Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2024 N 88-18177/2024 (УИД 36RS0002-01-2022-000231-48)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании недействительным решения об отказе в назначении компенсации.
Обстоятельства: Истец указала, что она как мать погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по последнему месту прохождения им государственной противопожарной службы в системе МВД России.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2024 N 88-18177/2024 (УИД 36RS0002-01-2022-000231-48)
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании недействительным решения об отказе в назначении компенсации.
Обстоятельства: Истец указала, что она как мать погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по последнему месту прохождения им государственной противопожарной службы в системе МВД России.
Решение: Удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2024 г. N 88-18177/2024
УИД 36RS0002-01-2022-000231-48
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Матросовой Г.В., Скоковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N по исковому заявлению М. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Академии противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение и назначении ежемесячной денежной компенсации,
по кассационным жалобам Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области и М.
на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 марта 2024 г.,
заслушав доклад судьи Матросовой Г.В., выслушав пояснения М., поддержавшей доводы поданной ею кассационной жалобы и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области,
установила:
М. обратились в суд с иском к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Академии противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России"), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области (далее - ГУ МВД России по Воронежской области) о признании права на получение и назначении ежемесячной денежной компенсации.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 марта 2023 г. решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 октября 2022 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 августа 2023 г. решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 12 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 16 марта 2023 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 ноября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, за М. признано право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; на ГУ МВД России по Воронежской области возложена обязанность назначить и произвести М. выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 29 октября 2015 г. ежемесячно, с последующей индексацией. В остальной части требований к ГУ МВД России по Воронежской области отказано. В удовлетворении исковых требований М. к МЧС России, ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России", МВД России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 марта 2024 г. решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 ноября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем ГУ МВД России по Воронежской области Ч. изложена просьба об отмене решения суда и апелляционного определения в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе М. изложена просьба об отмене решения суда и апелляционного определения в части даты назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации.
ГУ МВД России по Воронежской области, МЧС России, ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России", МВД России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции представители не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО12 приказом от 15 сентября 1998 г. принят 1 сентября 1998 г. курсантом Борисоглебского пожарно-технического училища МВД РФ, ему присвоено звание "рядовой внутренней службы", 10 октября 1998 г. ФИО6 принял присягу сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Судами установлено, что 8 июля 2001 г. ФИО6 был откомандирован в распоряжение УГПС ГУВД Воронежской области.
Согласно послужному списку ФИО6 16 июля 2001 г. назначен на должность начальника караула ПЧ-22 ОПО-5 УГПС ГУВД Воронежской области по контракту сроком на 5 лет (приказ от 10 июля 2001 г.), с 1 сентября 2001 г. являлся слушателем Академии ГПС МВД России (на базе среднего профессионального образования).
ФИО6 являлся сыном М., имел звание лейтенант внутренней службы и являлся слушателем 2-го курса факультета пожарной безопасности ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России".
Согласно выписке из приказа ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России" от 19 ноября 2002 г. N/лс лейтенант внутренней службы ФИО6 исключен из списков личного состава академии в связи со смертью с 26 октября 2002 г.
Исходя из заключения служебной проверки от 17 декабря 2002 г. по факту смерти (гибели) в качестве заложника при террористическом акте в культурном центре (ДК шарикоподшипникового завода) по адресу: <адрес>, лейтенанта внутренней службы ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, слушателя 2-го курса факультета пожарной безопасности (на базе профессионального среднего образования) Академии, родственникам (матери) ФИО6 должно быть выплачено единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания из расчета месячного оклада по занимаемой должности и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием на день его гибели (смерти).
В соответствии с заключением Центральной военно-врачебной комиссии МВД России от 16 июля 2003 г. травма ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, слушателя 2-го курса факультета пожарной безопасности Академии, лейтенанта внутренней службы, приведшая к смерти ДД.ММ.ГГГГ, отнесена к военной травме.
Согласно справке от 5 апреля 2002 г. N 20/23202, выданной ГУ МВД России по Воронежской области, пенсионер М., ДД.ММ.ГГГГ рождения, получает пенсию по линии МВД России по случаю потери кормильца с 1 ноября 2002 г. пожизненно за умершего ФИО6
В ответе ФЭД МВД России от 25 марта 2016 г. на заявление М. о получении ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной Федеральным
законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указано, что МВД России не вправе назначать и производить за счет средств МВД России выплаты денежной компенсации членам семей сотрудников государственной противопожарной службы.
Из сообщения ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России" от 6 сентября 2016 г. N 114-1-18 следует, что Федеральный
закон от 4 июня 2014 г. N 144 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и
постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1 - 1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не распространяются на сотрудников федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы МЧС России, в связи с чем, назначить компенсации в рамках вышеуказанных нормативно-правовых актов не представляется возможным.
Как следует из ответа МЧС России от 29 января 2019 г. Федеральный
закон N 144-ФЗ и
постановление Правительства Российской Федерации N 1306 не распространяются на сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России. Правоотношения сотрудников Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России регулируются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным
законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В указанных федеральных законах не определена норма по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации членам семьи, а также родителям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы. ФИО6 погиб ДД.ММ.ГГГГ Вступивший в силу 1 января 2013 г. Федеральный
закон N 283-ФЗ и вступивший в силу 23 мая 2016 г. Федеральный
закон N 141-ФЗ не содержат положений о том, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие до введения их в действие, следовательно, они не подлежат применению к возникшим отношениям.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что получение членом семьи погибшего сотрудника органа Государственной противопожарной службы пенсии по случаю потери кормильца является одним из условий для реализации права на ежемесячную денежную компенсацию, установленную
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также руководствуясь пунктом 3 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306,
статьей 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309, пришел к выводу о том, что М., как мать погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника ФИО6, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по последнему месту прохождения им Государственной противопожарной службы в системе МВД России.
Учитывая, что условия, предусмотренные
частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для назначения ежемесячной денежной компенсации истцом соблюдены, суд первой инстанции указал, что на ГУ МВД России по Воронежской области следует возложить обязанность по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации истцу в соответствии с
частью 1.1 статьи 12 указанного Федерального закона.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что истец была лишена гарантированной ей выплаты в предусмотренном законом размере по вине ответчика, полагал отсутствующими основания для отказа в удовлетворении требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований к МЧС России, ФГБОУ ВО "Академия противопожарной службы МЧС России", МВД России как к ненадлежащим ответчикам следует отказать.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав на то, что контракт ФИО6 с МВД России был заключен в связи с тем, что на момент его заключения Государственная противопожарная служба относилась к системе МВД России, однако, с 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы МВД Российской Федерации, следовательно, именно оно должно осуществлять выплату ежемесячной денежной компенсации истцу в данном случае.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций в указанной части обоснованно руководствовались положениями
статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 1,
5,
11,
30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности",
постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежащих применению к спорным правоотношениям, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Постановлении от 26 декабря 2002 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 4 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" в связи с жалобой гражданина Б.", в судебных актах изложены результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций в указанной части соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы кассационной жалобы ГУ МВД России по Воронежской области о том, что к спорным правоотношениям не применимы положения Федерального
закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку ФИО6 на момент гибели был сотрудником не МВД России, а сотрудником МЧС России, что ГУ МВД России по Воронежской области не являлось последним местом службы ФИО6, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по назначению компенсации, являются несостоятельными, основанными на неверном понимании норм материального права.
С учетом указанных в судебных актах нормативных положений суды первой и апелляционной инстанций при разрешении требований М., являющейся матерью погибшего при исполнении служебных обязанностей сотрудника Государственной противопожарной службы, получающей пенсию по случаю потери кормильца по линии МВД России, обоснованно пришли к выводу о наличии у нее права на получение денежной компенсации, возложив на ГУ МВД России по Воронежской области обязанность по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы М. о несогласии с определенной судами датой назначения ежемесячной денежной компенсации - с 29 октября 2015 г.
Определяя дату, с которой должна быть назначена ежемесячная денежная компенсация, суд первой инстанции указал о заявительном характере назначения данной выплаты, и с учетом обращения М. полагал возможным назначить ежемесячную денежную компенсацию с 29 октября 2015 г., а не с 1 января 2015 г., как заявлено истцом.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, указав на правильность определения судом первой инстанции даты назначения выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Указанные выводы сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 1306 утверждены
Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила).
В силу
пункта 1 Правил настоящие
Правила определяют условия и порядок осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ежемесячная денежная компенсация).
Согласно
пункту 4 Правил для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в филиале (другом обособленном подразделении) публичного акционерного общества "Сбербанк России", указан перечень необходимых документов.
Пунктом 4(1) Правил предусмотрен порядок межведомственного электронного взаимодействия с целью получения необходимых для назначения ежемесячной денежной компенсации сведений.
Решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления и иных документов, предусмотренных
пунктом 4 настоящих Правил, а при пересылке указанных документов по почте - в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом (
пункт 6 Правил).
Исходя из положений
пункта 9 Правил, ежемесячная денежная компенсация назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее чем с 1 января 2015 г., в размерах, действовавших на соответствующий год.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N 418 утверждена
Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), определяющая порядок организации работы по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны МВД России, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, федеральных органов налоговой полиции и членов их семей (действующий на момент спорных правоотношений, утратил силу в связи с изданием
приказа МВД России от 9 января 2018 г. N 7 "Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России).
В соответствии с
пунктом 3 Инструкции финансово-экономический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет общее методическое руководство пенсионной работой в системе МВД России, контроль за ее организацией и нормативное правовое обеспечение пенсионных органов МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Исходя из
пункта 4 Инструкции, работа по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями, подразделениями центрального аппарата МВД России и подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, ФМС России, главными управлениями по федеральным округам, министерствами внутренних дел, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлениями (отделами) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениями (отделами) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, окружными управлениями материально-технического и военного снабжения, органами управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск, научно-исследовательскими и иными подразделениями, учреждениями и организациями МВД России, воинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Работа по пенсионному обеспечению включает в себя: своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям; назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам и их семьям; ведение персонального учета пенсионеров и их семей и пенсионных дел; контроль за полнотой и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения, организацию приема пенсионеров; взаимодействие по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с военными комиссариатами, органами безопасности, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения (
пункты 4.1,
4.2,
4.3,
4.4.,
4.7,
4.9).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную компенсацию в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, предусмотренную
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", имеют, в частности, родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами. В целях реализации права на получение ежемесячной денежной компенсации указанные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о назначении такой выплаты с приложением соответствующих документов, то есть назначение данной выплаты носит заявительный характер. При этом данные граждане при обращении в уполномоченный орган по вопросам осуществления им установленных законодательством Российской Федерации выплат в связи со смертью сотрудника имеют право на получение от этого органа разъяснений их прав, в том числе информации о порядке обращения с заявлением о назначении таких выплат, и этому праву корреспондирует обязанность уполномоченных органов (в данном случае органов МВД России) в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их социального обеспечения. Решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается уполномоченным органом с учетом его компетенции по проведению информационной работы по вопросам правового регулирования социального обеспечения не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. При наличии оснований для назначения указанной выплаты она выплачивается с даты обращения за этой выплатой.
Однако судами первой и апелляционной инстанций приведенные нормативные положения об условиях и порядке назначения ежемесячной денежной компенсации М. в их взаимосвязи с нормативными положениями об обязанности органов МВД России и иных уполномоченных органов разъяснять гражданам вопросы предоставления им предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат к спорным отношениям применены не были, вследствие чего юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения требований М. о признании за ней права на назначение ежемесячной денежной компенсации, установленной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", начиная с 1 января 2015 г., определены и установлены не были.
Часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (
часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений
части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (
часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному делу юридически значимыми, подлежащими установлению с учетом предмета и основания заявленных М. исковых требований, возражений ответчика по этим требованиям и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: обращалась ли М. к ответчикам по вопросу назначения ей выплаты и когда; какая разъяснительная работа проводилась ответчиками по вопросу, связанному с предоставлением М. ежемесячной денежной компенсации, установленной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; разъяснялось ли М., какие документы необходимо ей представить для получения спорной выплаты, по какой форме необходимо составить заявление; когда М. обращалась о назначении ей ежемесячной денежной компенсации, установленной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; каковы причины отказа в назначении М. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судами первой и апелляционной инстанций при определении даты обращения М. к ответчикам с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, а также требований процессуального закона о доказательствах и доказывании (
статьи 56,
67,
71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) не приняты во внимание обстоятельства, на которые ссылалась истец в обоснование исковых требований о назначении ей с 1 января 2015 г. ежемесячной денежной компенсации.
Указывая лишь на заявительный характер назначения ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", судами не учтено, что данная выплаты в соответствии с
пунктом 9 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" назначается со дня возникновения права на нее, но не ранее 1 января 2015 г.
При этом согласно материалам дела М. неоднократно обращалась в различные учреждения и органы по вопросу назначения ей ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в назначении которой ей было отказано.
Каких-либо доказательств о выполнении ответчиками, в том числе, ГУ МВД России по Воронежской области, обязанности по информированию М. о порядке обращения за получением выплат, предусмотренных
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного установление судами первой и апелляционной инстанций даты назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 29 октября 2015 г. нельзя признать соответствующим закону.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии с положениями
пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отменить принятые судебные акты в части даты назначения и выплаты М. ежемесячной денежной компенсации, принять по данному делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, возложив на ГУ МВД России по Воронежской области обязанность назначить и произвести М. выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2015 г. ежемесячно с последующей индексацией.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 ноября 2023 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 марта 2024 г. отменить в части даты назначения и выплаты М. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принять в указанной части новое решение, возложив на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области обязанность назначить и произвести М. выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной
частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2015 г. ежемесячно с последующей индексацией.
В остальной части решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 29 ноября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 21 марта 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области - без удовлетворения.