Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2022 N 88-12206/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Самарского областного суда от 01.02.2022 по делу N 33-1310/2022(33-15104/2021)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец считает, что выплата носит обязательный характер, отказ в выплате незаконный.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 01.02.2022 по делу N 33-1310/2022(33-15104/2021)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец считает, что выплата носит обязательный характер, отказ в выплате незаконный.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 февраля 2022 г. по делу N 33-1310/2022(33-15104/2021)
судья Серова С.Н. | Дело N 2-2568/2021 |
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ереминой И.Н.,
судей Ивановой Е.Н., Туляковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лещевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т. на решение Волжского районного суда Самарской области от 03 сентября 2021 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Т. к ФГБУ "8 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Самарской области (договорной)" о взыскании материальной помощи при уходе в основной отпуск, процентов за задержку выплаты и компенсации морального вреда - отказать.",
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Ереминой И.Н., возражения относительно доводов жалобы представителя ответчика ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" - Ш.,
установила:
Т. обратился в суд с иском к ФГБУ "8 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Самарской области (договорной)" (далее - ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)") о взыскании материальной помощи при уходе в основной отпуск, процентов за задержку выплаты и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указал, что он работает в 43 пожарной спасательной части ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" в должности водителя автомобиля (пожарного) 6-го разряда. 24.05.2021 г. он обратился к начальнику ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" К. с заявлением об оказании ему материальной помощи в размере 3-х окладов в связи с уходом в ежегодный основной отпуск. 24.05.2021 г. получил ответ о том, что материальная помощь по смете расходов ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" не предусмотрена коллективным договором 2018-2021, а
приложение N 4 к приказу МЧС России от 14.12.2019 N 747 на ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" не распространяется. Отпуск ему был предоставлен с 02.06.2021 г. Считает, что выплата носит обязательный характер, отказ в выплате незаконный.
Ссылаясь на изложенное, истец просил суд взыскать с ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" материальную помощь при уходе в основной отпуск в размере 21948,27 руб., проценты за задержку выплаты в размере 500,46 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить и принять новое решение с учетом обстоятельств, изложенных в жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" - Ш. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении дела не просили.
На основании положений
ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с
ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Т. с 24.01.2013 г. работает в 43 пожарной части ФКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Самарской области (договорной)" в должности водителя автомобиля (пожарного).
24.05.2021 г. истец обратился к начальнику ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" К. с заявлением об оказании материальной помощи в размере 3 окладов, в связи с уходом в ежегодный очередной отпуск.
24.05.2021 г. начальником ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" К. дан ответ N 279-1-12 о том, что материальная помощь в размере трех окладов, в связи с уходом в отпуск, в смете расходов ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" по договору с АО "Транснефть - Приволга" на 2021 год, и в действовавшем до 29.04.2021 года Коллективном договоре ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" на 2018-2021 гг. не предусмотрена. Также в очередной раз сообщено, что
приложение N 4 приказа МЧС России от 14.12.2019 N 747, устанавливает порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников организация (учреждений) МЧС России, выплаты которые осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета. ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" не получает ассигнований из федерального бюджета, что было разъяснено решением Волжского районного суда от 31.08.2020 года, и Шестым Кассационным судом общей юрисдикции от 01.04.2021 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из положений законодательства и локальных актов ответчика, которые не предусматривают выплату материальной помощи в размере трех окладов в связи с уходом работника в ежегодный отпуск.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
В соответствии с положениями
ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового
кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (далее также - локальные нормативные акты).
Согласно
ст. 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу требований
ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Статьей 9 Трудового кодекса РФ определено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии со
ст. 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим
Кодексом или иным федеральным законом. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим
Кодексом.
Частями 2 -
3 ст. 13 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования. Принимаемые работодателем локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.
Согласно
части 1 статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (
часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В
статье 164 Трудового кодекса РФ дано понятие гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в области социально-трудовых отношений.
Гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений (
часть 1 статьи 164 Трудового кодекса РФ).
Приказом МЧС России от 14 декабря 2019 года N 747 утвержден
Порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России
(приложение N 4), который определяет правила формирования и использования фонда оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России.
Согласно
Приложению N 4 Приказа МЧС России от 14 декабря 2019 года N 747, выплаты, установленные настоящим
Порядком, осуществляются за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников.
Фонд оплаты труда работников формируется в расчете на штатную численность работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на оплату труда.
Годовой фонд оплаты труда работников формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: должностных окладов (тарифных ставок) в том числе окладов руководителей организаций (учреждений) - в размере 12 окладов, выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда, материальной помощи в размере трех окладов (тарифных ставок).
В соответствии с Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана
(статья 4).
В силу
ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года N 989 утверждены
Правила выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее также - Правила).
В силу
п. п. 1,
2 Правил выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы могут обслуживаться критически важные производственные объекты, объекты культурного наследия народов Российской Федерации и объекты с массовым пребыванием людей по решению их собственников.
Таким образом, по смыслу указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что формирование фонда оплаты труда работников может формироваться за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета или за счет средств поступивших по заключенным с коммерческими организациями договорам на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.
Вместе с тем, по смыслу закона выплата материальной помощи в связи с уходом работника в ежегодный отпуск для работников договорных подразделений федеральной противопожарной службы устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Уставом ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" относится к договорным подразделениям федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, осуществляющим свою деятельность на договорной основе.
Согласно п. 3.2. Устава ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" источником формирования финансовых средств являются, в первую очередь, средства, полученные от реализации договоров с охраняемыми организациями, а также средства, полученные от приносящей доход деятельности.
Судом установлено, что поступления финансовых средств из федерального бюджета в ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)" отсутствуют, что подтверждается представленными в материалы дела отчетами о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения.
Действующим у ответчика Положением об оплате труда работников, выплата материальной помощи в размере трех окладов в связи с уходом работника в ежегодный отпуск, не предусмотрена.
Судебная коллегия, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проанализировав нормы закона, полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
При разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, в том числе об ограничении права ФИО1 на гарантии и ухудшении положения работника, признаются судебной коллегией необоснованными, так как не находят своего правового и документального обоснования в материалах дела, выводов суда первой инстанции не опровергают. Права истца на гарантии и компенсации, предоставляемые работникам в области социально-трудовых отношений, и их реализацию ответчиком, как работодателем истца, не нарушены, поскольку Приложение N 4 к Приказу МЧС России от 14.12.2019 г. N 747 определяет
Правила формирования и использования фонда оплаты труда подразделений МЧС России, за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Однако финансирование деятельности ФГБУ "8 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)", в том числе формирование фонда оплаты труда, осуществляется исключительно за счет средств, поступивших по заключенным с коммерческими организациями договорами на выполнение работ и оказание услуг. Средства из федерального бюджета на финансирование деятельности ответчика не поступают.
Требования истца о взыскании процентов за задержку выплаты и компенсации морального вреда, являются производными от требований о взыскании материальной помощи при уходе в основной отпуск, в удовлетворении которых отказано, также не подлежат удовлетворению. Нарушений прав истца со стороны ответчика в ходе рассмотрения дела не установлено.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда Самарской области от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.