Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.05.2019 по делу N 33-5495/2019
Требование: О принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: По результатам рассмотрения заявления истца на заседании комиссии было принято решение о снятии его с учета для получения единовременной выплаты, с чем истец не согласился.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Самарского областного суда от 14.05.2019 по делу N 33-5495/2019
Требование: О принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обстоятельства: По результатам рассмотрения заявления истца на заседании комиссии было принято решение о снятии его с учета для получения единовременной выплаты, с чем истец не согласился.
Решение: Требование удовлетворено.

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2019 г. по делу N 33-5495/2019
Судья: Кривицкая О.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Ивановой Е.Н.,
судей - Желтышевой А.И., Набок Л.А.
при секретаре - М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.С.И. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (УФСИН России по Самарской области) на решение жилищной комиссии, по апелляционной жалобе В.С.И. на решение Самарского районного суда г. Самара от 27 февраля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ивановой Е.Н., судебная коллегия
установила:
В.С.И. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области на решение жилищной комиссии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 04.03.2015 г. он подал пакет документов необходимых для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации".
Согласно справке кадрового подразделения срок выслуги В.М. составляет двенадцать лет и пять месяцев в календарном исчислении.
Ранее единовременная социальная выплата ни ему, ни его семье не предоставлялась.
Предоставленные В.С.И. документы подтверждали факт не использования им и членам его семьи права бесплатной приватизации и отсутствия у них жилых помещений на праве собственности.
10.02.2017 г. на заседании комиссии УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы рассмотрен рапорт В.С.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по новому месту службы.
Данной комиссией принято решение о постановке В.С.И. составом семьи три человека на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 8 Правил - исходя из даты принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы - 04.03.2015 г.
13.08.2018 г. (протокол N 6) на заседании комиссии УФСИН России по Самарской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы был рассмотрен вопрос о внесении изменений в учетное дело В.С.И. (в связи с рождением еще одного ребенка), а также вопрос о законности нахождения в очереди для получения единовременной социальной выплаты. Комиссией принято решение об отказе во внесении изменений в учетное дело В.С.И. в части увеличения состава семьи до 4-х человек и о снятии с учета для получении выплаты.
08.10.2018 г. В.С.И. обжаловал данное решение в вышестоящую инстанцию.
Ответом от 02.11.2019 г. исх N 64/ТО/26-1244 решение Комиссии оставлено без изменения.
Истец полагает, что решение жилищной комиссии УФСИН России по Самарской области от 13.08.2018 г. является незаконным.
На основании вышеизложенного, истец просил суд:
- отменить решение Комиссии УФСИН России по Самарской области от 13.08.2018 г. в части исключения В.С.И. из списка сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отказа внесения изменений в учетное дело В.С.И. в части увеличения состава семью до 4-х человек;
- обязать Комиссию УФСИН России по Самарской области восстановить В.С.И. в списке сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- обязать Комиссию УФСИН России по Самарской области внесении изменений в учетное дело В.С.И. в части увеличения состава семью до 4-х человек.
Решением Самарского районного суда г. Самара от 27.02.2019 г. в удовлетворении исковых требований В.С.И. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области на решение жилищной комиссии отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе В.С.И. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСИН России по Самарской области по доверенности К. возражала на доводы апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, считая его законным и обоснованным ввиду следующего.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно пункту 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Судом установлено, что 04.03.2015 г. В.С.И. подал пакет документов, необходимых для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации".
Согласно выписке из протокола N 2 от 26.05.2015 г. заседания комиссии В.С.И. составом семьи три человека поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 04.03.2015 г. по месту службы в Самарском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний.
10 февраля 2017 года поставлен на учет в УФСИН России по Самарской области для получения единовременной выплаты с 04.03.2015 г. 30.05.2018 года В.С.И. обратился к начальнику УФСИН России по Самарской области с рапортом о внесении изменений в связи с изменением регистрации по месту жительства и состава семьи.
Из представленных на комиссию документов усматриваются следующие обстоятельства.
Истец и члены его семьи с 3 ноября 2017 года зарегистрированы по адресу: <...>. Количество проживающих в указанном жилом помещении общей площадью 42,3 кв. м после регистрации заявителя и членов его семьи составило 6 человек (расчет произведен без учета родившейся <...> г. дочери истца В.В.). Таким образом, на каждого проживающего стало приходиться по 7,05 кв. м вместо ранее 9,6 кв. м в квартире по адресу: <...>, общей площадью 28,9 кв. м составом семьи три человека.
Из представленных в комиссию договора купли продажи жилого помещения по адресу: <адрес>, и доверенности, выданной В.С.И. В. следует, что право управления указанной квартирой, а также ее продажи принадлежит В.С.И. с 04.09.2014 г., таковым он и воспользовался. В связи с чем, по мнению суда первой инстанции, доводы истца о том, что жилое помещение в ноябре 2017 года реализовано по усмотрению собственника, а воля заявителя отсутствовала, вызвали у жилищной комиссии обоснованные сомнения.
По результатам рассмотрения заявления В.С.И. 13.08.2018 г. на заседании комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области (протокол N 6) принято решение о снятии В.С.И. с учета для получения единовременной выплаты.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, суд пришел к выводу о том, что вывод комиссии УФСИН России по Самарской области является законным и обоснованным, поскольку семья истца умышленно ухудшила свои жилищные условия.
Как указал суд, договор купли-продажи жилого помещения по адресу: <адрес> от 09 ноября 2017 года совершен от имени продавца В. представителем В.С.И. на основании доверенности, выданной В.С.И. В. Из доверенности следует, что право управления указанной квартирой, а также ее продажа принадлежит В.С.И. с 04.09.2014 г., таковым он и воспользовался. Следовательно, доводы истца о том, что жилое помещение в ноябре 2017 года реализовано по усмотрению собственника, а воля заявителя отсутствовала, не основано на представленных документах.
Действия сотрудника по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, в котором он, как член семьи, был обеспечен жилой площадью, а также его добровольный отказ от права пользования этим жилым помещением и регистрация по месту жительства в жилом помещении меньшей площади, свидетельствуют об ухудшении его жилищных условий. Из смысла п. 12, подп. "б" п. 15 Правил совершение действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ, с намерением получения единовременную социальную выплату в большем размере влечет за собой снятие сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты, а равным образом отказ в постановке на учет.
При таких обстоятельствах, суд отказал в иске В.С.И.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как разъяснено в положениях подпункта "а" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" супруг, дети и родители собственника признаются членами семьи собственника жилого помещения при установлении факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.
Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения.
Материалами дела подтверждено, что с марта 2009 года по 03.11.2017 г. В.С.И. проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение на праве собственности принадлежало отцу истца - В., зарегистрированному и проживающему по адресу: <адрес>
В квартире по адресу: <адрес>, с рождения также была зарегистрирован дочь истца В.М., ДД.ММ.ГГГГ, а с 21.10.2014 г. в квартире зарегистрирована супруга истца В.А.
В связи с отсутствием у истца В.С.И. жилого помещения как в собственности, так и по договору социального найма он проживал в вышеуказанном жилом помещении. При этом доказательств, подтверждающих вселение и проживание в данном жилом помещении как член семьи собственника, ведение с ним общего хозяйства, в материалы дела не представлено, таковым истец не признавался в соответствии с положениями части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия отмечает, что право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, правового значения для признания заявителя нуждающимся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья не имеет, поскольку заявитель проживал в не принадлежащем ему жилом помещении, а регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующем о месте проживания, но не о правах на жилое помещение.
09.11.2017 г. собственник вышеуказанной квартиры В. продал принадлежащую ему квартиру. В связи с чем, с 03.11.2017 г. В.С.И. с дочерью и супругой были зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей Т. (теще истца). С 07.03.2018 г. в данной квартире также была зарегистрирована дочь истца В.В., ДД.ММ.ГГГГ
То обстоятельство, что квартира по <адрес> была продана собственником квартиры в лице представителя по доверенности В.С.И., не служит основанием для признания намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий.
Как видно из доверенности от 04.09.2014 г., В. доверил В.С.А. управлять квартирой, а также продать с правом получения причитающихся собственнику квартиры денег.
Таким образом, оснований полагать, что истец В.С.И. действовал исключительно в своих интересах при продаже квартиры не имеется.
Учитывая изложенное, конкретные обстоятельства данного дела, отсутствие доказательств признания истца членом семьи собственника квартиры В., продажа квартиры собственником В., вынужденное выселение и регистрация истца с членами его семьи (супругой и дочерью) по другому адресу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для признания решения жилищной комиссии УФСИН России по Самарской области от 13.08.2018 г. незаконным и отмене в части исключения В.С.И. из списка сотрудников на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с восстановлением В.С.И. в данном списке.
В связи с тем, что отказ жилищной комиссии во внесении изменений в учетное дело В.С.И. в части увеличения состава семьи до 4-х человек (в связи с рождением дочери В.В., ДД.ММ.ГГГГ), является производным от решения о снятии В.С.И. с учета для получения выплаты, судебная коллегия полагает необходимым удовлетворить требования истца об отмене решения жилищной комиссии от 13.08.2018 г. в указанной части с возложением обязанности на ответчика внести данные изменения в учетное дело истца.
На основании изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского районного суда г. Самара от 27 февраля 2019 года отменить. Постановить по делу новое решение.
Исковые требования В.С.И. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области (УФСИН России по Самарской области) на решение жилищной комиссии удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии УФСИН России по Самарской области от 13.08.2018 г в части снятия В.С.И. из списка сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отказа внесения изменений в учетное дело В.С.И. в части увеличения состава семьи до четырех человек.
Обязать Комиссию УФСИН России по Самарской области восстановить В.С.И. в списке сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать Комиссию УФСИН России по Самарской области внести изменения в учетное дело В.С.И. в части увеличения состава семьи до четырех человек.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.