Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2024 N 88а-25579/2024 (УИД 36RS0001-01-2023-002396-24)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным предписания.
Обстоятельства: По результатам проверки надзорным органом были выявлены допущенные учреждением нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Решение: Удовлетворено в части.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2024 N 88а-25579/2024 (УИД 36RS0001-01-2023-002396-24)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О признании незаконным предписания.
Обстоятельства: По результатам проверки надзорным органом были выявлены допущенные учреждением нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Решение: Удовлетворено в части.
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2024 г. N 88а-25579/2024
Дело N 2а-2251/2023
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А.,
судей Поляниной О.А., Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 апреля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене предписания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
12 апреля 2001 года Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации утверждено Положение о Федеральном государственном бюджетном учреждении "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" (далее - Положение), пунктом 1 которого определено, что Федеральное государственное учреждение "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" (далее также - Учреждение) является федеральным государственным природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
К задачам Учреждения отнесено осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение; участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды (пункт 3 Положения).
Учреждение расположено на площади 31 053 га в пределах Верхнехавского и Рамонского районов Воронежской области и Усманского района Липецкой области (пункт 6 Положения). Имущество Учреждения является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закреплены за заповедником на праве оперативного управления (пункт 11 Положения). Учреждение является юридическим лицом, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (пункт 13 Положения).
Как предусмотрено пунктами 1, 8, 9, 19, 20, 21 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник", утвержденного приказом Минприроды России от 21 января 2022 года N 31 (далее - Устав), Учреждение является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским Учреждением, осуществляющим охрану природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организацию и проведение научных исследований, государственный экологический мониторинг, экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды; Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти; Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом; предметом деятельности Учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории Заповедника; целями деятельности Учреждения являются сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных компонентов и объектов, организация и проведение научных исследований, государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды), экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды. В соответствии с целями, для достижения которых создано Учреждение, оно осуществляет основные виды деятельности, в том числе выполнение научных работ; Учреждение для достижения целей вправе осуществлять деятельность, не противоречащую законодательству и Уставу, в том числе реализацию древесины, полученной при проведении санитарно-оздоровительных, лесохозяйственных и других мероприятий.
24 мая 2023 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора) по результатам внеплановой выездной проверки Учреждению выдано предписание N 05 (далее - предписание) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Учреждение обратилось в суд с административным иском о признании предписания незаконным и о возложении на Межрегиональное управление Росприроднадзора обязанности исключить из предписания пункты 1 - 3, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для его вынесения.
Решением Железнодорожного районного суда города Воронежа от 8 ноября 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично, признаны незаконными и отменены пункты 2 и 3 предписания. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 апреля 2024 года решение Железнодорожного районного суда города Воронежа от 8 ноября 2023 года в части признания незаконным пункта 3 предписания отменено. По делу в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано. В остальной части решение Железнодорожного районного суда города Воронежа от 8 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 29 мая 2023 года через Железнодорожный районный суд города Воронежа, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 21 июня 2024 года, заявитель просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, как незаконный.
Указывает, что пункт 1 предписания не относится к нарушению противопожарного периода 2023 года, обязанность по содержанию просек лесонасаждений в охранных зонах ЛЭП в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности возложена на сетевую организацию - Филиал открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Верхне - Донское предприятие магистральных электрический сетей. Пункт 3 предписания является незаконным, так как по проекту освоения лесов количество средств пожаротушения на площади Заповедника от 10 до 50 тысяч га по таблице 1.5.3.1 значится три воздуходувки. Межрегиональное управление Росприроднадзора неверно применило нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, утвержденные приказом Минприроды России от 28 марта 2014 года N 161 (далее - Приказ N 161), где в части 4 Приложения 2 указаны нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса для осуществления научно исследовательской и образовательной деятельности.
Обращается внимание на то обстоятельство, что доводы о наличии воздуходувок в Заповеднике в пожароопасный период ранее рассматривались Железнодорожным районным судом города Воронежа (решение от 28 сентября 2022 года по делу N 2а-1968/2022). Судом принято решение о частичном удовлетворении требований в части оснащения противопожарным инвентарем в соответствии с
частью 2 Приложения 2 Приказа N 161 (Заготовка древесины в малолесных субъектах Российской Федерации), где в качестве средств предупреждения и тушения лесных пожаров для арендованной площади от 10 до 50 тысяч га поименованы воздуходувки в количестве трех штук.
Относительно кассационной жалобы Межрегиональным управлением Росприроднадзора поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений норм права при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
В соответствии со
статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации к основным принципам лесного законодательства относятся: обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Освоение лесов в силу
частей 1 и
2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса, с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Исходя из принципа соблюдения целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций Лесным
кодексом Российской Федерации в
части 4 статьи 12 установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Часть 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечисляет в
пунктах 1 -
16 виды использования лесов и относит к ним заготовку древесины
(пункт 1); осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности
(пункт 7).
Как установлено
частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Часть 1 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
Частью 1 статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность использования лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности научными и образовательными организациями.
Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду (
часть 2 статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 6 Правил использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных Приказом Минприроды России от 27 июля 2020 года N 487, использование лесов для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов.
В силу
частей 1,
4 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с
частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров
(пункт 1).
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов
(часть 2 статьи 53).
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации
(часть 3 статьи 53).
Согласно
части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Как установлено
частью 8 этой же статьи, приобретение и содержание средств предупреждения и тушения лесных пожаров включают в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря.
Приказом N 161 утверждены
виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров согласно Приложению 1 к настоящему приказу;
нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, согласно Приложению 2 к настоящему приказу (далее - Нормативы);
нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов согласно Приложению 3 к настоящему приказу.
Согласно
Приложению 1 к Приказу N 161 средства предупреждения и тушения лесных пожаров предназначены для осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах и выполнения работ по предупреждению, тушению и недопущению распространения лесных пожаров; одним из видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров в зависимости от назначения и области применения является пожарный инструмент - бензопилы, воздуходувки, ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные), лопаты, топоры и мотыги, почвообрабатывающие орудия (навесные лесные и лесопожарные плуги, канавокопатели, мотоблоки), универсальные топоры - мотыги (пуласки), грабли, пилы поперечные, емкости для доставки воды объемом 10 - 15 литров.
В соответствии с Нормативами обеспеченность воздуходувками зависит от вида использование лесов и от площади земель лесного фонда.
При заготовке древесины в малолесных субъектах Российской Федерации в качестве средств предупреждения и тушения лесных пожаров для арендованной площади от 10 до 50 тысяч га поименованы воздуходувки в количестве трех штук (часть 2 Нормативов). При осуществлении научно-исследовательской и образовательной деятельности в качестве средств предупреждения и тушения лесных пожаров для площади от 500 до 3 500 га поименована воздуходувка в количестве одной штуки, а свыше - на каждые последующие 3 000 га арендованной площади (часть 4 Нормативов).
При этом, в соответствии с
приложением N 3 к Приказу N 161, в случаях, если нормы составят не целое число, необходимо провести округление в большую сторону до целого числа. Формулировка в нормах "на каждые... га арендованной площади" (при объемах более 100 тысяч га) означает, что нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров рассчитываются пропорционально указанной площади (объема использования лесов), исходя из установленных нормативов с округлением до целого числа в большую сторону.
В соответствии с
подпунктом "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 (далее - Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства), сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены
Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 (далее - Правила N 1614).
На основании
пункта 3 Правил N 1614 меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров)
(подпункт "а").
Мера пожарной безопасности, предусмотренная
подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Меры пожарной безопасности, указанные в
пункте 3 настоящих Правил, осуществляются с учетом целевого назначения земель и целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды (
пункты 5,
6 Правил N 1614).
В лесах вне зависимости от целевого назначения земель, на которых они расположены, и целевого назначения лесов, если иное не установлено настоящими
Правилами, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а также возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров (
пункт 16 Правил N 1614).
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов (
пункт 25 Правил N 1614).
В соответствии с
пунктом 45 Правил N 1614 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными
пунктами 26 -
31 Правил.
Пунктом 26 Правил N 1614 установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктами 29,
30 Правил N 1614 предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения на основании решения от 5 мая 2023 года N 121/в/В в период с 11 по 24 мая 2023 года проведена выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, допущенные Учреждением, зафиксированные в акте от 24 мая 2023 года N 06.
В частности, при проведении выездной проверки установлено, что после проведения работ по удалению кустарников и древесной растительности порубочные остатки находятся в охранной зоне ЛЭП, часть из порубочных остатков расположена за минерализованной полосой в непосредственной близости к лесному массиву заповедника. На осмотренном участке ЛЭП от квартала 285 до 279 очагово расположены порубочные остатки.
На территории заповедника <адрес> расположено кладбище, на территории которого выявлены очаговые места складирования отходов (искусственные венки/цветы, пластиковые бутылки, мешки со стеклотарой, одноразовая посуда, полиэтиленовые пакеты).
Также установлены отклонения от части 4 Нормативов по количеству воздуходувок (3 вместо 10) и несоответствие их количества при привлечении специалистов Специализированного государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Воронежский лесопожарный центр" в соответствии с приложением N 8 Плана тушения лесных пожаров на территории лесничества "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" (5 вместо 10).
По итогам проверки Учреждению выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 24 мая 2023 года N 05, вышеуказанные нарушения приведены в пунктах 1 и 3 соответственно.
Разрешая заявленные требования в части признания незаконным и отмены пункта 1 предписания, суд первой инстанции, руководствуясь
статьями 19,
51,
53,
53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, нормами
статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",
статьи 11 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях",
пунктом 4 Правил N 1614,
пунктами 21,
22,
23 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", пришел к выводу, что оспариваемый пункт является законным, поскольку каких-либо доказательств фактического осуществления контроля со стороны Учреждения за уборкой порубочных остатков в охранной зоне ЛЭП, часть которых расположена за минерализованной полосой в непосредственной близости к лесному массиву, не представлено.
Признавая незаконным пункт 2 предписания, районный суд, дополнительно сославшись на
пункты 9,
10 Правил N 1614, исходил из того, что в ходе проведения проверки в адрес Межрегионального управления Росприроднадзора директором Учреждения направлено письмо от 24 мая 2023 года N 791а о том, что нарушения в указанной части устранены, твердые коммунальные отходы, выявленные на кладбище, убраны, однако предписание об их устранении было выдано.
Разрешая административные исковые требования в части признания незаконным и отмене пункта 3 предписания, суд первой инстанции, руководствуясь нормами
статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации,
Приказа N 161,
Правилами разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 377, проанализировав Проект освоения лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению, лесохозяйственный регламент лесничества "Воронежский государственный природный биосферный заповедник", установив, что одним из видов использования лесов Учреждением, является заготовка древесины, а укомплектование пункта сосредоточения противопожарного инвентаря на лесном участке, предоставленном лицу для нескольких видов использования лесов, осуществляется согласно нормативам, которые являются наибольшими из установленных по данным видам использования лесов, пришел к выводу о том, что к Учреждению должен быть применен расчет в соответствии с частью 2 Нормативов, а именно - для участков лесов, использующих заготовку древесины в малолесных субъектах Российской Федерации, где площадь земель лесного фонда ниже 30% от общей площади субъекта Российской Федерации.
Соглашаясь с выводами о законности пункта 1 предписания, апелляционная инстанция указала, что районный суд обоснованно учел опасность возникновения пожаров в непосредственной близости к ЛЭП, связанную с наличием значительного количества порубочных остатков рядом с лесным массивом заповедника, и отсутствие со стороны заповедника должного контроля за обеспечением филиалом ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" мероприятий по уборке порубочных остатков в охранной зоне ЛЭП в 2023 году.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что после вынесения оспариваемого предписания Учреждение фактически приступило к выполнению пункта 1 предписания, что выразилось в направлении на имя заместителя директора, главного инженера филиала ОАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" Верхне-Донского предприятия магистральных электрических сетей информационного письма от 6 июля 2023 года о проведении уборки порубочных остатков на территории ЛЭП Борского участкового лесничества в возможно короткие сроки в связи с наступлением пожароопасного периода.
Также при установленных по делу фактических обстоятельствах суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда в части признания незаконным пункта 2 предписания.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о незаконности пункта 3 предписания, суд апелляционной инстанции обосновал свой вывод положениями
пункта 12 Правил N 1614, в соответствии с которым юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования, и частью 4 Нормативов.
Учитывая, что площадь Учреждения составляет 31 053 га, а в соответствии с частью 4 Нормативов количество воздуходувок, исходя из площади от 500 до 3 500 га, составляет 1 штука, а свыше 3 500 га - количество инвентаря увеличивается на каждые последующие 3 000 га площади, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в наличии у Учреждения должно находится десять воздуходувок, в связи с чем, оснований для признания незаконным пункта 3 предписания у районного суда не имелось.
Дав толкование пунктам 19, 20, 21 Устава, пункту 13 Положения и сделав заключение о том, что одной из непосредственных, основных целей деятельности Учреждения является научно-исследовательская деятельность, в то время как заготовка древесины является правом и предусматривает реализацию древесины, полученной при проведении санитарно-оздоровительных, лесохозяйственных и других мероприятий, для получения прибыли, которая не должна противоречить основной, суд апелляционной инстанции нашел ошибочными и противоречащими имеющимся в материалах дела документам доводы административного истца о том, что количество инвентаря должно определяться, исходя из расчета, указанного в части 2 Нормативов, а именно - для участков лесов, используемых для заготовки древесины в малолесных субъектах Российской Федерации, где площадь земель лесного фонда ниже 30% от общей площади субъекта Российской Федерации.
Доводы представителя административного истца со ссылкой на внесенные изменения в Лесохозяйственный регламент лесничества "Воронежский государственный природный биосферный заповедник", согласно которым осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности ведется на территории площадью 8 829 га, суд апелляционной инстанции отклонил, как не имеющие правового значения, поскольку соответствующие изменения были внесены 18 января 2024 года, то есть после рассматриваемых в рамках настоящего дела обстоятельств.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Нормативами и Нормами наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утвержденными
Приказом N 161, определено, что пункты сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ) организуются с учетом возможности доставки ресурсов пожаротушения не позднее трех часов с момента обнаружения пожара.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, в котором в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в частности, виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со
статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а также ограничения использования лесов в соответствии с его
статьей 27 (часть 1,
пункты 1 и
3 части 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации), - и учитывающие необходимость защиты общественных интересов, включая потребность в эффективном использовании лесного фонда.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 настоящего Кодекса (
статья 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования лесов приведены в разделе 1.2 (таблица 1.2.1) Лесохозяйственного регламента лесничества "Воронежский государственный природный биосферный заповедник" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений), утвержденного директором Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды 1 декабря 2014 года. К видам разрешенного использования лесов, в том числе, отнесены заготовка древесины на общей площади 14 014 га и осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности на общей площади 31 053 га.
В пункте 1.5.3 Проекта освоения лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному учреждению "Воронежский государственный природный биосферный заповедник", разработанного филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" 14 ноября 2015 года, содержатся сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесных участках в соответствии с действующими нормами и при этом в нем указано, что укомплектование ПСПИ на лесном участке, предоставленном лицу для нескольких видов использования лесов, осуществляется согласно нормативам, которые являются наибольшими из установленных по данным видам использования лесов. Пункты сосредоточения противопожарного инвентаря будут комплектоваться по виду использования лесов для заготовки древесины.
В таблице 1.5.3.1 Проекта освоения лесов, содержащей сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре указаны воздуходувки в количестве трех штук и их количество указано применительно к площади от 10 до 50 тысяч га.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание, что площадь Учреждения составляет 31 053 га и предназначена для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, оценив сведения, содержащиеся в таблице 1.5.1.3 Проекта освоения лесов на предмет их соответствия нормативам, предусмотренным
Приказом N 161, пришел к выводам о том, что при расчете норматива пожарного инвентаря административный ответчик правомерно руководствовался частью 4 Нормативов.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, не установлены.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и на несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по результатам их оценки, что в соответствии с
частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке являться не может.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь
статьями 328 -
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 2 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2024 года.