Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.06.2023 N 88а-12447/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 16.02.2023 N 33а-1390/2023 (УИД 56RS0032-01-2022-001122-38)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: Выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые могут повлечь человеческие жертвы и уничтожение имущества граждан и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций и не позволит реализовать одну из важнейших функций государства - обеспечение безопасности граждан.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 16.02.2023 N 33а-1390/2023 (УИД 56RS0032-01-2022-001122-38)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: Выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые могут повлечь человеческие жертвы и уничтожение имущества граждан и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций и не позволит реализовать одну из важнейших функций государства - обеспечение безопасности граждан.
Решение: Удовлетворено.

ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 февраля 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
судей Дорохиной Т.С., Ермошкиной О.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Соль-Илецкого района, действующего в интересах граждан, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 22 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Кучаева Р.Р., пояснения представителя администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Поповой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 11 мая 2022 г. прокуратурой района совместно со старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Соль-Илецкому городскому округу и Акбулакскому району УНД и ПР, ведущим специалистом-экспертом Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, начальником ПЦО N 1 Соль-Илецкого ОВО-ФФГКУ "УВО ВНГ России по Оренбургской области" проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности при благоустройстве площади Персиянова в г. Соль-Илецке.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что площадь на ул. Персиянова г. Соль-Илецка расположена на земельном участке с кадастровым N, (адрес), категория земель - земли поселений (населенных пунктов), форма собственности - собственность публично-правовых образований, находится в муниципальной собственности.
Национальный проект "Жилье и городская среда" на территории Соль-Илецкого городского округа в 2021 году реализовывался в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", мероприятия предусмотрены муниципальной программой "Формирование современной городской среды в Соль-Илецком городском округе Оренбургской области", утвержденной. постановлением администрации Соль-Илецкого городского округа от 30 марта 2020 г. N 616-п, одним из основных мероприятий программы являлось благоустройство городской площади по ул. Персиянова г. Соль-Илецк согласно Концепции проекта - победителя Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
30 марта 2021 г. администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ с ООО "СУ-56" заключен контракт N на выполнение работ по благоустройству городской площади по ул. Персиянова, срок выполнения работ установлен с 20 апреля 2021 г. по 30 сентября 2021 г.
По результатам реконструкции на площади установлено 52 металлических прилавка, 12 скамеек, что свидетельствует о том, что площадь является местом массового пребывания людей.
Постановлением администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ от 18 апреля 2022 г. N право хозяйственного ведения в отношении муниципального движимого имущества закреплено за МУП "БИО г. Соль-Илецка".
В ходе проведенной проверки прокуратурой районы выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые могут повлечь человеческие жертвы и уничтожение имущества граждан и организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций и не позволит реализовать одну из важнейших функций государства - обеспечение безопасности граждан, в связи с чем прокурор с учетом уточнений заявленных требований просил суд:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, выразившееся в несоблюдении норм федерального законодательства о противопожарной безопасности при благоустройстве площади Персиянова в г. Соль-Илецке, выразившееся:
- в отсутствие от пересечения от ул. Оренбургской и ул. Персиянова площадок для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров в тупиковых проездах (подъездах): от дома N 15 по ул. Персиянова до дома N 1 по ул. Садовая (в районе въезда на площадь) от дома N 1 по ул. Садовая до дома N 2 по ул. Садовая (на набережной р. Песчанка), расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга, при условии общей протяженности тупикового проезда более 150 м;
- отсутствия в целях пожаротушения жилых домов, зданий и общественных территорий, расположенных на территории площади Персиянова <...> источника наружного муниципального противопожарного водоснабжения (пожарный гидрант);
- не обеспечении расстояния от общественных зданий (кафе-бара "Ае кафе" и магазина "Хозяюшка" до временных строений (металлических прилавков), расположенных на территории площади, не менее 15 м;
- не обеспечении планировочных решений согласно схеме организации дорожного движения беспрепятственного движения пожарной техники по ул. Садовой, ул. Персиянова, площади Персиянова г. Соль-Илецк с выездом в районе въезда на парковку курорта ООО "Соленые озера";
обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в срок до 1 сентября 2022 г.:
- обеспечить от пересечения ул. Оренбургской и ул. Персиянова площадки для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 м в тупиковых проездах (подъездах): от дома N 15 по ул. Персиянова до дома N 1 по ул. Садовая (в районе въезда на площадь) от дома N 1 по ул. Садовая до дома N 2 по ул. Садовая (на набережной р. Песчанка), расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга, при условии общей протяженности тупикового проезда более 150 м;
- обеспечить в целях пожаротушения жилых домов, зданий и общественных территорий, расположенных на территории площади Персиянова <...> источником наружного муниципального противопожарного водоснабжения (пожарный гидрант);
- обеспечить расстояния от общественных зданий (кафе-бара "Ае кафе" и магазина "Хозяюшка") до временных строений (металлических прилавков), расположенных на территории площади, не менее 15 м;
- обеспечить планировочные решения согласно схеме организации дорожного движения для беспрепятственного движения пожарной техники по ул. Садовой, ул. Персиянова, площади Персиянова г. Соль-Илецк с выездом в районе въезда на парковку курорта ООО "Соленые озера".
Решением Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 22 июля 2022 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, выразившееся в несоблюдении норм федерального законодательства о противопожарной безопасности при благоустройстве площади Персиянова в г. Соль-Илецке, а именно:
- отсутствии от пересечения ул. Оренбургской и ул. Персиянова площадок для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров в тупиковых проездах (подъездах): от дома N 15 по ул. Персиянова до дома N 1 по ул. Садовая, расположенных на расстояниях не более 150 метров друг от друга, при условии общей протяженности тупикового проезда более 150 метров;
- отсутствии в целях пожаротушения жилых домов, зданий и общественных территорий, расположенных на территории площади Персиянова <...> источника наружного муниципального противопожарного водоснабжения;
- не обеспечении расстояния от общественных зданий (кафе-бара "Ае кафе" и магазина "Хозяюшка") до временных строений (металлических прилавков), расположенных на территории площади Персиянова г. Соль-Илецка, не менее 15 метров;
- не обеспечении планировочных решений согласно схемы организации дорожного движения беспрепятственного движения пожарной техники по ул. Садовой, ул. Персиянова, площади Персиянова г. Соль-Илецка с выездом в районе въезда на парковку ООО "Соленые озера".
Возложил на администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ обязанность в срок в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить от пересечения ул. Оренбургской и ул. Персиянова площадки для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров в тупиковых проездах (подъездах): от дома N 15 по ул. Персиянова до дома N 1 по ул. Садовая, от дома N 1 по ул. Садовая до дома N 2 по ул. Садовая, расположенных на расстояниях не более 150 метров друг от друга, при условии общей протяженности тупикового проезда более 150 метров;
- обеспечить в целях пожаротушения жилых домов, зданий и общественных территорий, расположенных на территории площади Персиянова <...> источником наружного муниципального противопожарного водоснабжения;
- обеспечить расстояния от общественных зданий (кафе-бара "Ае-кафе" и магазина "Хозяюшка" до временных строений (металлических прилавков), расположенных на территории площади Персиянова г. Соль-Илецка, не менее 15 метров;
- обеспечить планировочное решение согласно схемы организации дорожного движения для беспрепятственного движения пожарной техники по ул. Садовой, ул. Персиянова, площади Персиянова г. Соль-Илецка с выездом в районе въезда на парковку ООО "Соленые озера".
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказал.
С таким решением администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ не согласилась. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что при проведении проверочных мероприятий не была принята во внимание существующая прибрежная зона реки Песчанки, использование которой также возможно для осуществления необходимого разворота. Полагает, что при анализе публичной кадастровой карты с использованием дополнительных настроек, можно убедиться в том, что площадка в районе домов N 1 и N 2 по ул. Садовая, а также площадка в районе домов N 3 и N 3Б присутствуют, то есть имеется возможность для разворота крупногабаритной специализированной техники. Дополнительно указывает, что проектом благоустройства площади им. Персиянова предусмотрен монтаж съемных полусфер, располагающихся по периметру всей площади. Сообщает, что договор по удалению ЖБО, образовывающихся в связи с функционированием общественного туалета на площади им. Персиянова, между МУП "БиО" и ММПП ЖКХ заключен. Относительно вопроса обеспечения требуемого расхода воды для целей пожаротушения указывает, что данная обязанность должна быть возложена на собственнике пожарного гидранта - ИП М.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Л., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила их удовлетворить. Дополнила, что суду следовало привлечь к участию в деле ООО "Научно-исследовательский институт проектирования технологий и экспертизы строительства", разработавшего проект благоустройства территории, а также ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области", поскольку оно дало положительное экспертное заключение по проекту благоустройства. Полагает, что решение суда об обеспечении планировочного решения согласно схеме организации дорожного движения является неисполнимым. Было ли обеспечено соблюдение норм Федерального закона от 26.06.2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" при проведении замеров неизвестно.
Прокурор Попова Е.А. возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Возложенные на административного ответчика обязанности относятся к первичным мерам обеспечения пожарной безопасности, обеспечение которых является обязанностью органа местного самоуправления. Замера производились специалистом, который был допрошен судом. Права и обязанности лиц, указанных представителем административного ответчика, оспариваемым решением не затрагиваются.
Представители заинтересованных лиц ГУ МЧС России по Оренбургской области, МУП "Благоустройство и озеленение г. Соль-Илецка", ИП М. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии со статей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из материалов дела установлено, что 11 мая 2022 г. и.о. прокурора Соль-Илецкого района принято решение о проведении проверки в отношении администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области. Основанием для проведении проверки явилось обращение ООО "Соленые озера". Предмет проверки: соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства и антитеррористической защищенности. Срок проверки установлен в период с 11 мая по 30 мая 2022 г.
В ходе проведенной проверки прокуратурой районы выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
- ширина проезда для пожарной техники с южной стороны дома N 15 по ул. Садовой составляет менее 3,5 м;
- отсутствуют площадки для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров в тупиковых проездах (подъездах): от дома N 15 до дома N 1 по ул. Садовая; от пересечения ул. Оренбургской и ул. Персиянова до въезда на территорию автопарковки ООО "Соленые озера"; возле дома N 3 по ул. Персиянова; вблизи дома N 3Б по ул. Персиянова, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга, при условии протяженности указанных тупиковых проездов более 150 м;
- источник наружного противопожарного водоснабжения (ближайший пожарный гидрант N 177 согласно "Журнала водоисточников 6 ПСЧ" и "Планшета источников наружного противопожарного водоснабжения расположенных в районе выезда 6 пожарно-спасательной части", расположенный в восточной части Соль-Илецкого рынка ИП "М.") не обеспечивает требуемый расход воды для целей пожаротушения. Согласно протокола испытаний пожарного гидранта на водоотдачу от 17 мая 2022 г. N б/н фактический расходы воды гидранта составил 8 л/с;
- расстояние от общественных зданий (кафе-бара "Ае кафе" и магазина "Хозяюшка") до временных строений (металлических прилавков), расположенных на территории площади, составляет менее 15 м. При размещении временных сооружений (построек) не обеспечено условия обеспечения требуемых проездов и подъездов для пожарной техники к объектам защиты;
- планировочные решения не обеспечивают подъезд пожарной техники к жилым домам, расположенным по адресу: <...> и д. 3Б, на расстояние не более 50 метров.
Также установлено, что на участке имеются насаждения, полусферы (определяющие границы проезжей части) и декоративные камни, которые ограничивают проезд пожарной техники и снижают размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
По фактам выявленных нарушений, прокурором в адрес главы муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области вынесено представление от 30 мая 2022 г. N, с установлением месячного срока устранения нарушений.
Принимая во внимание, что факт выявленных нарушений требований пожарной безопасности, не устранены, прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ), нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ) и включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии с пунктом 13 статьи 67 Федерального закона N 123-ФЗ тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размерами не менее 15 на 15 метров.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения визуального осмотра площади Персиянова в г. Соль-Илецке установлено отсутствие площадки для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров в тупиковых проездах (подъездах): от дома N 15 до дома N 1 по ул. Садовая; от пересечения ул. Оренбургской и ул. Персиянова до въезда на территорию автопарковки ООО "Соленые озера"; возле дома N 3 по ул. Персиянова; вблизи дома N 3 "Б" по ул. Персиянова, расположенных на расстояниях не более 150 метров друг от друга.
Данное обстоятельство подтверждается ответом ГУ МЧС России по Оренбургской области от 24 мая 2022 г. N ИВ-166-2-13-121 "О выявленных в ходе осмотра нарушениях", а также выявлено в ходе проведения выездного судебного заседания.
В силу положений статьи 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 75 указанных Правил, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Согласно пункта 8.9, 10.4 СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. N 225 установлены следующие требования: расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
В ходе проведенной проверки установлено, что ближайший источник наружного противопожарного водоснабжения расположен в восточной части Соль-Илецкого рынка ИП М. и не обеспечивает требуемый расход воды для целей пожаротушения. Иных источников наружного муниципального противопожарного водоснабжения на площади Персиянова г. Соль-Илецка не имеется.
Пунктом 1 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Согласно пункту 4.15 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288, противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1. Расстояния до указанных сооружений (построек) с неопределенными пожарно-техническими характеристиками принимаются как до зданий V степени огнестойкости. Расстояния до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять не менее 15 м.
Судом при рассмотрении дела было организовано выездное судебное заседание, в рамках которого установлено, что расстояние от временных построек (металлических прилавков) до "Ае кафе" составляет 14,4 метров, до магазина "Хозяюшка" - 12,5 метров, что составляет менее требуемых нормативов - не менее 15 метров.
Согласно пункту 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установлено, что правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты.
Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.
Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.
В ходе проведения выездного судебного заседания судом установлено наличие на площади Персиянова г. Соль-Илецка бетонных полусфер, определяющих границы проезжей части, которые препятствуют подъезду/выезду пожарной техники, в том числе, к жилым домам расположенным по ул. Персиянова, 3 и 3 "Б".
Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности, являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ. С учетом этого доводы представителя администрации МО Соль-Илецкий городской округ о необходимости привлечения к участию в деле ООО "Научно-исследовательский институт проектирования технологий и экспертизы строительства" и ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Оренбургской области" не обоснован и не может являться основанием к отмене решения.
Ссылка административного ответчика о необеспечении единства средств измерений является необоснованной, поскольку замеры производились в ходе выездного судебного заседания с участием представителя администрации МО Соль-Илецкий городской округ, а также специалиста, замечаний по поводу используемых средств измерений, а также результатов ни от одного из участвующих в выездном судебном заседании лиц не поступало.
Довод административного ответчика о наличии площадок для разворота по сведениям публичной кадастровой карты опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности письмом ГУ МЧС России по Оренбургской области от 24.05.2022 года N, адресованным прокурору, о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности при проверке площади Персиянова в г. Соль-Илецке, протоколом судебного заседания от 20 июля 2022 года, содержащим сведения о произведенных замерах. При этом судебная коллегия не соглашается с утверждением представителя административного ответчика о том, что судом не принята во внимание возможность использования для разворота техники прибрежной территории. Нормы пункта 13 статьи 67 Федерального закона N 123-ФЗ предусматривают наличие в тупиковых проездах именно площадок для разворота пожарной техники размерами не менее 15 на 15 метров, а не просто территории аналогичных размеров, что подразумевает специальное приспособленное место, не позволяющее включать в нее прибрежную полосу водоемов.
Довод о неисполнимости решения суда конкретными данными не подтвержден, носит характер предположения, в связи с чем отклоняется судебной коллегией. При этом коллегия отмечает, что в случае возникновения в процессе исполнения решения суда обстоятельств, препятствующих его исполнению, административный ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об изменении способа или порядка исполнения решения суда в порядке статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 22 июля 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.