Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2022 N 88-27940/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного страхового стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2022 N 88-27940/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного страхового стажа.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2022 г. N 88-27940/2022
N 2-1778/2021
УИД 40RS0026-01-2021-002565097
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Филатовой В.Ю., Юдиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании поступившее 14 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Ц. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности, по кассационной жалобе Ц. на решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ц. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 мая 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Ц. просит решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 декабря 2021 года и апелляционное определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 мая 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение, в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (
часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (
статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно
подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
В соответствии с положениями
статей 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 года N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу
подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания
подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27 июня 1996 года Ц. принят на должность пожарного в ОПО N 3 ПЧ-52 УГПС УВД Калужской области за счет должности водителя и 19 июня 1996 года переведен на должность пожарного, с 15 августа 1997 года Ц. занимал должность начальника караула той же части.
С 1 июня 2002 года ОПО N 3 ПЧ-52 УГПС УВД Калужской области преобразован в ОПО N 3 ПЧ-52 УГПС МЧС России Калужской области, на основании приказа начальника ГУ ГОЧС от 29 декабря 2003 года N 580 отряд пожарной охраны N 3 реорганизован в управление по делам ГОЧС МО "Жуковский район". 1 ноября 2006 года пожарная часть N 52 Управления по делам ГОЧС муниципального района "Жуковский район" переименована в пожарную часть N 52 отряда ГПС N 3 Главного управления МЧС России по Калужской области, 1 апреля 2016 года пожарная часть N 52 переименована в пожарно-спасательную часть N 52.
Ц. 31 декабря 2019 года уволен в порядке перевода в Главное управление МЧС России по Калужской области в соответствии с
пунктом 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, 27 января 2020 года 2020 года принят в порядке перевода на должность начальника караула 52 пожарно-спасательной части 3 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Калужской области, в которой осуществляет трудовую деятельность по настоящее время.
Согласно ответу ГУ МЧС России по Калужской области от 26 ноября 2021 года, финансирование ПЧ N 52 Управления по делам ГОЧС муниципального образования "Жуковский район" Калужской области в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года осуществлялось за счет средств бюджета Калужской области.
В связи с обращением Ц. 11 марта 2021 года в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях", решением ГУ-УПФ РФ в городе Обнинске Калужской области от 30 апреля 2021 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного страхового стажа, который на момент обращения составил 21 год 8 месяцев 25 дней.
В специальный стаж истца ответчиком не был включен период работы с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года в должности начальника караула пожарной части N 52 Управления по делам ГОЧС муниципального образования "Жуковский район" Калужской области, поскольку пожарная часть содержалась за счет бюджета области, работники данных пожарных частей, отрядов и аварийно-спасательных формирований право на досрочное пенсионное обеспечение не имеют, так как относятся к противопожарной службе субъектов РФ.
Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, периода работы с 1 января 2004 года по 31 декабря 2006 года в должности начальника караула пожарной части N 52 Управления по делам ГОЧС муниципального образования "Жуковский район" Калужской области, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, установив, что пожарная часть в спорный период находилась в подчинении Главного управления МЧС России по Калужской области, содержалась за счет средств областного бюджета, Главное управление МЧС России по Калужской области функционировало при Правительстве Калужской области, следовательно, относилось к государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что указанный период службы не подлежит включению в специальный стаж истца.
Суды обоснованно указали на то, что досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности,
статей 5,
8 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года "О пожарной безопасности",
30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях",
пункта 1 постановления Правительства РФ N 665 от 16 июля 2014 года "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", подлежащие применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения в специальный стаж оспариваемого периода, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым указанные доводы судом не приняты.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с
частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ц. - без удовлетворения.