Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2024 по делу N 88-13476/2024 (УИД 40RS0001-01-2023-004682-50)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2024 по делу N 88-13476/2024 (УИД 40RS0001-01-2023-004682-50)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истцу было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2024 г. по делу N 88-13476/2024
40RS0001-01-2023-004682-50
N 2-1-5984/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Зотовой Н.А., Булатовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А.НА. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и включении в стаж периодов работы,
по кассационной жалобе П.А.НА.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 ноября 2023 г.,
заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Зотовой Н.А.,
установила:
П.А.НА. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и включении в стаж периодов работы.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 23 июня 2023 г. исковые требования П.А.НА. удовлетворены частично, признано незаконным решение ОСФР по Калужской области от 29 ноября 2022 г. N 220000010485/050-103478/22 об отказе во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., на ОСФР по Калужской области возложена обязанность включить П.А.НА. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., с 10 августа 2022 г. по 8 сентября 2022 г. и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 8 сентября 2022 г.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 ноября 2023 г. решение Калужского районного суда Калужской области от 23 июня 2023 г. в части удовлетворения исковых требований П.А.НА. отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в остальном решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе П.А.НА. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 ноября 2023 г., в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение всех лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с
частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 августа 2022 г. П.А.НА., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в ОСФР по Калужской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением управления установления пенсий ОСФР по Калужской области от 29 ноября 2022 г. П.А.НА. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы - 25 лет. По расчету пенсионного органа на 10 августа 2022 г. имеется специальный стаж - 23 года 11 месяцев 11 дней.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не включен период работы истца с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. в должности командира отделения пожарной части N 20 Управления по делам ГМЧС МО "Мосальский район", поскольку в спорный период пожарная часть N 20 подчинена Управлению по делам ГОЧС МО "Мосальский район" и содержится за счет средств ГПС местного, областного бюджета.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований в части включения периода работы истца с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности командира отделения пожарной части N 20 Управления по делам ГМЧС МО "Мосальский район", суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный
закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, вступил в силу с 1 января 2005 г. При этом в законе отсутствует указание на то, что его действие распространяется на прошлый период.
Удовлетворяя требования истца в части включения периода работы истца с 10 августа 2022 г. по 8 сентября 2022 г. в должности начальника караула пожарной части N 20 Мосальского района Калужской области, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период истец работал в должности, дающей ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем подлежит включению в его специальный стаж для досрочного назначения пенсии с целью рассмотрения спора по существу. Поскольку с учетом включенных периодов у истца имеется необходимый стаж для досрочного назначения пенсии по старости, на ответчика подлежит возложению обязанность по ее назначению с 8 сентября 2022 г.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что в период работы истца с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. пожарная часть N 20 Управления по делам ГОЧС МО "Мосальский район" входила в федеральную противопожарную службу, и ее финансирование осуществлялось за счет федерального бюджета, в связи с чем спорный период работы истца, в том числе, и включенный судом первой инстанции с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. не подлежат включению в специальный стаж истца.
Также суд апелляционной инстанции не нашел оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии периода его работы с 10 августа 2022 г. по 8 сентября 2022 г., поскольку возможность включения данного периода в специальный стаж истца ответчиком не оспаривалась, решением ответчика от 29 ноября 2022 г. не было отказано во включении в специальный стаж данного периода, то есть фактически в данной части отсутствовал спор о праве, в связи с чем по мнению суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания незаконным решения пенсионного органа от 29 ноября 2022 г., возложения на ответчика обязанности по включению в специальный стаж истца указанных периодов работы и назначению пенсии с 8 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно
подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437.
Из содержания
подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что правом на досрочную страховую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
В силу
части 1 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в части включения периода его работы с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности командира отделения пожарной части N 20 Управления по делам ГМЧС МО "Мосальский район" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии исходил из того, что Федеральный
закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который стал подразделять государственную противопожарную службу на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, вступил в силу с 1 января 2005 г., а потому его действия на отношения, возникшие до этого времени, не распространяется.
Включая период работы истца с 10 августа 2022 г. по 8 сентября 2022 г. в должности начальника караула пожарной части N 20 Мосальского района Калужской области, судом первой инстанции учтено, что пожарная часть N 20 УГПС МЧС России Мосальского района финансировалась за счет средств местного и областного бюджета только до 31 декабря 2006 г. Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и приказ от 21 сентября 2006 г. N 581, которым утверждены штатные расписания отрядов государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Калужской области, в соответствии с которым пожарная часть N 20 вошла в состав ОГПС N 5 ГУ МЧС России по Калужской области.
В соответствии с положениями
статей 4 и
5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 г. N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании
Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу
подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральным
законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в вышеуказанный Федеральный
закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
При разрешении спора по существу суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделал правильный вывод о том, что в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по
подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ подлежит включению период работы истца в должности командира отделения пожарной части N 20 Управления по делам ГМЧС МО "Мосальский район" с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., имевший место до внесения соответствующих изменений в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а включение периода работы в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, имевший место после обращения за назначением досрочной страховой пенсии, не противоречит положениям
части 1 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом включенных судом периодов у истца имеется необходимый специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Вышеприведенные нормы материального права судом первой инстанции применены правильно, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объеме, оценка представленным доказательствам дана по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что в период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2006 г. пожарная часть N 20 Управления по делам ГМЧС МО "Мосальский район" входила в федеральную противопожарную службу, а ее финансирование осуществлялось за счет федерального бюджета, а также о том, что период работы истца с 10 августа 2022 г. по 8 сентября 2022 г. не подлежит включению в его специальный стаж, поскольку имел место после обращения за назначением досрочной страховой пенсии, а потому возможность его включения ответчиком не оспаривалась, основаны на ошибочном толковании пенсионного законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Следовательно, у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований П.А.НБ.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 ноября 2023 г. в указанной части нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 ноября 2023 г. в части отмены решения Калужского районного суда Калужской области от 23 июня 2023 г. в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калужской области от 29 ноября 2022 г. об отказе во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г., возложения обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 1 сентября 2022 г. по 31 декабря 2004 г., с 10 августа 2022 г. по 8 сентября 2022 г., назначении досрочной страховой пенсии, и принятия в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований - отменить.
В отмененной части оставить в силе решение Калужского районного суда Калужской области от 23 июня 2023 г.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 27 ноября 2023 г. оставить без изменения.