Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 27.06.2014 по делу N 33-3259/2014
Требование: О признании незаконной деятельности по организации социальных приютов и признании незаконной деятельности по осуществлению деятельности социальных приютов.
Обстоятельства: Организованные ответчиком социальные приюты выполняют функции общежития или гостиницы с нарушением норм пожарной безопасности, где за денежную плату организовано незаконное пребывание иностранных граждан.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предоставление иностранным гражданам жилья является не бескорыстной деятельностью, а направленной на получение материальной выгоды.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 27.06.2014 по делу N 33-3259/2014
Требование: О признании незаконной деятельности по организации социальных приютов и признании незаконной деятельности по осуществлению деятельности социальных приютов.
Обстоятельства: Организованные ответчиком социальные приюты выполняют функции общежития или гостиницы с нарушением норм пожарной безопасности, где за денежную плату организовано незаконное пребывание иностранных граждан.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предоставление иностранным гражданам жилья является не бескорыстной деятельностью, а направленной на получение материальной выгоды.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. по делу N 33-3259/14
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.
судей Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
с участием секретаря Н.С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Р.М.Р. - Л.А. В. на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 13 марта 2014 года,
по иску и.о. прокурора Предгорного района Ставропольского края, заявленного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Р.М. Р., А.Т.И. о признании действий незаконными, запрете совершения определенных действий, обязательстве совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
установила:
Прокурор Предгорного района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском о признании незаконной деятельность Р.М.Р. по организации социальных приютов в объектах капстроительства:
нежилое социально-бытовое здание N 1 (литер "Д") площадью 1005, 90 кв. м с условным номером ....7 (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432166);
нежилое социально-бытовое здание N 2 (литер "Ц") площадью 334,70 кв. м с условным номером .... (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432155);
нежилое социально-бытовое здание (литер "Х") площадью 895,90 кв. м с условным номером .... (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432163);
нежилое социально-бытовое здание (литер "Э") площадью 640,40 кв. м с условным номером .... (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432171);
нежилое социально-бытовое здание (литер "Ч") площадью 1254,00 кв. м с условным номером .... (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432170);
нежилое социально-бытовое здание (литер "В") площадью 1106,10 кв. м с условным номером ..... (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432173);
нежилое социально-бытовое здание (литер "Ф") площадью 476,70 кв. м с условным номером ..... (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432154);
нежилое социально-бытовое здание (литер "Я") площадью 2329,00 кв. м с условным номером ..... (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.05.2011 N 26-АЗ 432165), на земельном участке с кадастровым N ...., площадью 271056 кв. м, расположенном в границах муниципального образования Этокский сельсовет Предгорного района СК, с разрешенным использованием - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения - под размещение производственной базы, складских помещений: под строительство торгового комплекса, автостоянки, для строительства автостоянки, под производственную базу, складские помещения;
признании незаконной деятельность А.Т.А. по осуществлению деятельности социальных приютов; в месячный срок со дня вступления решения в законную силу запретить Р.М.Р. организацию социальных приютов в указанных объектах капитального строительства и обязать в этот же срок расторгнуть заключенный 01.02.2013 года с добровольцем А.Т.А. договор на безвозмездное оказание услуг в рамках благотворительной деятельности; возложить на А.Т.А. обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу прекратить осуществлять деятельность, связанную с работой социальных приютов, организованных Р.М.Р.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой Предгорного района, с привлечением работников ФМС России по СК, ОМВД России по Предгорному району проведена проверка исполнения миграционного законодательства на территории торгово-закупочного комплекса "Предгорный", в ходе которой установлено, что решением собственника недвижимого имущества - Р.М.Р. от 01.01.2013 года, в нежилых социально-бытовых зданиях, расположенных на территории вышеуказанного земельного участка организованы социальные приюты:
01.02.2013 Р.М.Р. заключила с добровольцем А.Т.И. договор на безвозмездное оказание услуг в рамках благотворительной деятельности, в соответствии с которым последняя осуществляет добровольческую деятельность и фактически является директором социальных приютов. Организатором социальных приютов Р.М.Р. утверждено положение о социальном приюте, в соответствии с которым правовой основной деятельности социального приюта является ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям законодательства о благотворительной деятельности, организованные Р.М.Р. социальные приюты выполняют функции общежития или гостиницы с нарушением норм пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического, миграционного законодательства, где за денежную плату организовано незаконное пребывание иностранных граждан.
14.06.2013 года заместителем начальника отдела дознания ОМВД России по Предгорному району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 322.1 УК РФ, по факту организации незаконного пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан в социально-бытовом нежилом помещении, расположенном в границах торгового комплекса "Предгорный" МО Этокский сельсовет.
На основании постановления Ставропольского краевого суда N .... от 12.05.2013 года проводилось оперативно-розыскное мероприятие "Обследование зданий, сооружений" в социально-бытовом нежилом помещении (Литер "Э") по указанному адресу с целью отработки поступившей оперативной информации. В ходе проведения ОРМ на втором и третьем этажах данного помещения были установлены проживающие там граждане Вьетнама и КНР, у которых на момент проверки не было соответствующих документов и регистрации для пребывания на территории Российской Федерации. Данные граждане были выданы сотрудникам УФМС России по Ставропольскому краю.
22.08.2013 года силами отдела по СКФО Управления "Р" ГУ СБ МВД России совместно с прокуратурой Предгорного района, ОУФМС России по СК, УЭБиПК ГУ МВД России по СК, СОБР N 1 ГУ МВД России по СКФО проведены мероприятия, в ходе которых выявлены в двух социально-бытовых нежилых помещениях, расположенных во внутреннем дворе банка "ГРиС" рынка ООО "Романов" и в торговых рядах рынка "Лира" граждане Республики Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, КНР и Республики Вьетнам в общем количестве 58 человек, у которых на момент проверки не было соответствующих документов, дающих право пребывания на территории РФ. Из числа задержанных граждан в отношении 9 из них составлены протоколы об административном правонарушении и они впоследствии были депортированы.
Кроме того, 20.12.2013 года дознавателем отдела дознания отдела МВД России по Предгорному району СК возбуждено уголовное дело N 126130500914 по
ч. 1 ст. 322.1 УК РФ по факту организации незаконного пребывания на территории РФ иностранных граждан, а именно Китая, Вьетнама. Установлено, что неустановленное лицо в неустановленный период времени до 06.12.2013 года организовало незаконное пребывание на территории РФ иностранных граждан в социально-бытовом нежилом помещении (литер "Х") и в социально-бытовом нежилом помещении (литер "Я").площадью 2329 кв. м с инвентарным номером ......, приспособленных под общежитие.
Проверка показала, что проживающие в социальных приютах мигранты также используют электрические плиты и чайники, обогревательные приборы без устройств тепловой защиты, каких-либо первичных средств пожаротушения. В отношении Р.М.Р. прокуратурой района в июне 2013 года возбуждено 9 дел об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 4 ст. 20.4. КРФ об АП - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий. По результатам рассмотрения указанных административных дел Р.М.Р. назначены административные наказания в виде штрафов. Также, возбуждены 8 дел об административном правонарушении по
ст. 6.4. КРФ об АП - нарушение санитарно-эпидемиологических требований. По результатам рассмотрения указанных дела Р.М.Р. также назначены административные наказания в виде штрафов. Действиями ответчиков создается угроза жизни и здоровью значительного числа неопределенного круга лиц, проживающих постоянно или временно в социальных приютах. Организованные Р.М.Р. социальные приюты являются местом массового пребывания людей. Несоблюдение вышеназванных требований законов влечет, в том числе, угрозу жизни и здоровью лиц в них проживающих, террористическую уязвимость этих объектов недвижимости и в случае совершения на их территории преступлений террористической направленности (террористический акт, захват заложников и др.), может повлечь значительное увеличение числа пострадавших лиц, степени вреда причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Обжалуемым решением исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд признал незаконной деятельность Р.М.Р. по организации социальных приютов в объектах капитального строительства: нежилом социально-бытовом здании N 1 (литер "Д") площадью 1005, 90 кв. м с условным номером ....; нежилом социально-бытовом здании N 2 (литер "Ц") площадью 334,70 кв. м с условным номером .... нежилом социально-бытовом здании (литер "Х") площадью 895,90 кв. м с условным номером ....; нежилом социально-бытовом здании (литер "Э") площадью 640,40 кв. м с условным номером ....; нежилом социально-бытовом здании (литер "Ч") площадью 1254,00 кв. м с условным номером ....; нежилом социально-бытовом здании (литер "В") площадью 1106,10 кв. м с условным номером ...; нежилом социально-бытовом здании (литер "Ф") площадью 476,70 кв. м с условным номером ....; нежилом социально-бытовом здании (литер "Я") площадью 2329,00 кв. м с условным номером ...., расположенных на территории земельного участка площадью 271056 с кадастровым номером ...., находящегося в границах муниципального образования Этокский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, имеющего разрешенное использование - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения - под размещение производственной базы, складских помещений; под строительство торгового комплекса, автостоянки; для строительства автостоянки, под производственную базу, складские помещения.
Признал незаконной деятельность А.Т.И. по осуществлению деятельности социальных приютов в этих же объектах капитального строительства. В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора: в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу запретить Р.М.Р. организацию социальных приютов в объектах капитального строительства; возложить на Р.М.Р. обязанность расторгнуть заключенный 01.02.2013 года с добровольцем А.Т.И. договор на безвозмездное оказание услуг в рамках благотворительной деятельности и возложить на А.Т.И. обязанность прекратить осуществлять деятельность, связанной с работой социальных приютов, организованных Р.М.Р. - отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Р.М.Р. - Л.А.В. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на то, что в качестве доказательства позиции истца к исковому заявлению приложены, в том числе, объяснения иностранных граждан, согласно которым они "проживали в гостинице "ГРиС" по адресу: Ставропольский край, город .... ул. .... N .... Указанные объяснения признаны судом неопровержимым доказательством позиции истца. На этих объяснениях основано решение о незаконности деятельности ответчиков в социальных приютах по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, Муниципальное образование Этокский сельсовет. Как видно, речь идет не только о разных адресах в пределах одного населенного пункта, но и о разных административно-территориальных образованиях. Таким образом, судом при вынесении решения нарушены положения
ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда о незаконности деятельности Р.М.Р. по организации социальных приютов в связи с получением Р.М.Р. материальной выгоды не соответствуют положениям ФЗ N 135-ФЭ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", не основаны на материалах дела. В деле нет ни одного доказательства, подтверждающего получение Р.М.Р. лично, либо через иное лицо, каких либо денежных средств за временное нахождение в приютах социально нуждающихся лиц. Доказательства незаконной деятельности Р.М.Р., приведенные прокурором в части осуществления уголовного преследования в рамках уголовных дел возбужденных по
ст. 322.1 УК РФ не обоснованы, так как судом установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что уголовные дела возбуждены в отношении неустановленного лица по факту совершения преступления. Р.М.Р. и А.Т.И. не являются фигурантами указанных прокурором уголовных дел и проверочных материалов, кроме того расследование означенных уголовных дел производством не окончено, факт совершения преступления как Р.М.Р., так и А.Т.И. не доказан, следовательно, данные факты не могли быть приняты судом в качестве бесспорного доказательства позиции истца о незаконной деятельности Р.М.Р. и А.Т.И. Ничем не мотивирован, не обоснован и не подтверждается материалами дела вывод суда о том, что некая "Татьяна", которая собирала плату за проживание, согласно объяснениям иностранных граждан, и А.Т.И. одно и то же лицо. Судом не указано, каким образом, "бесспорно установлен факт", что противоречит
п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении". В резолютивной части решения указано на признание незаконной деятельность Р.М.Р. по организации социальных приютов. Данный вывод суда противоречит мотивировочной части решения. Факт незаконности деятельности по организации приютов ни какими обстоятельствами дела, представленными доказательствами, не подтвержден. Судом не установлено фактов получения Р.М.Р., либо кем-то еще в интересах Р.М.Р., материальной выгоды при организации приютов (целевые денежные транши, пожертвования посторонних лиц и пр). Положение о социальных приютах, разработанное и утвержденное Р.М.Р., не оспорено и не признано противоречащим действующему законодательству. Деятельность волонтера А.Т.И. по осуществлению деятельности социальных приютов обжалуемым решением не обоснованно признана незаконной, так как судом не дана правовая оценка документам, на основании которых осуществляет свою деятельность волонтер А.Т.И. Такими документами, согласно мотивировочной части решения суда, являются Положение о социальном приюте и договор с волонтером. Указанные документы не признаны противоречащими действующему законодательству, не оспорены и не отменены, следовательно, не может быть признана незаконной деятельность, основанная на указанных документах. Иных доказательств, свидетельствующих о незаконной деятельности А.Т.И., за исключением объяснений иностранных граждан, в деле не имеется, суду не представлено. Прокурор обратился с настоящим иском в порядке
ст. 45 ГПК РФ, однако, при этом достаточно четко определил круг этих лиц, что нашло свое отражение в мотивировочной части решения (стр. 24 обжалуемого решения). При этом, прокурором не представлено доказательств неспособности обращения указанных лиц в суд с самостоятельными исковыми требованиями, так же не представлено доказательств обращения граждан в прокуратуру по вопросам нарушения прав и законных интересов кого-либо при функционировании социальных приютов.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя ответчика Р.М.Р. - Л.А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Л.Н.В., полагавшей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в удовлетворенной части иска по следующим основаниям.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ответчику Р.М.Р. принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: нежилое социально-бытовое здание N 1 (литер "Д") площадью 1005, 90 кв. м, с условным номером ....; нежилое социально-бытовое здание N 2 (литер "Ц") площадью 334,70 кв. м с условным номером ..... нежилое социально-бытовое здание (литер "Х") площадью 895,90 кв. м с условным номером.... нежилое социально-бытовое здание (литер "Э") площадью 640,40 кв. м с условным номером ....; нежилое социально-бытовое здание (литер "Ч") площадью 1254,00 кв. м с условным номером .... нежилое социально-бытовое здание (литер "В") площадью 1106,10 кв. м с условным номером ... нежилое социально-бытовое здание (литер "Ф") площадью 476,70 кв. м с условным номером .... нежилое социально-бытовое здание (литер "Я") площадью 2329,00 кв. м с условным номером ....., расположенные на территории земельного участка площадью 271056 с кадастровым номером ... находящегося в границах муниципального образования Этокский сельсовет Предгорного района Ставропольского края, имеющего разрешенное использование - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения - под размещение производственной базы, складских помещений; под строительство торгового комплекса, автостоянки; для строительства автостоянки, под производственную базу, складские помещения.
Факт принадлежности данных объектов недвижимости Р.М.Р. подтвержден соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права, имеющимися в материалах дела и исследованными судом.
В обоснование заявленных требований о признании незаконной деятельности Р.М.Р. по организации социальных приютов прокурор сослался на положения
ст. 1 ФЗ от 11.08.1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и указал, что вопреки требованиям законодательства о благотворительной деятельности, организованные Р.М.Р. приюты выполняют функции общежития или гостиницы, с нарушением норм пожарной безопасности, а также норм санитарно-эпидемиологического, миграционного законодательства, в них за денежную плату организовано незаконное пребывание иностранных граждан. Такими действиями ответчиков создается угроза жизни и здоровью значительного числа неопределенного круга лиц, проживающих постоянно или временно в социальных приютах.
В подтверждение изложенному требований прокурор представил следующие доказательства: постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного
ч. 1 ст. 322.1 УК РФ основанием к чему явилось наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления по организации неустановленным лицом незаконного пребывания на территории РФ иностранных граждан в социально-бытовом нежилом помещении лит. "Э" (т. 1 л.д. 20-21); протокол осмотра помещений общежития рынка "Грис" (т. 1 л.д. 22-26); протокол осмотра здания, находящегося по адресу: МО Этокский сельсовет Предгорного района ТЗК "Предгорный" (т. 1 л.д. 37-46); объяснения граждан Вьетнама (т. 1 л.д. 47-55); акт обследования социально-бытового нежилого помещения лит. "Э" (т. 1 л.д. 56); протоколы об административном правонарушении в отношении А.Ш.М. и Х.Э.А. о нарушении миграционного законодательства и постановления суда (т. 1 л.д. 58-67); журналы регистрации и оплаты коммунальных услуг социальных приютов N 1- N 9 (т. 1 л.д. 70-123); административный материал в отношении Р. (т. 1 л.д. 175-214); акты обследования помещений, принадлежащих Р.М.Р. и объяснения иностранных граждан (т. 1 л.д. 216-270).
Удовлетворяя в части исковые требования прокурора и признавая незаконной деятельность Р.М.Р. по организации социальных приютов, суд первой инстанции сослался на вышеуказанные документы, представленные прокурором в доказательство своих утверждений, перечислив их в мотивировочной части решения и пришел на основании этого к выводу о том, что социальные приюты, которые организованы Р.М.Р., действительно выполняют функции общежития (гостиницы) с нарушением норм пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического, миграционного законодательства, где за денежную плату организовано незаконное пребывание иностранных граждан. А потому организованные Р.М.Р. социальные приюты не соответствуют требованиям
ФЗ N 135-ФЗ от 11.08.1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", поскольку предоставление иностранным гражданам жилья является не бескорыстной деятельностью, а направленной на получение материальной выгоды. Кроме того, все объекты недвижимого имущества, в которых организованы социальные приюты, имеют назначение - нежилые здания, т.е. не предназначены для проживания людей.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, а не статьи 195. | |
Однако, по мнению судебной коллегии, данный вывод сделан судом без учета существа заявленных исковых требований, основанных на положениях
ФЗ N 135-ФЗ и положений
ч. 3 ст. 195 ГПК РФ, поскольку в указанной норме процессуального закона отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности. По общему правилу судья выносит решение только по заявленным участвующими в деле лицами требованиям.
При принятии решения суд должен оценить доказательства, исследованные в судебном заседании, дать им окончательную оценку. Оценивая доказательства, суд делает вывод об относимости, допустимости, достоверности и полноте доказательств, а также о допустимости средств доказывания, дает юридическую квалификацию установленному фактическому составу, т.е. определяет, какие нормы материального права должны быть применены к установленным фактическим обстоятельствам.
Указанные нормы процессуального законодательства судом первой инстанции при принятии решения не учтены, в выводах суда в части признания незаконной деятельности Р.М.Р. по организации социальных приютов не имеется мотивировки тому, какую норму
ФЗ N 135-ФЗ от 11.08.1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в последней редакции от 05.05.2014 года N 103-ФЗ), действовавшей на момент принятия судебного акта, нарушила Р.М.Р. при организации социальных приютов в принадлежащих ей на праве собственности нежилых зданиях, в чем заключается незаконность ее действий в такой организации.
В
ст. 1 указанного Закона установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами или юридическими лицами имущества, в том числе денежные средства, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительность - это помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, в принципе свойственна в той или иной мере любому человеческому обществу на любой фазе его эволюции. Оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности при этом является свободный и непринужденный выбор вида, времени и места, а также содержания помощи.
Иными словами, благотворительная деятельность осуществляется путем добровольной, бескорыстной, безвозмездной передачи гражданам или юридическим лицам имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг. Когда государственные органы не в состоянии самостоятельно справиться с социальными проблемами, то возрастает роль благотворительной деятельности. Согласно
ст. 39 Конституции Российской Федерации необходимо развивать в России благотворительность как дополнительную форму социальной защиты населения.
В первую очередь целью благотворительной деятельности является оказание любой помощи социально незащищенным членам общества, не способным, по той или иной причине, собственными усилиями обеспечить себе приемлемые условия жизнедеятельности. Имеется в виду такая благотворительная деятельность, как оказание социальной помощи инвалидам, детям, пожилым людям, помощь беженцам и вынужденным переселенцам, обеспечение школ компьютерами и современным оборудованием, профилактика и лечение СПИДа, наркомании, снижение детской беспризорности.
Ст. 4 данного Закона посвящена установлению общих гарантий и принципов осуществления благотворительной деятельности. В частности, она гарантирует право каждого на осуществление благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность осуществляется гражданами и юридическими лицами (не только российские граждане, но и иностранцы и лица без гражданства могут беспрепятственно заниматься благотворительностью на территории Российской Федерации).
В
п. 1 ст. 4 закрепляет два основополагающих принципа осуществления благотворительной деятельности: первый - принцип добровольности. Данный принцип означает, что каждое лицо, осуществляющее благотворительную деятельности, добровольно, т.е. на основании собственного волеизъявления, без принуждения с какой бы то ни было стороны, осуществляет деятельность, предусмотренную
ФЗ N 135-ФЗ. Каждый субъект волен распоряжаться своими доходами, только он может решать, что с ними делать. Каждый решает самостоятельно, как ему поступить со своими материальными ценностями, личным временем. Благотворительная деятельность осуществляется тем, кто в данный момент имеет возможность ее оказать, и адресована тому, кому она в настоящее время необходима.
Государство в свою очередь не только не препятствует благотворительности, но и поощряет ее. Поощрение выражается в предоставлении гражданам и юридическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность, тех или иных льгот, прежде всего налоговых.
Вторым принципом осуществления благотворительной деятельности является принцип свободы выбора целей такой деятельности: сострадание, милосердие; экономические соображения, желанием получить какие-либо преимущества, например налоговые льготы. Все перечисленное
Законом не запрещено и никто не вправе ограничивать свободу выбора установленных настоящим ФЗ целей благотворительности и форм ее осуществления
(п. 3 ст. 4).
Участники благотворительной деятельности - благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг. Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, являются добровольцами (ст. 5 ФЗ N 135).
Изложенные положения Закона свидетельствует о том, что любой гражданин вправе заниматься благотворительной деятельностью в любой форме, указанной в законе, а также быть добровольцем, осуществляющим благотворительную деятельность.
Как следует из материалов гражданского дела, Р.М.Р., как физическое лицо и собственник объектов недвижимости, организовала круглосуточно работающий социальный приют на добровольной и безвозмездной основе для лиц, временно утративших социально-полезные связи, оставшихся без средств к существованию, не имеющих места жительства или временного проживания.
Правовой основой работы данного приюта является
ФЗ N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Положение, разработанное организатором социального приюта - благотворителем Р.М.Р.
В соответствии с указанным Положением любое лицо, обратившееся в приют, может быть помещено туда по устному заявлению такого лица в любое время суток при наличии свободных мест, беспрепятственно покидать приют, безвозмездно получать в нем ночлег, а также комплекс коммунальных услуг.
Для организации текущей работы приюта благотворитель Р.Р.М. заключила договор с добровольцем А.Т.И., добровольческая безвозмездная деятельность которой расписана в п. 1.3. данного договора.
Изложенные положения законодательства о благотворительной деятельности не содержат запрета в создании физическим лицом социального приюта, а установленные нарушения собственником Р.М.Р. требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических требований в эксплуатации зданий, в которых размещаются созданные ею приюты, не могут свидетельствовать о незаконности ее действий по созданию этих приютов, поскольку правовая природы указанных обстоятельств является разной, как и последствия нарушения норм и правил закона, регулирующих такую деятельность.
Ссылка истца и суда на то, что социальные приюты выполняют функции общежития (гостиницы) и в них за денежную плату организовано незаконное пребывание иностранных граждан, что является не бескорыстной деятельностью, а направленной на получение материальной выгоды, а потому организованные Р.М.Р. социальные приюты не соответствуют требованиям
ФЗ N 135-ФЗ от 11.08.1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", не может являться основанием к признанию незаконными действий Р.М.Р. по организации приютов, как в силу вышеизложенного так и потому, что эти обстоятельства, даже при условии их надлежащего доказывания, правового значения к разрешению заявленных требований о незаконной деятельности по организации приютов, т.е. фактически требований о признании незаконной благотворительной деятельности, основанных на указанном
ФЗ N 135-ФЗ, не имеют.
Нарушения, установленные в рамках проведенной прокуратурой совместной проверки являются основанием к привлечению ответчицы Р.М.Р. к установленной законом для такого вида нарушений ответственности и не является основанием к признании ее деятельности по организации приютов незаконной.
Деятельность волонтера ответчика А.Т.И. по осуществлению деятельности социальных приютов регламентирована Положением о социальном приюте и договором от 01.02.2013 года, которые не признаны противоречащими действующему законодательству, не оспорены и не отменены. Признание незаконной деятельности А.Т.И. по осуществлению деятельности социальных приютов, суд первой инстанции в мотивировочной части никак не обосновал этот вывод, не учел, что А.Т.И. является волонтером - добровольцем. Более того,
закон о благотворительной деятельности не содержит обязательных условий заключения такого договора между благотворителем и добровольцем.
Кроме того, ни истцом ни судом не указано в чем заключается незаконная деятельность А.Т.И. в социальных приютах.
Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии выводов суда материалам гражданского дела, а потому решение суда в части признания незаконной деятельность Р.М.Р. по организации социальных приютов и признании незаконной деятельность А.Т.И. по осуществлению деятельности социальных приютов, является незаконным и подлежит отмене.
определила:
решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 13 марта 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Предгорного района Ставропольского края заявленных в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - оставить без изменения.
Это же решение в остальной части отменить, принять в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требования и.о. прокурора Предгорного района Ставропольского края к Р.М.Р., А.Т.Н. о признании незаконной деятельность Р.М.Р. по организации социальных приютов и признании незаконной деятельность А.Т.И. по осуществлению деятельности социальных приютов - отказать.
Апелляционную жалобу представителя ответчика Р.М.Р. - Л.А.В. - удовлетворить.