Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2022 N 88-3771/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди.
Обстоятельства: Решением комиссии истец снят с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья, поскольку в спорный период ему на праве собственности принадлежало жилое помещение.
Решение: Удовлетворено.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2022 N 88-3771/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди.
Обстоятельства: Решением комиссии истец снят с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья, поскольку в спорный период ему на праве собственности принадлежало жилое помещение.
Решение: Удовлетворено.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2022 г. N 88-3771/2022
48RS0003-01-2021-001218-16
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Павловой Е.А., Ефимовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1351/2021 по иску И.С. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди,
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области на
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 июня 2021 года, апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 06 сентября 2021 года,
заслушав доклад судьи Павловой Е.А., судебная коллегия
установила:
И.С. обратился в суд с иском к УФСИН России по Липецкой области о признании незаконным решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди. Свои требования мотивировал тем, что решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему на праве собственности принадлежало жилое помещение площадью 18,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>. С учетом уточненных требований И.С. просил восстановить его на учете на получение единовременной социальной выплаты с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ.
Правобережным районным судом г. Липецка к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены И.И., И.А.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 22 июня 2021 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 06 сентября 2021 г., признано незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения И.С. На ФСИН России возложена обязанность восстановить И.С. в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека: И.С., И.И., И.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что И.С. с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в должности главного энергетика энергомеханического отдела <адрес> по <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ, уволен приказом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N по п. "<данные изъяты>" ст. <данные изъяты> (по достижении предельного возраста) Положения о службе в ОВД РФ.
ДД.ММ.ГГГГ И.С. обратился с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, указав состав семьи: супругу - И.И., дочь - И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также указал, что является нанимателем жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м, ему и членам его семьи ранее единовременная социальная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не представлялась.
Согласно выписке из протокола заседания подкомиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Липецкой области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подкомиссия приняла единогласное решение о направлении документов в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке И.С. на учет для получения единовременной выплаты.
Как следует из сообщения УФСИН России по Липецкой области N, комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исправительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по заявлению И.С. от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о постановке его на учет с составом семьи 3 человека (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N).
Согласно выписке из протокола комиссии ФСИН России N от ДД.ММ.ГГГГ И.С. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. "<данные изъяты>" п. <данные изъяты> Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
С ДД.ММ.ГГГГ И.С. состоит в зарегистрированном браке с И. (ФИО17) И.Ю.
ДД.ММ.ГГГГ у И.С. с И.И. родилась дочь И.А.
Судами установлено, что И.С. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Лицевой счет открыт на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией г. Липецка. Общая площадь комнаты составляет 17,6 кв. м, в том числе жилая 11,5 кв. м, количество комнат 1, всего зарегистрировано 5 человек, из них не включены в ордер ФИО6, И.А.
Согласно выписке из домовой книги (поквартирной карты) нанимателя от ДД.ММ.ГГГГ в комнате N <адрес> по <адрес>, постоянно зарегистрированы: наниматель И.С. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ, И.И. с ДД.ММ.ГГГГ, И.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ.
И.А. обучается в <данные изъяты> по профессии (специальности) коммерция (по отраслям) со сроком обучения 2 года 10 месяцев: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Форма обучения очная. Приказ о зачислении N - N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно архивной выписке из домовой книги (поквартирной карты собственника) от ДД.ММ.ГГГГ в комнате N <адрес> по <адрес> И.С. был зарегистрирован постоянно ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; ФИО7 была зарегистрирована постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; И.И. зарегистрирована постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, снята регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; И.А. была зарегистрирована постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>; ФИО6 был зарегистрирован постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
В <адрес> постоянно зарегистрированы: собственник ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ, И.И. с ДД.ММ.ГГГГ, И.А. с ДД.ММ.ГГГГ, И.С. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ.
Заочным решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за И.С. признано право собственности в порядке приватизации на комнату N в <адрес> общей площадью 18,2 кв. м, в том числе, жилой - 11,5 кв. м; площадью вспомогательных помещений - 6,7 кв. м.
И.С. не зарегистрировал право собственности на данное жилое помещение.
Истец И.С., его супруга - И.И., дочь - И.А. фактически проживают по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета собственника от ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет открыт на ФИО8, который является собственником 1/1 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Лицевой счет открыт на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> квартиры составляет 42 кв. м, в том числе жилая 23,90 кв. м, количество комнат 2, количество собственников 1 человек, всего зарегистрировано 8 человек, из них собственников 1 человек.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369,
ст. ст. 131,
223 ГК РФ, исходил из того, что И.С. и члены его семьи обеспечены жилой площадью менее 15 кв. м на одного члена семьи, в связи с чем он является лицом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, в действиях истца И.С. отсутствуют намерения создать искусственную нуждаемость в улучшении жилищных условий, повлекших ухудшение жилищных условий, в связи с чем, основания для получения истцом единовременной выплаты не утрачены. У ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о снятии И.С. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку в данном случае не имело места улучшение жилищных условий И.С., в результате которых были утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения И.С., восстановив И.С. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека: И.С., И.И., И.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями
ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в
п. 1 -
3 ч. 2 ст. 1 названного закона, так членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее -
Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с
п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. 31 и
69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Доводы жалобы заявителя о том, что И.С. намеренно ухудшил свои жилищные условия, поскольку ранее у него находилось в собственности жилое помещение, площадью 18,2 кв. м, подлежат отклонению, поскольку даже с учетом указанной площади, он остается нуждающимся в жилом помещении, а указанная площадь подлежит суммированию при исчислении единовременной выплаты.
Кроме того, довод кассационной жалобы о передаче указанного гражданского дела по подсудности в иной суд подлежит отклонению, поскольку исковое заявление подано истцом и рассмотрено судом по месту нахождения одного из ответчиков, что не противоречит гражданскому процессуальному законодательству РФ.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судами, не подпадает под приведенный в законе исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с
ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Правобережного районного суда г. Липецка от 22 июня 2021 года, апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 06 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Липецкой области - без удовлетворения.