Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 N 88а-36036/2023 (УИД 64RS0042-01-2023-001497-42)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверки в исправительном учреждении выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 N 88а-36036/2023 (УИД 64RS0042-01-2023-001497-42)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проверки в исправительном учреждении выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2023 г. N 88а-36036/2023
Дело N 2-1-1939/2023
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В.,
судей Ендовицкой Е.В. и Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 сентября 2023 года по делу по административному исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об устранении нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против удовлетворения кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил возложить на федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее также - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области, учреждение) и Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее также - УФСИН России по Саратовской области), обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
- оборудовать здание кузнецы (участок ЩЛК), здание цеха N 1, здание камер напылений, участок сантехники цеха N 1, участок электрики цеха N 1, участок плитки цеха N 1, здание пилорамы, здание изготовления черепицы, здание слесарной мастерской, отдельный пост пожарной части, склад около столовой, здание цеха N 2 (деревообработка), здание склада синтепона, склад цемента, где отдельный пост пожарной части; здание продуктового склада, здание свинарника, 4 здания склада муки, здание склада консервов (СВЧ); здание курятника, помещение склада N 2 (прилегающего к 3-х этажному зданию швейного участка), здания мельницы N 1 и N 2, здание полимерного цеха автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;
- оборудовать здание церкви, бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы, здание цеха N 2 (деревообработка), здание раздевалки, в которой отдельный пост пожарной части, отряд со строгими условиями содержания; помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейного участка, здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа;
- оборудовать здание церкви системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 -го типа;
- привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию в здании бани на 1-м этаже (здания "БПК"), коммунально-эксплуатационной части, ШИЗО, МЧ N 2, карантинном отделении, в жилых отрядах N 5, 6 - 1 этаж; отрядах N 11, 12 - 2 этаж, отрядах N 7, 8 - 1 этаж, отрядах N 3, 4 - 2 этаж, отрядах N 13,14-1 этаж, отрядах N 1, 10 - 2 этаж, отрядах N 9, 15 - 1 этаж; отрядах N 2, 9 - 2 этаж, помещении столовой на 1-м этаже, помещении клуба на 2-м этаже, помещении воспитательного отдела в 3-х этажном здании, здании овощехранилища, здании склада консервов (СВЧ), медицинском пункте, цехе N 3, швейном цехе;
- оборудовать фрамуги размером не менее 1,2 м в наружной стене в 2-х лестничных клетках (с 1-го по 3-й этажи) 3-х этажного здания (помещения столовой на 1-м этаже, помещения клуба на 2-м этаже, помещения воспитательного отдела в 3-х этажном здании), 2-х лестничных клетках 3-х этажного здания производственного участка швейный, в лестничной клетке 2-х этажного корпуса здания штаба, в основной лестничной клетке 3-х этажного корпуса здания штаба;
- оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах на противопожарных дверях, расположенных в комнатах для хранения белья, расположенных в жилых отрядах учреждения;
- на дверях складских помещений (в жилых, административных, производственных помещениях) (за исключением помещений категории "Д") обозначить категорию таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ;
- обеспечить замену имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4, 2007, 2011 года выпуска);
- обеспечить проверку 1 раз в год средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с отражением информации об отсутствии механических повреждений и их целостности в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты;
- разработать порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности, определяющий периодичность обучения работников в области пожарной безопасности, возможность (невозможность) совмещения вводного и первичного на рабочем месте противопожарных инструктажей, конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа, порядок проверки знаний и умений, полученных работниками в ходе обучения; лиц, ответственных за хранение журнала учета противопожарных инструктажей;
- демонтировать трубу отопления, препятствующую безопасной эвакуации из раскройного участка;
- оборудовать в жилом отряде N 13 запасной эвакуационный выход.
Определением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года принят отказ прокурора от исковых требований обеспечить проверку 1 раз в год средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с отражением информации об отсутствии механических повреждений и их целостности в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты; демонтировать трубу отопления, препятствующую безопасной эвакуации из раскройного участка; оборудовать в жилом отряде N 13 запасной эвакуационный выход. Производство по делу в данной части требований прекращено.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года исковые требования удовлетворены частично, на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области возложены обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до 1 марта 2024 года:
- оборудовать здание церкви, бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы, здание цеха N 2 (деревообработка), здание раздевалки, в которой отдельный пост пожарной части, отряд со строгими условиями содержания; помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейного участка, здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа.
- оборудовать здание церкви системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 -го типа.
- привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию в здании бани на 1-м этаже (здания "БПК"), коммунально-эксплуатационной части, ШИЗО, МЧ N 2, карантинном отделении, в жилых отрядах N 5, 6 - 1 этаж; отрядах N 11, 12 - 2 этаж, отрядах N 7, 8 - 1 этаж, отрядах N 3, 4 - 2 этаж, отрядах N 13,14 - 1 этаж, отрядах N 1, 10 - 2 этаж, отрядах N 9, 15 - 1 этаж; отрядах N 2, 9 - 2 этаж, помещении столовой на 1-м этаже, помещении клуба на 2-м этаже, помещении воспитательного отдела в 3-х этажном здании, здании овощехранилища, здании склада консервов (СВЧ), медицинском пункте, цехе N 3, швейном цехе;
- оборудовать фрамуги размером не менее 1,2 м в наружной стене в 2-х лестничных клетках (с 1-го по 3-й этажи) 3-х этажного здания (помещения столовой на 1-м этаже, помещения клуба на 2-м этаже, помещения воспитательного отдела в 3-х этажном здании), 2-х лестничных клетках 3-х этажного здания производственного участка швейный, в лестничной клетке 2-х этажного корпуса здания штаба, в основной лестничной клетке 3-х этажного корпуса здания штаба;
- оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах на противопожарных дверях, расположенных в комнатах для хранения белья, расположенных в жилых отрядах учреждения;
в срок до 31 октября 2023 года:
- на дверях складских помещений в производственных помещениях раскройного и швейного цехов, цеха металлообработки обозначить категорию таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ;
- обеспечить замену имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4, 2011 года выпуска), расположенных в помещениях раскройного цеха, швейного цеха;
- разработать порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности, определяющий периодичность обучения работников в области пожарной безопасности, конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа, порядок проверки знаний и умений, полученных работниками в ходе обучения, с учетом требований
пункта 20 Приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности", положений
части 2 статьи 76,
статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
пункта 40 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Кроме того, этим же решением районного суда на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области возложены обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности: на дверях складских помещений в жилых, административных помещениях, производственных помещениях, за исключением раскройного и швейного цехов, цеха металлообработки, обозначить категорию таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ; обеспечить замену имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4, 2007 года выпуска); разработать перечень лиц, ответственных за хранение журнала учета противопожарных инструктажей. При этом постановлено, что судебный акт в указанной части не исполнять в связи с его исполнением до вынесения решения суда.
В удовлетворении остальной части исковых требований к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области отказано.
В удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Саратовской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 сентября 2023 года принят отказ прокурора от исковых требований в части возложения обязанности на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области оборудовать здание церкви автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа. В указанной части решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года отменено с прекращением производства по делу.
В остальной части решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 20 октября 2023 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 25 октября 2023 года), Федеральная служба исполнения наказаний, УФСИН России по Саратовской области и ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области просят судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права. Указывают о том, что для устранения нарушений пожарной безопасности требуются значительные денежные средства, которые в достаточном объеме не выделяются, а также продолжительный период времени в связи с порядком финансирования.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь
частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Положениями
статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным
законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
В силу положений
статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов административного дела, в ходе проверки соблюдения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области законодательства о пожарной безопасности Саратовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области с привлечением специалистов ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС по Саратовской области выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности.
По результатам проведенной проверки 29 декабря 2022 года составлен акт, согласно которому в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области в нарушение требований
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статей 83,
84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пунктов 4, 5, 9, 10 приложения 3,
пункта 11 таблицы 1 свода правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 20 июля 2020 года N 539 (далее - СП 486.1311500.2020), пункта 17 таблицы 1, 2 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 173 (далее - СП 3.13130.2009), здание кузнецы (участок ЩЛК), здание цеха N 1, здание камер напылений, участок сантехники цеха N 1, участок электрики цеха N 1, участок плитки цеха N 1, здание пилорамы, здание изготовления черепицы, здание слесарной мастерской, отдельный пост пожарной части, склад около столовой, здание цеха N 2 (деревообработка), здание склада синтепона, склад цемента, где отдельный пост пожарной части; здание продуктового склада, здание свинарника, 4 здания склада муки, здание склада консервов (СВЧ); здание курятника, помещение склада N 2 (прилегающего к 3-х этажному зданию швейного участка), здания мельницы N 1 и N 2, здание полимерного цеха не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа. В нарушение требований
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
статей 83,
84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пунктов 10 приложения 3,
пункта 11 таблицы 1 СП 486.1311500.2020, пунктов 6, 16, 17 таблицы 1, 2 СП 3.13130.2009 бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы, здание цеха N 2 (деревообработка), здание раздевалки, в которой отдельный пост пожарной части, отряд со строгими условиями содержания, помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейного участка, здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа. В нарушение требований
пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), в здании бани на 1-м этаже (здания "БПК"), коммунально-эксплуатационной части, ШИЗО, МЧ N 2, карантинном отделении, в жилых отрядах N 5, 6 - 1 этаж; отрядах N 11, 12 - 2 этаж, отрядах N 7, 8 - 1 этаж, отрядах N 3, 4 - 2 этаж, отрядах N 13,14 - 1 этаж, отрядах N 1, 10 - 2 этаж, отрядах N 9, 15 - 1 этаж; отрядах N 2, 9 - 2 этаж, помещении столовой на 1-м этаже, помещении клуба на 2-м этаже, помещении воспитательного отдела в 3-х этажном здании, здании овощехранилища, здании склада консервов (СВЧ), медицинском пункте, цехе N 3, швейном цехе автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. В нарушение
пункта 1 части 2 статьи 1,
части 4 статьи 4,
части 1 статьи 6,
части 4 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ,
пункта 4.4.12 свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194,
подпункта "б" пункта 5.4.16 свода правил СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденного приказом МЧС России от 12 марта 2020 года N 151, в наружной стене в 2-х лестничных клетках (с 1-го по 3-й этажи) 3-х этажного здания (помещения столовой на 1-м этаже, помещения клуба на 2-м этаже, помещения воспитательного отдела в 3-х этажном здании), 2-х лестничных клетках 3-х этажного здания производственного участка швейный, в лестничной клетке 2-х этажного корпуса здания штаба, в основной лестничной клетке 3-х этажного корпуса здания штаба отсутствуют фрамуги размером не менее 1,2 м. В нарушение
пункта 8 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на противопожарных дверях, расположенных в комнатах для хранения белья, находящихся в жилых отрядах учреждения не обеспечено наличие приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах. На дверях складских помещений в производственных помещениях раскройного и швейного цехов, цеха металлообработки не обозначена категория таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ. В нарушение
пункта 60 Правил противопожарного режима администрацией учреждения не обеспечена замена имеющихся первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4, 2011 года выпуска), расположенных в помещениях раскройного цеха, швейного цеха. В нарушение
пункта 3 Правил противопожарного режима,
пунктов 2, 15, 18, 20, 24 Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, утвержденного приказом МЧС России от 18 ноября 2021 года N 806, в исправительном учреждении не разработан порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности, определяющий периодичность обучения работников в области пожарной безопасности, конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа, порядок проверки знаний и умений, полученных работниками в ходе обучения.
Исполняющим обязанности заместителя Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области внесено в адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области представление об устранении указанных нарушений, которые согласно справке заместителя начальника ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области от 18 мая 2023 года, составленной в ходе судебного разбирательства, не устранены.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о возложении на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области обязанности по устранению указанных нарушений, поскольку данные нарушения пожарной безопасности касаются безопасности людей, эксплуатация объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Вопреки доводам жалобы судебные инстанции правильно пришли к выводу о возложении на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области обязанностей по устранению указанных нарушений требований пожарной безопасности.
Согласно
статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать использования их не по назначению.
В силу
статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 28 апреля 2011 года N 264, согласно пункту 2.1 которого предметом и целями деятельности учреждения являются, в числе прочего, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения.
Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность (пункт 2.5.1 Устава).
Судебная коллегия учитывает, что нарушения требований законодательства о пожарной безопасности нарушают права осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области, влияют на их безопасность, могут привести к гибели людей, создают угрозу уничтожения или повреждения имущества. Таким образом, обязанность по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности, лежит именно на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии и недостаточности финансирования ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области для выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, не могут являться основанием для освобождения учреждения от исполнения требований законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что установленные сроки для выполнения возложенных на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области обязанностей при установленных по делу фактических обстоятельствах с учетом общественной значимости разрешаемого вопроса являются разумными.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с
частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований, предусмотренных
статьями 310,
328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих отмену судебных актов.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 ноября 2023 года.