Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023 N 88а-14768/2023
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Обстоятельства: Защитное сооружение гражданской обороны является собственностью РФ, находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.05.2023 N 88а-14768/2023
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Обстоятельства: Защитное сооружение гражданской обороны является собственностью РФ, находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению.
Решение: Удовлетворено в части.

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2023 г. N 88а-14768/2023
Дело N 2-1-114/2022
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А.,
судей Ендовицкой Е.В., Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 21 декабря 2022 года по делу по исковому заявлению Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны и обеспечить его готовность к приему укрываемых.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В., объяснения прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее также - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях) обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: <адрес>, а также обеспечить его готовность к приему укрываемых лиц.
В обоснование требований указал, что в силу закона защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью, обязанность по содержанию которых возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и его территориальные органы. В то же время по адресу: <адрес> располагается защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, которое находится в неудовлетворительном состоянии, непригодном для использования по прямому назначению, требует ремонтных работ, что нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. Данное защитное сооружение не включено в реестр федерального имущества, и право собственности Российской Федерации на него не зарегистрировано.
Решением Хотынецкого районного суда Орловской области от 10 августа 2022 года иск удовлетворен. На МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях возложена обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N, расположенное по адресу: <адрес>, и обеспечить его готовность к приему укрываемых лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 21 декабря 2022 года решение суда отменено в части возложения на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанности зарегистрировать право собственности на защитное сооружение гражданской обороны с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Определением Хотынецкого районного суда Орловской области от 2 марта 2023 года по заявлению Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области разъяснено решение суда, и установлен перечень действий, которые необходимо совершить ответчику для обеспечения готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых.
В кассационной жалобе, поданной 21 марта 2023 года через суд первой инстанции, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов как незаконных. Полагает, что обслуживанием защитных сооружений гражданской обороны в мирное время должны заниматься организации, эксплуатирующие эти сооружения, которые обязаны, содержать их в состоянии, пригодном для их эксплуатации. Росимущество и его территориальные органы могут быть признаны эксплуатирующей организацией только в том случае, если такое защитное сооружение используется для обеспечения гражданской обороны своего персонала (имущества). Указывает, что защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в собственности Российской Федерации и не закрепленные за какими-либо организациями, подлежат либо закреплению за соответствующими федеральными организациями, либо в случае отсутствия потребности снятию с учета защитных сооружений гражданской обороны. При наличии потребности в защитных сооружениях гражданской обороны со стороны региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления указанные сооружения подлежат передаче в соответствующий уровень публичной собственности. Полагает, что выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ, Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Аналогичное требование закреплено в пунктах "а", "г" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ, Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
В силу положений статьи 7 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федеральные органы исполнительной власти в области гражданской обороны принимают нормативные акты в области гражданской обороны и контролируют их выполнение.
В силу требований части 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В статье 6 Закона о гражданской обороне установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 (далее - Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В соответствии с требованиями пункта 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года N 575 (далее - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время), содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.
В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).
В пунктах 1.2, 2.1, 2.2 указанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. При отсутствии паспорта защитного сооружения гражданской обороны основанием для его учета являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности здания и (или) помещения к защитным сооружениям гражданской обороны. Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу пункта 3.2.1 названных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при их эксплуатации в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей, ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования.
Несоблюдение указанных требований законодательства влечет также нарушение требований статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", в соответствии с которой противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации последствий проявлений терроризма.
Обеспечение надлежащего функционирования защитных сооружений гражданской обороны приведет к минимизации последствий, в том числе от проявления угроз террористического характера.
Как установлено судами и следует из материалов дела, защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационное укрытие с инвентарным номером N площадью 500,7 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, в подвале многоквартирного жилого дома, предназначено для размещения 400 человек, класс защитного сооружения "П-4". Его балансодержатель отсутствует. Данный объект состоит на учете в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (далее - ГУ МЧС России по Орловской области).
Статус названного объекта как противорадиационного укрытия подтвержден наличием паспорта противорадиационного укрытия и нахождением на учете, следовательно, на данный объект распространяются требования Закона о гражданской обороне.
Согласно акту оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером N от 31 июля 2018 года в нем имеется приточная вентиляционная установка (ЭРВ-72, разукомплектована); энергоснабжение поступает от сети поселка Хотынец Хотынецкого района Орловской области; система водоснабжения централизованная; канализация отсутствует; оно требует текущего ремонта; ремонт и техническое обслуживание приборов не проводились более 11 лет. Согласно заключению комиссии указанное защитное сооружение гражданской обороны ограничено готово к приему укрываемых и требует текущего ремонта.
Из акта оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером N от 15 ноября 2022 года следует, что данный объект недвижимого имущества в аренду не передавался; имеется приточная вентиляционная установка (ЭРВ-72, разукомплектована); энергоснабжение поступает от сети поселка Хотынец Хотынецкого района Орловской области; система водоснабжения централизованная; канализация отсутствует; общее состояние - требуется ремонт.
Из указанного акта также следует, что противорадиационное укрытие с инвентарным номером N не обеспечено обозначением в соответствии с установленными требованиями пункта 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима в Российской Федерации), пункта 4.4 Свода правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС России от 20 июля 2020 года N 539, пункта 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время; не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункта 14 таблицы 2 пункта 14 таблицы 2 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 173, пункта 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время; элементы инженерных сетей внутри противорадиационного укрытия не окрашены в установленные цвета в соответствии с требованиями пункта 3.2.10 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; в нарушение подпункта "в" пункта 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, пункта 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией; не обозначены маршруты движения к противорадиационному укрытию в соответствии с требованиями пунктов 6.2.2 - 6.2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; при эксплуатации противорадиационного укрытия в мирное время допущено нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования, загромождение путей движения в соответствии с требованиями пункта 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Согласно заключению комиссии защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N не готово к приему укрываемых в установленные сроки, требует ремонта. Необходимость в использовании указанного защитного сооружения гражданской обороны имеется.
Ответом МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях от 22 марта 2022 года N подтверждено, что противорадиационное укрытие с инвентарным номером N не учтено в реестре федерального имущества. Балансодержатель указанного объекта недвижимого имущества отсутствует. Право собственности Российской Федерации отсутствует ввиду необходимости проведения кадастровых работ и осуществления постановки на кадастровый учет.
Вместе с тем, из ответа ГУ МЧС России по Орловской области от 7 декабря 2022 года N следует, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N является федеральной собственностью и включено в реестр федерального имущества, при этом из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность не передавалось.
По сведениям кадастрового учета защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N 58 площадью 500,7 кв. м в общую площадь и состав многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не входит.
Статьей 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимать нормативные акты в области гражданской обороны, доводить их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролировать их выполнение; разрабатывать и реализовывать планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определять перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 является Росимущество, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года N 471 утверждено Положение о МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
В силу пункта 1 указанного Положения МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.
Пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с указанным Положением.
В пункте 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
В силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.
В пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N в силу действующего законодательства является собственностью Российской Федерации, находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области и возложении на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанности по обеспечению готовности вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка.
Доводы административного ответчика о том, что обязанность по поддержанию надлежащего состояния защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером N и обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на администрацию Хотынецкого района Орловской области, а не на Росимущество и его территориальные органы, равно как и доводы о предъявлении требований к ненадлежащему ответчику, являются несостоятельными.
Согласно пункту 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующей территории закреплены в пункте 9 указанного Порядка, согласно которому данные органы определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Судами установлено, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером N из состава федеральной собственности не выбывал, соответственно, обязанность по его поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию может быть возложена только на Росимущество и его территориальные органы. Именно на административного ответчика возложены полномочия по осуществлению в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").
Кроме того, согласно пункту 2.1 и подпункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация защитных сооружений, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
При этом защитные сооружения в силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Судами установлено, что спорное противорадиационное укрытие находится в ненадлежащем состоянии и требует приведения его в состояние готовности к использованию.
Установив, что уполномоченным собственником спорного объекта гражданской обороны является Росимущество в лице его территориального органа, объект гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии и требует приведения в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, суды обоснованно и законно возложили на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях обязанность обеспечить готовность выше указанного защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых и обязали его устранить выявленные в ходе обследования недостатки.
Доводы административного ответчика об отсутствии бюджетного финансирования, невозможности финансирования работ по приведению в надлежащее состояние защитного сооружения за счет средств федерального бюджета (поскольку защитное сооружение гражданской обороны не поставлено на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано) отмену или изменение обжалуемых судебных актов не влекут, так как указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения обязанностей, предусмотренных законом.
Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 10 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 24 мая 2023 года.