Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26.06.2015 по делу N 33-3999/2015
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Заявитель проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но ему было отказано в связи с отсутствием необходимых документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отказ соответствует требованиям действующего законодательства.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26.06.2015 по делу N 33-3999/2015
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Заявитель проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но ему было отказано в связи с отсутствием необходимых документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку отказ соответствует требованиям действующего законодательства.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. по делу N 33-3999/2015
Судья Чернов Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Ситьковой О.Н.
судей Луневой С.П. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя УФСИН России по Ставропольскому краю Ш.
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06 апреля 2015 года
по делу по заявлению К.А. о признании незаконным отказа ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
К.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вменении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что до 26 марта 2007 года он проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, откуда уволен приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от 22 марта 2007 года N <...> по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
28 июня 2013 года он обратился в УФСИН по СК с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Извещением УФСИН по СК от 01 августа 2013 года N <...> ему сообщено, что рассмотрение его заявления отложено до вступления в силу нормативного правового акта ФСИН России, регламентирующего порядок формирования и работы комиссии. Документы возвращены ему.
Решение о направлении в Комиссию ФСИН России документов для получения им единовременной выплаты в целях принятия соответствующего решения принято Комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю 21 ноября 2013 года (выписка из Протокола заседания комиссии УФСИН по СК от 21.11.2013 г. N 2).
Комиссия ФСИН России рассмотрела поданное им заявление со значительным превышением установленного трехмесячного срока, а именно 26 сентября 2014 года и вынесла необоснованный отказ об отказе в удовлетворении его заявления.
Считает решение Комиссии ФСИН, в части касающейся его (К.А.), незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы, поскольку основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной выплаты послужило то, что, по мнению Комиссии ФСИН, необходимые документы представлены не в полном объеме: отсутствует копия финансового лицевого счета с адреса жилой площади, принадлежащей матери его супруги, на которой супруга была зарегистрирована в период с 06 ноября 1998 года по 20 ноября 2009 года.
Принимая во внимание, что отсутствие копии финансового лицевого счета с адреса жилой площади, принадлежащей матери его супруги, на которой она была зарегистрирована в период с 06 ноября 1998 года по 20 ноября 2009 года, не имеет правового значения для разрешения вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и является лишь формальным поводом для отказа, поскольку его супруга не являлась ни собственником указанной жилой площади, ни проживала на ней по договору социального найма, К.А. просил признать решение Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N <...> от 26 сентября 2014 года в части, касающейся отказа К.А. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поставить К.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты, не позднее 01 марта 2014 года; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании К.А. отказался от требования о немедленном обращении решения суда к исполнению.
Определением суда от 06 апреля 2015 года принят отказ заявителя от данной части требований и производство по делу в этой части прекращено.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06 апреля 2015 года заявление К.А. удовлетворено.
Признано незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N <...> от 26 сентября 2014 года в части, касающейся отказа К.А. и членам его семьи в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложена обязанность поставить К.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты, не позднее 01 марта 2014 года.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Ставропольскому краю Ш. указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным, необоснованным, вынесено с нарушением норм материального права.
Суд не дал должной оценки тому, что заявитель не предоставил копии финансовых лицевых счетов в отношении своей супруги К.Т., зарегистрированной по месту жительства по адресу: г. Ставрополь, <...>. Из содержания справок, выданных администрацией и предоставленных заявителем в учетное дело, комиссии ФСИН России не представилось возможным выяснить вопрос о нуждаемости в жилье супруги заявителя. Справки не обладают в полном объеме нужной информацией, в частности, о праве собственности лиц, зарегистрированных в домовладении.
Исходя из буквального толкования п. "з" постановления Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 следует, что данный список документов (выписки из домовой книги, копии финансовых лицевых счетов) являются в любом случае обязательным, а заменяющие их документы могут быть представлены лишь в случае отсутствия вышеуказанных документов, а также документов, подтверждающих невозможность их получения.
Просит отменить решение и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К.А.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителя - З. просит оставить решение без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя УФСИН России по Ставропольскому краю Ш., действующего по доверенности, просившего отменить решение по доводам апелляционной жалобы, а также К.А. и его представителя З., действующего по доверенности, полагавших обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, судебная коллегия находит постановленное по делу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела суд допустил такие нарушения, поскольку неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Как установлено судом, К.А. до 26 марта 2007 года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, откуда уволен приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от 22 марта 2007 г. N <...> по ст. 58 п. "б" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах дел Российской Федерации (л.д. 9).
Установив, что в период прохождения службы, 24 июня 2004 года, К.А. был принят на учет по улучшению жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель имеет право на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренной
статьей 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
28 июня 2013 года К.А. обратился в УФСИН по СК с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Извещением УФСИН по СК от 01 августа 2013 года N <...> К.А. поставлен в известность о том, что рассмотрение его заявления отложено до вступления в силу нормативного правового акта ФСИН России, регламентирующего порядок формирования и работы комиссии. Документы возвращены заявителю (л.д. 10).
В материалах дела имеется справка, подтверждающая, что 18 ноября 2013 года у заявителя приняты документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с
постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 (л.д. 11).
Из содержания представленной выписки из протокола заседания комиссии УФСИН по Ставропольскому краю 21 ноября 2013 года N 2 следует, что комиссией принято решение о направлении документов для получения К.А. единовременной выплаты в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты (л.д. 13).
Судом установлено, что указанные выше документы поступили в комиссию ФСИН России 25 ноября 2013 года.
Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 26 сентября 2014 года К.А. и членам его семьи отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Из содержания выписки из протокола N <...> заседания комиссии видно, что отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты мотивирован не предоставлением всех обязательных документов (отсутствием копии финансового лицевого счета или документа, подтверждающего невозможность его получения за последние 5 лет (с 18.11.2008 по 20.11.2009) с места жительства супруги К.Г., предусмотренных п. 5 Правил.
При принятии данного решения комиссия исходила из того, что ранее супруга заявителя с 06.11.1998 по 20.11.2009 была постоянно зарегистрирована по адресу: г. Ставрополь, <...>, в жилом помещении жилой площадью <...> кв. м, принадлежащем на тот момент на праве собственности <...> (матери супруги заявителя). Всего на момент снятия с регистрационного учета было зарегистрировано <...> человек. Копия финансового счета с указанного адреса отсутствует, что не позволяет установить общую площадь жилого помещения, а в конечном счете - нуждаемость супруги заявителя в обеспечении жилым помещением (л.д. 15).
Признавая данный отказ незаконным, суд указал, что необходимость наличия копии финансового лицевого счета с адреса жилой площади, принадлежащей матери супруги К.А., на которой его супруга была зарегистрирована в период с 06 ноября 1998 года по 20 ноября 2009 года, носило бы обязательный характер и имело правовое значение только в том случае, если бы супруга К.А., как совместно проживающий с ним член семьи, проживала бы на указанной жилой площади по договору социального найма либо имела бы нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих ей на праве собственности.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом, ввиду следующего.
В соответствии со
статьей 46 Конституции Российской Федерации и
главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Следовательно, в силу прямого указания закона гражданин вправе оспорить в суде любые действия, равно как и бездействие, нарушающие его права и свободы или создающие препятствия к осуществлению им прав и свобод.
Из системного анализа норм действующего гражданского законодательства следует, что наличие у гражданина специального права не предоставляет ему возможности по собственному усмотрению выбирать порядок и процедуру реализации такого права, устанавливаемого нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в данной сфере.
Согласно
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с
пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Таким образом, вышеприведенная правовая норма устанавливает порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты с учетом особенностей жилищных условий граждан.
В соответствии с
частью 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно
пункту 7 вышеназванного Постановления Правительства РФ на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Перечень документов, подлежащих предоставлению сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты указан в
пункте 5 Правил.
В соответствии с указанным выше
пунктом наряду с заявлением сотрудник должен предоставить также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
В соответствии с
пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Оценивая вопросы целесообразности предоставления указанного в перечне документа - копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, суд не учел, что разрешение вопросов о перечне документов, необходимых для предоставления сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, отнесено к дискреционным полномочиям федерального законодателя и Правительства Российской Федерации, которые учли в этих целях дифференциацию видов государственной службы и специфику решаемых ими публичных задач.
В силу прямого указания закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Установление в выше приведенных нормативных правовых актах, регламентирующих меры социальной поддержки для разных категорий государственных служащих, определенных оснований для предоставления единовременной социальной выплаты направлено, в том числе и против необоснованного сверхнормативного обеспечения жильем за счет бюджетных средств.
Принимая во внимание, что К.А. не предоставил в комиссию требуемый законом документ - копию финансового лицевого счета с места жительства своей супруги К.Г. за последние 5 лет, равно как и документ, подтверждающий невозможность его получения, а предоставленная им справка из администрации не содержит данных, позволяющих разрешить вопрос нуждаемости в жилье члена семьи заявителя, оспариваемый отказ ФСИН России основан на требованиях действующего законодательства.
Доводы К.А. и его представителя о том, что при принятии его документов комиссией УФСИН России по Ставропольскому краю ему не было указано на неполноту пакета документов, не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса ввиду того, что проверка полноты и достоверности документов, подлежащих предоставлению одновременно с заявлением, отнесена к компетенции федерального органа исполнительной власти, т.е. ФСИН России, а не его территориального управления.
Доводы заявления К.А. о нарушении комиссией сроков рассмотрения его заявления, не являются основанием для удовлетворения его требований.
К.А. не обжаловал бездействие соответствующего федерального органа исполнительной власти в установленном законом порядке.
При этом К.А. не лишен права на получение указанной выше единовременной социальной выплаты, при условии повторного обращения в комиссию с заявлением и пакетом требуемых по закону документов.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (
ч. 1 ст. 1,
ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (
ст. ст. 55,
59 -
61,
67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявления К.А. не отвечает указанным выше требованиям закона, а потому подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, установлены, однако им дана неправильная правовая оценка, судебная коллегия находит возможным, отменяя принятый по делу судебный акт, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований К.А.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 06 апреля 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления К.А. о признании незаконным отказа ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Ставропольскому краю Ш. удовлетворить.