаконным, суд обоснованно обязал территориальную комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам (гражданам), проходящим службу в ГУ МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии и подчиненных ему учреждениях, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения восстановить В.Ю. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено, решение суда является законным и обоснованным. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Чувашской Республике- Чувашии - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий
Н.П.ЛЫСЕНИН
Судьи
О.В.АГЕЕВ
Г.И.АЛЕКСЕЕВА
Определение 02.03.2021