Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.12.2021 по делу N 88-25623/2021 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 21.07.2021 N 33-5068/2021 по делу N 2-1451/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: У сотрудника органа уголовно-исполнительной системы отсутствует преимущественное право на предоставление единовременной выплаты перед сотрудниками, вставшими на учет ранее него, получение сотрудником единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников.
Решение: Отказано.


Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 21.07.2021 N 33-5068/2021 по делу N 2-1451/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: У сотрудника органа уголовно-исполнительной системы отсутствует преимущественное право на предоставление единовременной выплаты перед сотрудниками, вставшими на учет ранее него, получение сотрудником единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников.
Решение: Отказано.

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 июля 2021 г. N 33-5068/2021
Дело N 2-1451/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Д.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Т. на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 апреля 2021 года по гражданскому делу по иску Т. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области о возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, ФСИН России - М., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, пояснения прокурора Христич Т.В., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с названным иском, указав, что проходит службу в органах исполнения наказания УФСИН России по Оренбургской области, выслуга составляет 19 лет. Он с семьей проживает в служебном жилье, предоставленном на время прохождения службы, которое будет вынужден освободить в связи с предстоящим выходом на пенсию. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 31 января 2017 года поставлен на учет для получения единовременной выплаты. Выплата не предоставлена, нуждается в улучшении жилищных условий. Обращения к руководителю УФСИН России по Оренбургской области и в прокуратуру Оренбургской области и полученные на них ответы не привели к разрешению его жилищного вопроса.
Истец просит суд обязать УФСИН России по Оренбургской области предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4 640 188,50 рублей, взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя 20 000 рублей, по уплате государственной пошлины 300 рублей.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России, Министерства финансов не явились, судом о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Т., и его представитель А.Д., действующий на основании доверенности от 26 января 2021 года, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УФСИН по Оренбургской области А.Е.Е., действующая на основании доверенности от 23 марта 2020 года, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - прокуратуры Оренбургской области А.Е.А., действующая на основании доверенности от (дата), возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию ответчика.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 апреля 2020 года в удовлетворении исковых требований Т. к УФСИН по Оренбургской области о возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Т., представители ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Оренбургской области, Министерства финансов Российской Федерации не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Т. является сотрудником уголовно-исполнительной системы.
(дата) Т., (дата) года рождения обратился к УФСИН России по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В представленной ответчиком на обозрение суда в судебном заседании книге учета заявлений (рапортов), начатой 26 ноября 2013 года, Т. с семьей в составе 3 человек значится под номером 413 в соответствии с записью от 15 ноября 2016 года.
По результатам рассмотрения документов, решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения от 31 января 2017 года Т. с составом семьи поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 15 ноября 2016 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии N.
В книге учета сотрудников и граждан на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, начатой 28 ноября 2014 года, представленной ответчиком на обозрение суда в судебном заседании, Т. значится под номером 92 с указанием на дату приема документов - 15 ноября 2016 года.
В соответствии с рапортом Т. от 19 мая 2020 года решением комиссии УФСИН России по Оренбургской области, оформленным протоколом от (дата) N, внесено изменение в учетное дело Т. в связи с увеличением состава семьи до 4-х человек.
В связи с нуждаемостью в жилом помещении, истец обратился к УФСИН России по Оренбургской области с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Письмом УФСИН России по Оренбургской области N от 6 июля 2020 года истец уведомлен о том, что единовременная социальная выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу.
Отказывая в удовлетворении заявленных Т. требований, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, которыми определены правила предоставления единовременной социальной выплаты, и обоснованно исходил из того, что у Т. отсутствует преимущественное право на предоставление единовременной выплаты перед сотрудниками, вставшими на учет ранее него, получение сотрудником единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на учет ранее истца.
При этом судом установлено, что последнее предоставление выплаты за период с 1 января 2018 года по 26 марта 2021 года осуществлялось 12 декабря 2018 года гражданину А.А.А., поставленному на учет 30 декабря 2014 года, с семьей в составе 5 человек, из которых 3-е детей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые постановлены при верном определении юридически значимых обстоятельств дела, согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, ссылки на которые имеются в обжалуемом решении, и по существу в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении его прав в связи с не предоставлением единовременной социальной выплаты на приобретение жилья в течение длительного времени, об отсутствии жилого помещения для проживания в будущем в связи с расторжением договора найма служебного жилого помещения, при уходе на пенсию не влекут отмену принятого в соответствии с законом судебного постановления.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ (часть 1 статьи 1 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
В соответствии с пунктом 23 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Из приведенных нормативных положений следует, что предоставление сотрудникам и бывшим сотрудникам единовременной социальной выплаты носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такую выплату, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на получение единовременной социальной выплаты. При этом предоставление сотруднику и бывшему сотруднику единовременной социальной выплаты по общему правилу осуществляется в порядке очередности принятия их на учет в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
К сотрудникам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ним детей, которым в силу пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N положено первоочередное по сравнению с лицами, ранее принятыми на учет в том же году, предоставление единой социальной выплаты в текущем году, истец Т. не относится.
Правила не содержат положений о внеочередном порядке выплат с учетом тяжелого материального и жилищного положения лиц, состоящих на учете. Истец и члены его семьи не относятся к категории лиц, которым единовременная социальная выплата предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Реализация права на получение социальной выплаты обусловлена соблюдением порядка очередности и может быть реализовано исключительно в порядке очередности, в рамках объема выделенного бюджетного финансирования.
Получение сотрудником единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке, законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на соответствующий учет.
Истец, как принятый на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета, вправе получить соответствующую выплату исключительно в порядке очередности, после поступления денежных средств из федерального бюджета в рамках объема выделенного бюджетного финансирования.
Не предоставление ответчиком сведений бюджетных ассигнований, выделенных на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, не влекут отмену решения.
Ответчиком были представлены для обозрения суду книга учета заявлений (рапортов), книга учета сотрудников и граждан на получение ЕСВ, ответ на судебный запрос о последней предоставленной выплате, которые позволили установить список лиц, поставленных на учет для получения выплаты, номер очереди истца, очередность предоставления выплат, последнюю произведенную выплату, отсутствие прав истца на внеочередное получение выплаты. Оснований сомневаться в предоставленных сведениях ни у суда первой инстанции, ни у судебной коллегии не имелось.
Учитывая очередность в рамках реализации программы выплаты единовременной социальной выплаты, отсутствие доказательств, подтверждающих наличие условий для выплаты Т. указанной выплаты вне очереди, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу Т. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 1 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июля 2021 года.