Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88-705/2023 по делу N 2-1588/2022
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на самовольные постройки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что самовольные постройки возведены на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88-705/2023 по делу N 2-1588/2022
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на самовольные постройки.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что самовольные постройки возведены на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2023 г. N 88-705/2023
Дело N 2-1588/2022
50RS0039-01-2021-012232-33
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шостак Р.Н.,
судей Князькова М.А. и Гольман С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на самовольные постройки
по кассационной жалобе В. на решение Раменского городского суда Московской области от 16 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Князькова М.А., выслушав объяснения представителя В. - К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя администрации Раменского городского округа Московской области - Л., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
В. обратилась в суд с иском к администрации Раменского городского округа Московской области о признании права собственности на самовольные постройки - нежилые строения, а именно: склад лит. 1Б, общей площадью 901,5 кв. м, этажность: 1, склад лит. 2Б, общей площадью 901,5 кв. м, этажность: 1, склад лит. 3Б, общей площадью 901,5 кв. м, этажность: 1, склад лит. 4Б, общей площадью 884 кв. м, этажность: 1, склад лит 5Б, общей площадью 876,3 кв. м, этажность: 1, склад лит. 6Б, общей площадью 708,1 кв. м, этажность: 1, склад лит. 7Б, общей площадью 1 443,4 кв. м, этажность: 1, склад лит. 8Б, общей площадью 1 442,9 кв. м, этажность: 1, АЗС: лит. 9б, лит. 10б, общей площадью 884 кв. м, этажность: 1, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: участок N, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Иск обоснован тем, что самовольные постройки возведены на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил.
Решением Раменского городского суда Московской области от 16 мая 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 сентября 2022 г., заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
В соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещенными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям
главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и
статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу
статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм права были допущены при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела и обжалуемых судебных постановлений следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 24 500 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, ограничений, обременений права не зарегистрировано.
На указанном земельном участке истцом были возведены одноэтажные нежилые строения - склады и станция АЗС без разрешительной на то документации.
7 декабря 2021 г. истцом в администрацию Раменского городского округа Московской области было подано уведомление о завершении строительства объектов. Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области было отказано в регистрации предоставленных документов.
Согласно экспертным заключениям АНО "<данные изъяты>" N, N, N, N, строения под номерами N, N, N, N, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, являются объектами капитального строительства, нарушений правил землепользования и Градостроительного кодекса Российской Федерации не установлено. Коэффициент плотности застройки земельного участка соответствует планировке. Нарушений требований строительных норм и правил, противопожарных норм при возведении объектов не установлено. Права и охраняемые законом интересы граждан в результате размещения объектов не нарушаются. Угроза жизни и здоровью граждан отсутствует.
Из содержания экспертных заключений АНО "<данные изъяты>" N, N, N, N, N, N, строения под номерами N, N, N, N, N, N, являются объектами капитального строительства, нарушений правил землепользования и Градостроительного кодекса Российской Федерации не установлено. Коэффициент плотности застройки земельного участка соответствует планировке. Нарушений требований строительных норм и правил, противопожарных норм при возведении объектов не установлено. Права и охраняемые законом интересы граждан в результате размещения объектов не нарушаются. Угроза жизни и здоровью граждан отсутствует.
Определением Раменского городского суда Московской области от 24 марта 2022 г. по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО <данные изъяты>".
Экспертным путем установлено, что нежилые здания - объекты N - N, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N, являются капитальными строениями и их перемещение без несоразмерного ущерба не представляется возможным.
Нежилое здание объект N (АЗС) является капитальным объектом и входит в состав АЗС. Автозаправочная станция представляет собой имущественный комплекс, состоящий из нежилого здания (диспетчерская, магазин, кафе), топливораздаточных колонок, навеса, резервуаров для хранения топлива, узлов слива. Все объекты, входящие в состав АЗС связаны между собой линейными объектами. Объект N (единый имущественный комплекс АЗС) является капитальным объектом.
Объект 1 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; частично расположен за пределами кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером N, на территории неразграниченной собственности, площадь застройки такой части 4 кв. м, ширина до 0,6 м; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса"; расстояние до границ земельного участка с кадастровым номером N менее 3 м, что не соответствует предельному значению, установленному градостроительным регламентом.
Объект 2 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; частично расположен за пределами кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером N, на территории неразграниченной собственности, площадь застройки такой части 7 кв. м, ширина до 2,0 м; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса"; расстояние до границ земельного участка с кадастровым номером N менее 3 м, что не соответствует предельному значению, установленному градостроительным регламентом; по состоянию на период проведения исследования, минимальные требования, предъявляемые к пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в исследуемом здании не соответствуют требованиям
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
Объект 3 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса"; по состоянию на период проведения исследования, минимальные требования, предъявляемые к пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в исследуемом здании не соответствуют требованиям
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
Объект 4 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
п. 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса"; по состоянию на период проведения исследования, минимальные требования, предъявляемые к пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в исследуемом здании не соответствуют требованиям
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
Объект 5 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса"; по состоянию на период проведения исследования, минимальные требования, предъявляемые к пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в исследуемом здании не соответствуют требованиям
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
Объект 6 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса"; по состоянию на период проведения исследования, минимальные требования, предъявляемые к пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в исследуемом здании не соответствуют требованиям
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"; частично расположен в пределах охранной зоны воздушной линии электропередачи 500 кВ "<данные изъяты>", что является нарушением
подпункта "а" пункта 9 и
подпункта "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160.
Объект 7 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса"; по состоянию на период проведения исследования, минимальные требования, предъявляемые к пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в исследуемом здании не соответствуют требованиям
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"; частично расположен в пределах охранной зоны воздушной линии электропередачи 500 кВ <данные изъяты>", что является нарушением
подпункта "а" пункта 9 и
подпункта "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160.
Объект 8 (склад) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) здания, не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "объекты придорожного сервиса".
Объект 9 (АЗС) имеет следующие нарушения: несущие конструкции (колонн) нежилого здания Объекта 9 (АЗС), не соответствуют требованиям
пункта 4.12.2 СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87"; расстояние между Объектом 9 (АЗС) и примыкающей автомобильной дорогой общего пользования III класса (края проезжей части) менее 12 м, что не соответствует требованиям Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; организованный отвод поверхностных вод от АЗС через приемный колодец ливневой канализации, с последующим отводом в водный объект (<адрес>), без очистных сооружений не соответствует
пункту 7.7.7 СП 32.13330.2018 "Канализация. Наружные сети и сооружения.
СНиП 2.04.03-85"; подземное сооружение - узел слива, технологически связанное с комплексом АЗС (согласно пояснениям представителя истца, присутствующего при проведении осмотра, проектные решения в материалах дела не представлены), расположено за пределами кадастровых границ земельного участка с кадастровым номером N, на территории земельного участка в собственности публично-правовых образований с кадастровым номером N.
Выявленные нарушения
СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87" не противоречат положениям Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". С учетом установленного общего технического состояния основных конструкций объектов N, отсутствует опасность внезапного разрушения, нарушение
СП 70.13330.2012 (на дату натурного осмотра) не создает угрозу жизни и здоровью граждан; функционирование конструкций возможно при контроле их состояний. При этом, выявлены нарушения требований противопожарной безопасности в отношении Объектов N - N, N, а также нарушения Федерального
закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в отношении объекта N.
В соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2009 г. 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Федеральным
законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" объекты 2-7, 9 создают угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушают права и законные интересы третьих лиц.
На дату проведения осмотра, исследуемые объекты не эксплуатируются, признаков ведения коммерческой деятельности не установлено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что возведенные истцом нежилые строения, не отвечают требованиям безопасности, виду разрешенного использования земельного участка, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушают права и законные интересы третьих лиц.
Суд апелляционной инстанции не нашел поводов для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
С этими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно
пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из заявленного иска, истец просил суд признать право собственности на различные объекты капитального строительства, поименованные как объекты 1-9.
Проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизой было установлено, что все объекты составляют единый комплекс, что определило вывод суда при разрешении спора.
Между тем, материалы дела не содержат сведения (проектная документация и т.п.), что объекты самовольного строительства составляют единый комплекс, что предполагает проверку каждого объекта в отдельности на соответствие требованиям
части 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из заключения судебного эксперта, спорные объекты размещены с нарушением вида разрешенного использования земельного участка, что в силу
пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для признания постройки самовольной.
Квалифицировав данное обстоятельство, как основание отказа в удовлетворении заявленных требований, судом должно быть установлена функциональная принадлежность самовольной постройки, что определило бы связь постройки с земельным участком определенного вида разрешенного использования, что послужило бы достоверному выводу о соответствии строительства указанному нормативному правилу. Однако судом первой инстанции этого сделано не было.
В силу
статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным
Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно
пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Абзацем 2 подпункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 3 августа 2018 г.) предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации; надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009 г. N 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (
пункты 1 и
3 Правил).
Нахождение спорных построек под N и N частично расположенных в пределах зоны с особым условием использования территории (линии электропередач 500 кВ "<данные изъяты>), что является нарушением
пунктов 8 -
10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, возможно определить как нарушения строительства. Вместе с тем, согласно
пункту 10 Правил установления охранных зон указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Материалы дела не содержат сведений об отсутствии уведомлений сетевой организации о произведенном строительстве и соответствующего разрешения для возведения объектов недвижимости.
Указанная в
статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации санкция применяется с учетом характера допущенных нарушений, а сама статья направлена на защиту прав граждан, а также на обеспечение баланса публичных и частных интересов и тем самым на реализацию
статей 17 (часть 3) и
55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 015 г. N 101-О, от 24 марта 015 г. N 658-О, от 27 сентября 2016 г.
N 1748-О, от 28 марта 2017 г.
N 609-О и др.).
Исходя из приведенного нормативного положения и высказанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации представляется необходимым определить, являются ли нарушения при возведении конкретного самовольного строения значимыми или нет, что в силу толкования, изложенного в
пункте 7 "Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 ноября 2022 г.) определяет возможность признания права на самовольную постройку.
Данные значимые обстоятельства не были установлены по каждому объекту недвижимости, в соответствии с исковыми требованиями, что предопределяется положениями
части 2 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу
части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (
статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
частями 1,
2 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом.
Согласно
части 1 статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.
Однако судом в нарушение приведенных выше требований закона не был вынесен вопрос на обсуждение сторон о назначении по делу дополнительной или повторной судебной экспертизы.
Допущенную ошибку суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не исправил.
Кроме того, указанные требования, направленные на соблюдения процессуальных прав сторон, не соблюдены и в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с
абзацем 2 части 2 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Из материалов дела следует, что В. обратилась в суд апелляционной инстанции с ходатайством об отложении разбирательства дела указав, что из-за смены представителя желает сама принять участие в судебном заседании, но в связи с заболеванием не может этого сделать. К ходатайству был приложен листок нетрудоспособности (т. 3, л.д. 309-310).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик и его представитель не присутствовали. Суд апелляционной инстанции причину неявки в судебное заседание посчитал неуважительной.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда об отказе в отложении судебного разбирательства дела в взаимосвязи с необходимостью установления по делу значимых обстоятельств, не соответствующими положениям
статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (
пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Приведенные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции не выполнены.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (
статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд находит подлежащим отмене апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 сентября 2022 г., а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 7 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.