Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.09.2023 N 88а-27523/2023 (УИД 52RS0016-01-2022-000643-95)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании обеспечить обустройство проезда с твердым покрытием к зданиям и сооружениям.
Обстоятельства: Центральные улицы поселения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют грунтовое покрытие, загрязнения, высокую колейность, что нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование земельными участками.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.09.2023 N 88а-27523/2023 (УИД 52RS0016-01-2022-000643-95)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: Об обязании обеспечить обустройство проезда с твердым покрытием к зданиям и сооружениям.
Обстоятельства: Центральные улицы поселения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют грунтовое покрытие, загрязнения, высокую колейность, что нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование земельными участками.
Решение: Удовлетворено.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2023 г. N 88а-27523/2023
Дело N 2-1244/2022
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Васляева В.С., Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кстовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., возражения на кассационную жалобу прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Самаре и г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Д., судебная коллегия
установила:
Кстовский городской прокурор Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области по обеспечению доступности служб экстренного реагирования к <адрес> муниципального района, возложить обязанность обеспечить обустройство проезда с твердым покрытием к зданиям и сооружениям, расположенным на названной улице в соответствии с требованиями пункта 8.9 СП 4.13130.2013,
статьями 4,
6,
63,
90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования обоснованы тем, что Кстовской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении и о дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что в соответствии с генеральным планом Безводнинского сельсовета земельный участок, с кадастровым номером N, обозначен в качестве главной улицы населенного пункта, относится к улично-дорожной сети между домами индивидуальной жилищной застройки на <адрес> земельный участок, а также земельный участок с кадастровым номером N, используются жителями улицы в качестве дороги, является единственным подъездом к жилым домам. Однако, данный подъезд и улично-дорожная сеть не соответствует требованиям
статей 63,
90 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют грунтовое покрытие, загрязнения, высокую колейность, что нарушает права неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование земельными участками, жилыми домами, безопасное дорожное движение и безопасные условия проживания, создает угрозу их жизни и здоровью, затрудняет проезд автомобилей служб экстренного реагирования, том числе пожарных автомобилей. Отсутствие твердого покрытия дороги может способствовать возникновению трудностей в ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании помощи гражданам, проживающим и находящимся на данной улице.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 марта 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 12 июля 2023 года через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 августа 2023 года, заинтересованное лицо администрация Кстовского муниципального округа Нижегородской области просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что признавая бездействие Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области незаконным, суды не привлекли данный муниципальный орган к участию в деле, тогда как он является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Считает, что решение суда обладает признаками неисполнимости, так как земельные участки с кадастровыми номерами N, N, не входили в улично-дорожную сеть, что подтверждается перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа, утвержденного постановлением администрации Кстовского муниципального округа 20 февраля 2023 года, а расположены в функциональной зоне "застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными участками".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда, исходил из того, что нахождение подъезда и улично-дорожной сети, не имеющих твердого покрытия, используемых жителями в качестве дороги, как единственного способа подъезда к жилым домам, в неудовлетворительном состоянии, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушает права на безопасное дорожное движение, беспрепятственное пользование земельными участками и жилыми домами, затрудняет проезд автомобилей служб экстренного реагирования, может способствовать возникновению трудностей в ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании помощи гражданам, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что Кстовской городской прокуратурой Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении и о дорожной деятельности.
Проверкой установлено, что в соответствии с генеральным планом Безводнинского сельсовета земельный участок, с кадастровым номером N, обозначен в качестве главной улицы населенного пункта, составляет улично-дорожную сеть между домами индивидуальной жилищной застройки на <адрес> земельный участок, а также земельный участок, с кадастровым номером N, используются жителями <адрес> в качестве дороги к жилым домам и являются единственным подъездом.
Земельный участок, используемый в качестве подъезда, на момент рассмотрения дела, принадлежал администрации Безводнинского сельсовета Кстовского района, что не оспаривалось участвующим в деле лицами.
Согласно ответу отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кстовскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области от 21 февраля 2022 года, по факту нарушения нарушений требований пожарной безопасности по адресу: <адрес>, улица проведено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездной проверки в отношении администрации Безводнинского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области.
В ходе проведения выездной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в селе Безводное отсутствует (в любое время года) проезд с твердым покрытием к зданиям и сооружениям.
По результатам проверки администрации выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности от 18 февраля 2022 года N 30/1/10, в том числе в связи с отсутствием проезда с твердым покрытием к зданиям и сооружениям.
Постановлением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Кстовскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области от 18 февраля 2022 года N 31 администрация Безводнинского сельсовета Кстовского района по данному факту признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде предупреждения.
19 ноября 2022 года Кстовской городской прокуратурой Нижегородской области в адрес главы администрации Безводниковского сельсовета Кстовского муниципального района внесено представление, в котором обращено внимание на отсутствие надлежащих условий проезда к <адрес>, в связи с чем затрудняется проезд служб экстренного реагирования, нарушаются права неопределенного круга лиц к доступу на данную улицу, которое не исполнено.
В силу
части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно
пункту 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к числу вопросов местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года N 150-3 "О закреплении за сельскими поселениями Нижегородской области вопросов местного значения" выполнение полномочий, предусмотренных
пунктом 5 части 1,
части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, а именно: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории Нижегородской области отнесено к вопросам местного значения сельских поселений.
Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (
статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Пунктом 6 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный
закон N 123-ФЗ) установлено, что обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из первичных мер пожарной безопасности.
В силу
пункта 1 части 1 статьи 90 Федерального закона N 123-ФЗ для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В соответствии с пунктом 8.9 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
На основании
пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
На основании
пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения",
подпунктов 6,
12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; поддержание надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценку ее технического состояния.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов (
часть 3 статьи 15,
часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в
пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что удовлетворение заявленных требований соответствует требованиям действующего законодательства и установленным обстоятельствам. Бездействие со стороны органа местного самоуправления, а именно администрации Безводнинского сельсовета допущено, поскольку именно на нее законом возложена ответственность за содержание автомобильных дорог, а следовательно, обязана обеспечить их надлежащее техническое состояние.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости решения суда являются несостоятельными, поскольку на момент вынесения решения судом первой инстанции администрация Безводнинского сельсовета, в структуре органов местного самоуправления - муниципального образования сельское поселение "Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района", являлась органом полномочным осуществлять возложенные на нее судом обязанности, а следовательно является надлежащим административным ответчиком
Отсутствие в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения земельных участков, с кадастровыми номерами N и N, не свидетельствует о незаконности судебных актов, а указывает на бездействие органа местного самоуправления при решении указанных в административном иске вопросов местного значения.
Непривлечение судом к участию в деле муниципального образования сельское поселение "Безводнинский сельсовет Кстовского муниципального района" не влечет отмену состоявшихся судебных актов, поскольку администрация Безводнинского сельсовета являлась его исполнительным органом. Кроме того, решением Совета депутатов Кстовского муниципального округа от 23 августа 2022 года произошла реорганизация администрации Кстовского муниципального района округа в форме присоединения к ней, в том числе администрации Безводнинского сельсовета, администрация Кстовского муниципального района переименована в администрацию Кстовского муниципального округа.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со
статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных
статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 15 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 сентября 2023 года.