Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2022 N 88-2991/2022 по делу N 2-1816/2021
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обращался с заявлением о предоставлении в собственность жилого помещения, однако решением ему отказано в предоставлении в собственность жилого помещения ввиду отсутствия оформленных в собственность Российской Федерации жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за ответчиком.
Решение: Отказано.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2022 N 88-2991/2022 по делу N 2-1816/2021
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: О предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обращался с заявлением о предоставлении в собственность жилого помещения, однако решением ему отказано в предоставлении в собственность жилого помещения ввиду отсутствия оформленных в собственность Российской Федерации жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за ответчиком.
Решение: Отказано.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2022 г. N 88-2991/2022
Дело N 2-1816/2021
N 31RS0016-01-2021-001209-70
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л.,
судей Павловой Е.А., Ефимовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1816/2021 по иску Г.А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, Г.А.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, МЧС России о предоставлении жилого помещения
по кассационной жалобе Г.А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО2, Г.А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Павловой Е.А., объяснения представителя истцов - К., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ГУ МЧС России по Белгородской области и МЧС России - В., возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.А.С., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, Г.А.Н. обратились в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ГУ МЧС России) по Белгородской области, МЧС России, в котором просили обязать ответчиков солидарно предоставить вне очереди в их собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 110 кв. м, расположенное в городе Белгороде Белгородской области Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2021 года, с учетом определения этого же суда от 08 июня 2021 года об исправлении описки, исковые требования Г.А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, Г.А.Н. удовлетворены. МЧС России обязано предоставить вне очереди в собственность Г.А.С., ФИО2, ФИО3, ФИО4, Г.А.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью 110 кв. м, расположенное в городе Белгороде Белгородской области Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17 августа 2021 года решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г.А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, Г.А.Н. отказано.
В кассационной жалобе с учетом дополнений заявители просят отменить постановление суда апелляционной инстанции, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права. Полагают, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие на нее возражения ГУ МЧС России по Белгородской области и МЧС России, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Г.А.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в государственной противопожарной службе ГУ МЧС России по Белгородской области.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ Г.А.С. предоставлено для проживания служебное жилое помещение - <адрес> по <адрес> в <адрес> на состав семьи четыре человека: Г.А.С., Г.А.Н. (супруга), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь).
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Белгородской области с Г.А.С. заключен договор найма служебного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении зарегистрирована дочь Г.А.С. - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С ДД.ММ.ГГГГ Г.А.С. состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи пять человек.
В соответствии с протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии ГУ МЧС России по Белгородской области по рассмотрению вопросов постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения Г.А.С. составом семьи из пяти человек был поставлен на учет для получения единой социальной выплаты в соответствии с
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" и на основании
п. п. 2,
3 ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт получения заместителем начальника управления - начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> Г.А.С. травмы ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей. Признано получение заместителем начальника управления - начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> Г.А.С. травмы ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей.
Заключением военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N Г.А.С. признан негодным к службе в ФПС ГПС МЧС России в связи с наличием у него военной травмы.
На основании приказа начальника ГУ МЧС России по Белгородской области от ДД.ММ.ГГГГ N Г.А.С. уволен с должности заместителя начальника управления - начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Белгородской области в связи с болезнью на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе.
В ДД.ММ.ГГГГ г. ГУ МЧС России по Белгородской области обращалось в суд с исковым заявлением, в котором просило прекратить право пользования Г.А.С., ФИО4, ФИО3, ФИО2 и Г.А.Н. квартирой N, расположенной в <адрес> по <адрес> <адрес>, выселить их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилья и снять их с регистрационного учета.
Решением <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении указанных исковых требований было отказано.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Федеральным
законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ст. ст. 51,
57 ЖК РФ,
Обзором судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 г., Правилами предоставления жилого помещения в собственность отдельным категориям граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 г., исходил из того, что сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства, кроме того, Г.А.С. на основании
п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ввиду наличия у него тяжелого заболевания имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а также исходя из того, что Г.А.С., как инвалид второй группы вследствие военной травмы, имеющий право на единовременную социальную выплату, имеет право на получение в собственность жилого помещения, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, при этом, дополнительно руководствуясь Федеральным
законом N 141-ФЗ от 23 мая 2016 года "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", исходил из следующего.
Согласно сообщению МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Г.А.С. состоит в единой очереди сотрудников, принятых в МЧС России на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с учетом преимущественного права с порядковым номером 471.
Поскольку
правила предоставления единовременной социальной выплаты указанным сотрудникам не предусматривают право на единовременную выплату во внеочередном порядке, право Г.А.С. и членов его семьи, состоящих на учете, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в настоящее время не нарушено.
Руководствуясь
ст. 5 Федерального закона N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд апелляционной инстанции исходил из того, что жилое помещение может быть предоставлено сотруднику противопожарной службы по решению руководителя, при наличии в распоряжении указанного органа жилого помещения, но не является обязанностью указанного органа предоставить жилое помещение, законом не предоставлено право сотрудников на внеочередное предоставление жилого помещения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Г.А.С. обращался к начальнику главного Управления МЧС России по Белгородской области с заявлением о предоставлении в собственность жилого помещения, однако решением МЧС России ему отказано в предоставлении в собственность жилого помещения, ввиду отсутствия оформленных в собственность Российской Федерации жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по Белгородской области.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также то, что истцами не представлено доказательств, опровергающих основания, по которым Г.А.С. отказано начальником МЧС России в представлении жилого помещения в собственность, исходя из того, что Г.А.С. состоит на учете в получении единовременной социальной выплаты как сотрудник федеральной противопожарной службы, нуждающийся в жилом помещении, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении исковых требований Г.А.С.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В соответствии со
ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в
ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Вопреки доводам жалобы заявителей, наличие у Г.А.С. заболевания, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не порождает права на предоставление в собственность жилого помещения во внеочередном порядке лицу, состоящему на учете для получения единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения, поскольку такой порядок предоставления регламентирован
ст. 57 ЖК РФ, при котором малоимущий нуждающийся в жилом помещении должен состоять на учете в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления, в то время как Г.А.С. состоит на учете в получении единовременной социальной выплаты как сотрудник федеральной противопожарной службы.
Доводы жалобы заявителей о том, что Г.А.С. являлся военнослужащим, в связи с чем на него распространяется иное законодательство, и он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, подлежат отклонению, поскольку Г.А.С. занимал должность начальника отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Белгородской области, имел звание полковника внутренней службы, уволен в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности противопожарной службе.
Правовое положение сотрудников внутренней службы федеральной противопожарной службы, должность которых не относится к военной службе, регулируется Федеральным
законом N 141-ФЗ от 23 мая 2016 года "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на указанных сотрудников не распространяются положения
закона "О статусе военнослужащих".
Согласно
п. 23 постановления Правительства Российской Федерации N 369 от 24 апреля 2013 года "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с
ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г.А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО2, Г.А.Н. - без удовлетворения.