Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2022 по делу N 88-12753/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 28.03.2022 по делу N 33-920/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках нуждающихся.
Обстоятельства: Истец был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий, в результате чего утрачено основание для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 28.03.2022 по делу N 33-920/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения комиссии, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках нуждающихся.
Обстоятельства: Истец был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с улучшением жилищных условий, в результате чего утрачено основание для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Удовлетворено в части.
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2022 г. по делу N 33-920/2022
Докладчик Карачкина Ю.Г.
судья Гусев Е.В. | УИД 21RS0025-01-2021-001809-80 |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Юркиной И.В., судей Карачкиной Ю.Г. и Степановой Э.А.
при секретарях В.Н. и В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску С.А.М. к Федеральной службе исполнения наказаний и Управлению ФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанности восстановить в списках нуждающихся, поступившее по апелляционной жалобе ответчиков на решение Московского районного суда г. Чебоксары от 22 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Карачкиной Ю.Г., судебная коллегия
установила:
С.А.М. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и Управлению ФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление), в котором после уточнения исковых требований просил признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним право на получение указанной выплаты и возложить на комиссию обязанность поставить его на учет на получение выплаты со 2 сентября 2014 года.
Принимая указанный уточненный иск к производству суда, судья определением от 25 августа 2021 года постановил перейти к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Еще раз уточнив исковые требования, С.А.М. указал, что он является прапорщиком внутренней службы, <данные изъяты> УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии; 2 сентября 2014 года он обратился в территориальную комиссию с рапортом о принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; письмом N от 11.12.2020, полученным им 4 января 2021 года, Управление сообщило ему о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; согласно протоколу N 14 заседания комиссии ФСИН России от 28.10.2020 он снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
пп. б п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 (далее - Правила) - в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачено основание для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; с указанным решением он не согласен, в настоящее время он, супруга и трое их несовершеннолетних детей зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью 89 кв. м по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности его отцу ФИО; с 28 марта 2018 года ему принадлежала 1/2 доля в праве собственности на жилое помещение общей площадью 11,8 кв. м по адресу: <адрес>, которая 12 февраля 2020 года была продана, указанное помещение по своим техническим характеристикам не было пригодно для проживания, выдел доли в натуре на указанный жилой дом не производился, приходящиеся на его долю и, соответственно, на долю его семьи квадратные метры не обеспечивали нуждаемость в жилой площади согласно учетной норме, в указанном жилье ни он, ни члены его семьи никогда не проживали, поскольку согласно заключениям специалиста и экспертной организации, указанное жилье на момент его приобретения не являлось пригодным для проживания, ввиду полной ветхости эксплуатация данного дома не представлялась возможной, дом представлял угрозу для жизни и здоровья граждан в случае проживания в нем; решение ФСИН России о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято без учета указанных выше обстоятельств.
В связи с изложенным в окончательной редакции иска С.А.М. просил признать незаконным и отменить решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28.10.2020 (протокол N 14) о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном
Законом, возложить на ту же комиссию ФСИН России обязанность восстановить его в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В суде первой инстанции истец С.А.М. не участвовал, его представители Ч.В. и С.С. уточненный иск поддержали, представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Ч.О. иск не признала, третье лицо С.А.А. пояснил, что право долевой собственности С.А.М. на дом <адрес> было оформлено как гарантия возврата занятых им у С.А.М. денежных средств, указанный жилой дом был непригоден для проживания ввиду ветхости.
Решением от 22 декабря 2021 года Московский районный суд г. Чебоксары признал незаконным и отменил решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 28.10.2020 (протокол N 14) о снятии С.А.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признал за С.А.М. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возложил на комиссию ФСИН России обязанность восстановить С.А.М. в списках нуждающихся на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; в удовлетворении тех же требований С.А.М. к Управлению ФСИН России по Чувашской Республике отказал.
В апелляционной жалобе ответчики в лице представителя Ш. просят об отмене решения и принятии нового - об отказе в иске; указывают, что в соответствии с
Законом и
Правилами обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения или с намерением получения такой выплаты в большем размере, а если такие действия были совершены, то сотрудник может быть принят на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий; в результате совершения в 2020 году сделки по отчуждению принадлежавшей С.А.М. 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 11,8 кв. м он и члены его семьи приобрели право на получение единовременной социальной выплаты в большем размере, что означает совершение действий, повлекших ухудшение жилищных условий, которые исключали постановку на учет ранее чем через 5 лет с момента их совершения; основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в соответствии с п. 7 которого уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения пригодным (непригодным) для проживания, является межведомственная комиссия, которая дает заключение, а решение принимается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; с учетом этого принятое судом во внимание экспертное заключение N от 28.04.2021 о несоответствии жилого помещения строительным нормам и правилам ввиду полной ветхости является недопустимым доказательством, поскольку было составлено в апреле 2021 года и не распространяет свое действие на момент продажи истцом спорного жилого помещения (12 февраля 2020 года), кроме того, решение о признании жилого помещения истца пригодным (непригодным) для проживания федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не принималось; при принятии решения о снятии С.А.М. с учета комиссия ФСИН России не обладала сведениями о непригодности принадлежащего С.А.М. жилого помещения для проживания, это подтверждается тем, что экспертное заключение о непригодности жилого помещения для проживания было получено истцом только в 2021 году, то есть при подаче документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты С.А.М. не были приняты меры по предоставлению ФСИН России полной и достоверной информации.
Истец С.А.М. представил письменные возражения на жалобу в поддержку решения суда.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Р. и Б. жалобу поддержали, представитель истца Ч.В. поддержал обжалуемое решение суда, остальные участвующие в деле лица при надлежащем извещении не явились.
В соответствии с
ч. 1,
абз. 1 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений относительно нее и проверяет решение только в обжалуемой части.
Доводов против отказа в иске к Управлению ФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии жалоба не содержит, потому указанную часть решения судебная коллегия не проверяет, а проверяет только обоснованность удовлетворения исковых требований к ФСИН России.
Из материалов дела следует, что С.А.М. с 16 февраля 2004 года проходит службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, последняя (с 18 июня 2014 года) занимаемая должность - <данные изъяты> УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии. По состоянию на 1 сентября 2014 года имел выслугу более 12 лет.
2 сентября 2014 года С.А.М. обратился к директору ФСИН России с заявлением (рапортом) о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из трех человек (он, супруга, дочь).
Подкомиссия УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии 19 сентября 2014 года постановила направить документы С.А.М. в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия ФСИН России) в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН России от 20.12.2016 (протокол N 111) учетное дело С.А.М. было отложено до предоставления выписок из ЕГРН на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества по всем территориальным управлениям Росреестра.
Решением комиссии ФСИН России от 06.02.2020 (протокол N 2) С.А.М. с составом семьи три человека (сам, супруга, дочь ФИО1) поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В связи с рождением у С.А.М. в 2017 году сына ФИО2 и в 2019 году дочери ФИО3 решением комиссии ФСИН России от 23.07.2020 года (протокол N 10) по рапорту С.А.М. от 23.06.2020 в его учетное дело были внесены изменения в части увеличения состава семьи до пяти человек.
Решением комиссии ФСИН России от 28.10.2020 (протокол N 14) С.А.М. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты на основании
пп. "б" п. 15 Правил (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 ст. 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере).
О последнем решении комиссии ФСИН России С.А.М. узнал 4 января 2021 года, что подтверждается его распиской на сопроводительном письме.
Удовлетворяя исковые требования С.А.М. к ФСИН России, суд первой инстанции руководствовался
Законом,
Правилами, заключением эксперта ООО <-1-> N от 28.04.2021 и пришел к выводу, что вопрос о снятии С.А.М. с учета комиссией ФСИН России был разрешен при формальном подходе, без полного и достоверного выяснения обстоятельств приобретения жилого дома, в то время как приобретение С.А.М. 1/2 доли в праве на указанное помещение в 2018 году и последующая его продажа в 2020 году не могут расцениваться как намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с решением с учетом следующего.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, жилыми помещениями регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата)
(ч. 1);
единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке
(ч. 3);
единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи
(ч. 5);
порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
(ч. 6).
Членами семьи сотрудника являются супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (
пункты 1 -
3 ч. 2 ст. 1 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты установлены
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369.
Этими
Правилами предусмотрено, что на основании заявления и документов, указанных в
п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения ЕСВ по одному из условий, определенных
ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения
(п. 7); при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
60 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11).
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. Несоблюдение сотрудником установленных
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Как указано выше, с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты С.А.М. обратился в сентябре 2014 года, а на учет в нарушение
п. 7 Правил был поставлен только в феврале 2020 года, и даже отложение рассмотрения его учетного дела до предоставления выписок из ЕГРН на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества по всем территориальным управлениям Росреестра состоялось спустя более чем 2 года после подачи заявления. Доказательства того, что С.А.М. ранее 4 января 2021 года было сообщено (или вручены копии) о решениях (протоколах) комиссии ФСИН России от 20.12.2016 и 06.02.2020, ответчиками суду не представлены.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 ЖК РФ.
Согласно положениям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона во взаимосвязи с
п. 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. Также не имеет правового значения факт раздельного или совместного проживания с собственником при условии вселения им сотрудника в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена своей семьи.
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки комиссией сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является установление его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 ст. 4 Закона. В частности, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу
ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным
Кодексом.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В
пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (
ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки; б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственников в качестве членов его семьи, а также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения, в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
В заявлении (рапорте) от 02.09.2014 С.А.М. указал, что является членом семьи собственника жилого помещения - своего отца ФИО
В период, когда решение по его заявлению еще не было принято, С.А.М. 26 марта 2018 года купил 1/2 долю жилого дома, где на его долю приходилось 5,9 кв. м общей площади.
Принимая 6 февраля 2020 года решение (протокол N 2) о постановке С.А.М. с составом семьи из трех человек (сам, супруга, дочь ФИО1) на учет для получения единовременной социальной выплаты, комиссия ФСИН России располагала сведениями о том, что С.А.М. с супругой и дочерью проживает в <адрес> площадью 89 кв. м, принадлежащем его отцу, в котором зарегистрированы шесть человек, в качестве члена семьи собственника; С.А.М. на основании договора купли-продажи от 26.03.2018 на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) принадлежит жилое помещение общей площадью 11,8 кв. м по адресу: <адрес>.
Обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров С.А.М. мог считаться только при расчете 89:6 = 14,83 кв. м, но не (14,83 * 3 + 5,9) : 3 = 16,79 кв. м, из чего судебная коллегия делает вывод, что при постановке С.А.М. на учет с составом семьи из трех человек площадь 1/2 доли дома <адрес> комиссией ФСИН России не учитывалась.
Последующим решением от 23.07.2020 (протокол N 10) комиссия ФСИН России учла наличие у С.А.М. еще двух детей и увеличила учетный состав его семьи до пяти человек, устранив тем самым сомнения в обеспеченности его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (с учетом площади 1/2 доли дома <адрес> или без нее) и в праве С.А.М. состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с
ч. 8 ст. 4 Закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Подпунктом "б" п. 15 Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
ч. 8 ст. 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Снятие С.А.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты комиссия ФСИН связала с продажей принадлежавшей ему 1/2 доли дома <адрес> и прекращением 12 февраля 2020 года права собственности на нее.
По Правилам расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 -
20 настоящих Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных
пунктами 21 и
22 настоящих Правил
(п. 17). Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек
(п. 18). В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений
пунктов 18 и
19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в
пунктах 3 -
5 и
7 ч. 3 ст. 4 Закона
(п. 20).
Из изложенного следует, что общая площадь помещения, не отвечающего установленным для жилых помещений требованиям (
п. 3 ч. 3 ст. 4 Закона), при расчете размера единовременной социальной выплаты не учитывается, а значит, и отчуждение сотрудником такого помещения не может свидетельствовать о его намерении получить единовременную социальную выплату в большем размере.
Согласно выписке на 11 апреля 2018 года в похозяйственной книге N администрации <данные изъяты> сельского поселения значился жилой дом <адрес> 1932 года постройки.
Технический паспорт на этот дом, составленный по состоянию на 28 сентября 2012 года МУП БТИ <данные изъяты> района, подтверждает, что строение было деревянным, однокомнатным, низким. Год постройки дома при инвентаризации и определении процента износа в размере 54% не учитывался.
Как следует из представленных представителем ответчиков уже в суд апелляционной инстанции документов, С.А.М. вместе с рапортом от 23.06.2020 на имя директора ФСИН России представил в подкомиссию Управления для приобщения к учетному делу копию договора купли-продажи от 06.02.2020 и копию заключения ООО <-2-> N от 22.10.2019 о том, что в доме <адрес> газоснабжение, водопровод, водоотведение и электроснабжение отсутствуют, имеется всего одна комната площадью 11,8 кв. м, потому дом 1932 года постройки не рекомендован для проживания с малолетними детьми.
Согласно экспертному заключению ООО <-1-> N от 28.04.2021 дом <адрес> уже на дату его покупки С.А.М. не соответствовал требованиям, установленным для жилых помещений по основаниям, изложенным в
Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (с изменениями). По состоянию на 26 марта 2018 года жилой дом эксплуатировался 86 лет и давно исчерпал свой нормативный срок продолжительности эффективной эксплуатации (до 50 лет). Физический износ дома по состоянию на эту дату составлял более 100%, дом не был пригоден для постоянного (периодического) проживания и представлял угрозу для жизни и здоровья граждан в случае проживания в нем.
Оснований не доверять экспертному заключению суд первой инстанции не усмотрел, не усматривает их и судебная коллегия, поскольку заключение дано квалифицированными специалистами, является обстоятельным, мотивированным, содержит описание объекта исследования по документам и ссылки на нормативно-правовые акты, в том числе на
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, которое упомянуто в апелляционной жалобе, и которым руководствовалась бы межведомственная комиссия.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанного экспертного заключения не существовало на момент рассмотрения комиссией ФСИН России вопроса о снятии С.А.М. с учета, судебная коллегия отклоняет, так как из протокола N 14 от 28.10.2020 не следует, что заключение ООО <-2-> как-либо оценивалось комиссией ФСИН России, и С.А.М. предлагалось представить заключение межведомственной комиссии. О самом решении комиссии от 28.10.2020 С.А.М. узнал лишь в 2021 году, к тому времени возможность представления заключения межведомственной комиссии о результатах обследования дома С.А.М. была утрачена, однако состояние проданного дома имеет юридическое значение для проверки правомерности снятия С.А.С. с учета по указанному комиссией ФСИН России основанию - отчуждение жилого помещения с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Исследованные доказательства не позволяют судебной коллегии прийти к выводу о наличии такого основания для снятия С.А.М. с учета на получение единовременной социальной выплаты, потому решение суда отмене по доводам жалобы не подлежит. Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену решения во всяком случае, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь
ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.В.ЮРКИНА
Судьи
Ю.Г.КАРАЧКИНА
Э.А.СТЕПАНОВА
Мотивированное апелляционное определение составлено 04.04.2022.
Определение 08.04.2022