Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2024 по делу N 88-25269/2024 (УИД 64RS0045-01-2023-008318-81)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Суды не учли обстоятельства того, что состав семьи сотрудника органа уголовно-исполнительной системы и обеспеченность его семьи жильем с момента постановки на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты и до дня принятия решения жилищной комиссией о снятии сотрудника с данного учета не изменились.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2024 по делу N 88-25269/2024 (УИД 64RS0045-01-2023-008318-81)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным и отмене решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании восстановить на учете.
Обстоятельства: Суды не учли обстоятельства того, что состав семьи сотрудника органа уголовно-исполнительной системы и обеспеченность его семьи жильем с момента постановки на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты и до дня принятия решения жилищной комиссией о снятии сотрудника с данного учета не изменились.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2024 г. по делу N 88-25269/2024
УИД 64RS0045-01-2023-008318-81
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Вишневской В.Д., Булатовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6010/2023 по иску Т. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности по восстановлению на учете, уведомлении о принятом решении,
по кассационной жалобе Т.
на решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 апреля 2024 года,
заслушав доклад судьи Вишневской В.Д., пояснения представителя истца Т. - С.Т., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области С.Ю. относительно доводов кассационной жалобы истца,
установила:
Т. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности по восстановлению на учете, уведомлении о принятом решении.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 апреля 2024 года в удовлетворении исковых требований Т. отказано.
В кассационной жалобе Т. просит отменить решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 апреля 2024 года, ссылаясь на нарушения судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой и апелляционной инстанции по делу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 7 октября 1999 года по настоящее время Т. проходит службу в органах исполнения наказания Саратовской области, с 22 октября 2010 года - в УФСИН по Саратовской области в должности начальника отдела специального назначения.
8 апреля 2014 года Т. был подан рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Протоколом заседания комиссии ФСИН России от 12 октября 2016 года Т., работающий в должности начальника отдела специального назначения УФСИН России по Саратовской области, полковник внутренней службы, поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 4 человека: заявитель (истец); супруга - ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын - ФИО12., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь - ФИО13., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и до настоящего времени истец и все указанные члены его семьи зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, общей площадью 53,2 кв. метра, расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем на праве собственности супруге истца на основании договора купли-продажи от 12 апреля 2004 года.
Иных помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации истец и члены его семьи не имеют.
В связи с достижением сыном истца - ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возраста 24 лет, Т. обратился в комиссию ФСИН России с рапортом о внесении изменений в его учетное дело.
Протоколом заседания ФСИН России <данные изъяты> от 18 августа 2023 года в учетное дело Т. внесены изменения в части уменьшения состава семьи до 3 человек, исключен сын истца - ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Т. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании
пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для восстановления прав истца на получение единовременной социальной выплаты в размере, пропорциональном составу его семьи на момент постановки на соответствующий учет с составом 4 человека, указав, что при достижении 23-летнего возраста дети перестают являться членами семьи сотрудника, находящимися на его иждивении, с учетом которых рассчитывается указанная выплата.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что после достижения сыном истца возраста 24 лет он был исключен из состава лиц, которым возможно предоставление единовременной социальной выплаты, вместе с Т. участниками программы остались только его супруга и дочь.
Так как общая площадь жилых помещений, принадлежащих истцу и членам его семьи, имеющим право на получение единовременной социальной выплаты вместе с ним, не изменилась и составляет 53,2 кв. м (квартира, принадлежащая на праве собственности супруге истца), на момент принятия решения о снятииТ. с учета для получения единовременной социальной выплаты общая площадь жилого помещения, приходящаяся на 1 члена семьи заявителя, составила 17,73 кв. м (53,2 кв. м: 3 члена семьи (истец, супруга истца и дочь истца), что более 15 кв. м, предусмотренных действующим законодательством.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что перечень членов семьи сотрудника, которые учитываются в целях предоставления социальной выплаты, определен в
ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и в соответствии с ним совершеннолетние дети заявителя не могут быть признаны членами его семьи, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона.
Суд апелляционной инстанции указал, что факт проживания сына с истцом и ведение совместного хозяйства не являлось основанием для признания его членом семьи истца в целях получения единовременной социальной выплаты на состав семьи из 4 человек, так как в силу императивного указания закона достижение ребенком 23-летнего возраста является основанием для исключения его из числа членов семьи при расчете единовременной социальной выплаты.
Также суд апелляционной инстанции указал, что право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером 15 кв. м сотрудникам, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, а также сотрудникам, имеющим ученую степень или ученое звание, учитывается исключительно при расчете размера единовременной социальной выплаты и не учитывается при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, учитываемой при принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и их снятии с данного учета.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение заседания комитета ФСИН России от 17 августа 2023 года (протокол <данные изъяты>) о внесении изменений в учетное дело Т. в части уменьшения состава семьи до 3 человек, исключении сына ФИО16, снятии Т. с учета для получения единовременной социальной выплаты соответствует требованиям Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и не нарушало права и свободы истца, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Т.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации регулируются Федеральный
законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно
ч. 1,
5 ст. 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно
ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ членами семьи признаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 5 главы II Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Положения пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты содержат исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты. Среди них не имеется такого основания, как достижение возраста 23 лет детьми сотрудника, проживающими совместно с ним и стоящими на учете для получения единовременной социальной выплаты в качестве членов его семьи.
Вместе с тем, по смыслу положений
части 2 статьи 1 и
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в их взаимосвязи, достигшие возраста 23 лет дети сотрудника, проживающие совместно с ним и стоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты в числе членов его семьи (за исключением детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет), не учитываются в качестве членов семьи сотрудника при определении размера предоставляемой сотруднику единовременной социальной выплаты.
Нормативные положения, регламентирующие отношения по предоставлению сотрудникам и членам их семей единовременной социальной выплаты, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела применены неправильно.
Признавая законным решение жилищной комиссии о снятии Т. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили лишь из того, что по достижении возраста 23 лет сын Т. - ФИО17. утратил право стоять на учете на получение единовременной социальной выплаты и учитываться в составе семьи Т. в целях определения уровня обеспеченности его и членов семьи общей площадью жилого помещения, в связи с чем определили обеспеченность семьи Т. жильем на одного человека более установленной нормы (15 кв. м).
Между тем судебные инстанции, делая такой вывод, не учли нормы жилищного законодательства Российской Федерации, устанавливающие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, а также определяющие круг лиц, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, и не учли правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, касающуюся вопроса применения норм Жилищного
кодекса Российской Федерации при реализации сотрудником или членами его семьи права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вследствие чего не определили действительные правоотношения сторон.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (
часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В своих решениях, посвященных вопросам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения разным категориям граждан, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал правовую позицию о том, что именно
часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в ее нормативной связи с иными законоположениями призвана обеспечить реализацию принципа предоставления жилищных гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам (определения от 28 июня 2022 года
N 1586-О, от 27 октября 2022 года
N 2804-О, от 28 февраля 2023 года
N 329-О, от 27 июня 2023 года
N 1555-О, от 20 июля 2023 года
N 2000-О, от 25 апреля 2024 года
N 1053-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, в том числе закрепленных в
статье 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам (в том числе в составе семьи) и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится с требованиями
статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию закрепленного в
статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства (определения от 27 февраля 2018 г.
N 473-О, от 26 ноября 2018 года
N 2989-О, от 29 января 2019 года
N 261-О, от 25 ноября 2020 года
N 2810-О, от 26 апреля 2021 года
N 687-О и
N 701-О, от 20 июля 2021 года
N 1586-О, от 26 октября 2021 года
N 2222-О и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что этим целям служат положения
части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, предусматривающие предоставление социальной выплаты в качестве меры социальной поддержки сотрудникам, которые ни сами по себе, ни в качестве члена семьи не обеспечены жилыми помещениями на праве собственности или по договору социального найма, а также сотрудникам, обеспеченным такими помещениями, площадь которых ниже установленной нормы. По своей сути эти положения являются производными от требований, закрепленных в
пунктах 1 и
2 части 1 статьи 51 "Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Жилищного кодекса Российской Федерации, являющегося системообразующим правовым актом в сфере жилищных отношений и жилищных гарантий (
пункт 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2023 года N 622-О).
Суды первой и апелляционной инстанций приведенные нормы Жилищного
кодекса Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи с нормами специального законодательства, регулирующего предоставление единовременной социальной выплаты (Федерального закона от 19 июля 2011 года N 283-ФЗ и Правил предоставления единовременной социальной выплаты), не применили, в связи с чем дали неправильную правовую оценку исковым требованиям истца, что повлияло на разрешение спора по существу.
Судами не было принято во внимание, что уровень обеспеченности семьи сотрудника УФСИН Т. следовало определять не только исходя из норм
части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ о лицах, относящихся к членам семьи сотрудника, но и норм жилищного законодательства о том, кто относится к членам семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не содержащих требований к возрасту детей, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, при оценке уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения.
В результате нарушения норм права, регламентирующих спорные отношения, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении исковых требований истцов не учли обстоятельства того, что состав семьи сотрудника УФСИН Т. и обеспеченность его семьи жильем с момента постановки на учет очередников на получение единовременной социальной выплаты и до дня принятия решения жилищной комиссией о снятии Т. с данного учета не изменились.
Ввиду изложенного нельзя признать основанными на законе выводы судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Т. о признании незаконным решения жилищной комиссии от 17 августа 2023 года о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, восстановлении на учете очередников на получение данной выплаты.
При таких обстоятельствах решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 апреля 2024 года нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 25 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 25 апреля 2024 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное определение изготовлено 20 сентября 2024 года.