Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Волгоградского областного суда от 16.11.2011 по делу N 33-14463/2011
Из резолютивной части решения суда по делу о признании бездействия администрации незаконным, возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильных дорог исключена ссылка на исполнение администрацией возложенных на нее обязанностей в сроки, установленные действующим законодательством, так как в решении суда не приведены ни нормы действующего законодательства, ни сроки исполнения.
Определение Волгоградского областного суда от 16.11.2011 по делу N 33-14463/2011
Из резолютивной части решения суда по делу о признании бездействия администрации незаконным, возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильных дорог исключена ссылка на исполнение администрацией возложенных на нее обязанностей в сроки, установленные действующим законодательством, так как в решении суда не приведены ни нормы действующего законодательства, ни сроки исполнения.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. по делу N 33-14463/2011
Судья: Рудых Г.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего - Манаенковой Е.Н.,
судей - Гантимурова И.А., Марчукова А.В.,
при секретаре - Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильных дорог,
по кассационной жалобе Администрации Волгограда на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 сентября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Волгограда о понуждении к исполнению своих обязательств, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, выражающееся в непринятие мер по организации искусственного освещения в вечернее и ночное время автомобильной дороги по <...> от <...> до городской черты) идентификационный номер 18 401 375 ОП МГ К 004 протяженностью 1823,4 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 00 протяженностью 156,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 002 протяженностью 116,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 003 протяженностью 100,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 004 протяженностью 414,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 005 протяженностью 68,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 006 протяженностью 686,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 007 протяженностью 884,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 008 протяженностью 517,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 009 протяженностью 1141,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 001 протяженностью 742,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 002 протяженностью 706,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 003 протяженностью 176,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 004А" протяженностью 352,0 м, включенных в Реестр автомобильных дорог г. Волгограда, утвержденный Постановлением главы Волгограда от 16.10.2008 N 2143.
Обязать Администрацию Волгограда организовать искусственное освещение в вечернее и ночное время на автомобильной дороге по <...> от <...> до городской черты) идентификационный номер 18 401 375 ОП МГ К 004 протяженностью 1823,4 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 00 протяженностью 156,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 002 протяженностью 116,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ ОС протяженностью 100,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 004 протяженностью 414,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 005 протяженностью 68,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 006 протяженностью 686,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 007 протяженностью 884,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 008 протяженностью 517,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ ОС протяженностью 1141,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 001 протяженностью 742,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 002 протяженностью 706,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 003 протяженностью 176,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 004 протяженностью 352,0 м, в сроки, установленные действующим законодательством.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Манаенковой Е.Н., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Волгограда о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать искусственное освещение автомобильных дорог.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной Прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда проверки по обращению жителей поселков Волго-Дон (1/3), Соляной (6/9), 19-го Партсъезда (4/5) Красноармейского района г. Волгограда по вопросу неисправности линий наружного освещения на автомобильных дорогах, было установлено, что на участках автомобильной дороги по <...> (от <...> до городской черты) идентификационный номер 18 401 375 ОП МГ К 004 протяженностью 1823,4 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 00 протяженностью 156,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 002 протяженностью 116,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 003 протяженностью 100,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 004 протяженностью 414,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 005 протяженностью 68,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 006 протяженностью 686,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 007 протяженностью 884,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 008 протяженностью 517,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 009 протяженностью 1141,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 001 протяженностью 742,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 002 протяженностью 706,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 003 протяженностью 176,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 004Л" протяженностью 352,0 м, - отсутствует искусственное освещение в вечернее и ночное время.
Указывая, что Администрацией Волгограда, в ведении которой находятся данные автомобильные дороги, обязанность по надлежащему содержанию этих дорог и обеспечению их соответствия установленным требованиям и стандартам, исполняется ненадлежащим образом, Прокурор Красноармейского района г. Волгограда, с учетом уточненных требований, просил суд признать незаконным бездействие Администрации Волгограда, выражающееся в непринятии мер по организации искусственного освещения в вечернее и ночное время указанных выше автомобильных дорог, а также возложить на Администрацию Волгограда обязанность организовать в течение 6 месяцев на указанных автомобильных дорогах искусственное освещение в вечернее и ночное время.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, в том числе, на то, что поскольку объекты наружного освещения на рассматриваемых автомобильных дорогах отсутствуют, а для их строительства необходима длительная процедура согласования и получения соответствующих разрешений, то указание в обжалуемом решении суда на исполнение Администрацией Волгограда возложенных данным решением обязанностей в сроки, установленные действующим законодательством, необоснованно и приводит к неисполнимости решения суда в данной части.
В соответствии с
ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав представителя Администрации Волгограда и Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда - К., поддержавшего жалобу, возражения прокурора отдела Прокуратуры Волгоградской области - Бецковой И.Б., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 2.5. Строительных норм и правил СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги", утвержденных
постановлением Госстроя от 17.12.1985 года N 233 (с изменениями на 30.06.2003 года), стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности пользования существующих электрических распределительных сетей а также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог 1 и 2-й категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании. Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.
Согласно п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусмотрено на участках, проходящих по населенным пунктам и за его пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
В силу
п. 27 "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации 01-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, на территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря. а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания вооружения.
На основании
ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации; организация освещения улиц.
Аналогичная норма предусмотрена ст. 5 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского Городского Совета народных депутатов от 29 июня 2005 года N 20/362.
Согласно
ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного управления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что решениями Волгоградской городской Думы от 06.12.2010 г. N 39/1207 и от 04.02.2009 N 15/446 (ред. от 06.10.2010) утверждены, соответственно, структура Администрации Волгограда и Положение о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, согласно которому полномочия органа местного самоуправления Волгограда в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации, от лица администрации Волгограда осуществляет Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, который является отраслевым структурным подразделением Администрации Волгограда.
Автомобильные дороги по <...> (от <...> до городской черты) идентификационный номер 18 401 375 ОП МГ К 004 протяженностью 1823,4 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 00 протяженностью 156,0 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 002 протяженностью 116,0 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 003 протяженностью 100,0 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 004 протяженностью 414,0 м; автомобильной дороги по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 005 протяженностью 68,0 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 006 протяженностью 686,0 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 007 протяженностью 884,0 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 008 протяженностью 517,0 м; по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 009 протяженностью 1141,0 м; по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 001 протяженностью 742,0 м; по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 002 протяженностью 706,0 м; по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 003 протяженностью 176,0 м; по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 004Л" протяженностью 352,0 м, включены в Реестр автомобильных дорог г. Волгограда, утвержденный Постановлением главы Волгограда от 16.10.2008 N 2143.
При таком положении суд правильно пришел к выводу о том, что ответственность за обеспечение надлежащего состояния указанных автомобильных дорог в части их искусственного освещения в вечернее и ночное время возлагается на Администрацию Волгограда, а доводы кассационной жалобы о том, что Администрация Волгограда не имеет возможности самостоятельно организовать наружное освещение дорог в связи с отсутствием правоспособности для обеспечения финансирования соответствующих работ, в то время, как вопрос формирования и утверждения бюджета муниципального образования находятся в компетенции Волгоградской городской Думы, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, с учетом указанных выше норм действующего законодательства, изложенное не свидетельствует об отсутствии у администрации Волгограда организационно-распорядительных и контрольных полномочий по обеспечению надлежащего состояния стационарного освещения спорных автомобильных дорог, а также об отсутствии ответственности за неисполнение соответствующих обязанностей в пределах своей компетенции.
Постановлением Главы Волгограда от 07.08.2008 года N 1527 электрические линии ВЛ-0,4 вмещенные с уличным освещением в поселке 1-3 и пос. 19-го партсъезда Красноармейского района г. Волгограда переданы из муниципальной имущественной казны в оперативное управление МУ "Городские электрические сети", в дальнейшем правопреемнику МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети".
Согласно акту обследования состояния наружного освещения в поселках Волго-Дон (1/3), Соляной (6/9) и 19-го Партсъезда (4/5) от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному сотрудником ОГИБДД УВД по г Волгограду, в указанных населенных пунктах на автомобильной дороге по <...> от <...> до городской черты) идентификационный номер 18 401 375 ОП МГ К 004 протяженностью 1823,4 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 00 протяженностью 156,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 002 протяженностью 116,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 003 протяженностью 100,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 004 протяженностью 414,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 005 протяженностью 68,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 006 протяженностью 686,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 007 протяженностью 884,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 008 протяженностью 517,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. Соляной) идентификационный номер 18 401 902 ОП МГ 009 протяженностью 1141,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 001 протяженностью 742,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 002 протяженностью 706,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 003 протяженностью 176,0 м; автомобильной дороге по <...> (п. 19-го партсъезда) идентификационный номер 18 401 900 ОП МГ 004 протяженностью 352,0 м отсутствует наружное освещение.
Учитывая изложенное, выводы суда о признании незаконным бездействия Администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер по организации искусственного освещения в вечернее и ночное время указанных автомобильных дорог и о возложении на Администрацию Волгограда обязанности организовать на данных дорогах искусственное освещение в вечернее и ночное время, являются правильными, в то время, как указание в кассационной жалобе на отсутствие бездействия со стороны Администрации Волгограда не может быть принято во внимание, так как не подтверждается материалами дела.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с указанием в решении суда первой инстанции на исполнение администрацией Волгограда возложенных на нее обязанностей в сроки, установленные действующим законодательством, поскольку в решении суда не приведены ни нормы действующего законодательства, ни сроки исполнения ответчиком возложенных на него обязанностей.
При таких обстоятельствах ссылка в решении суда на необходимость исполнения Администрацией Волгограда обязанности организовать на рассматриваемых автомобильных дорогах искусственное освещение в сроки, установленные действующим законодательством, подлежит исключению из решения суда, как не отвечающая требованиям его исполнимости.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным; указаний на иные обстоятельства, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы решения суда, кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела по существу, судом не допущено, в связи с чем, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и, руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 сентября 2011 года изменить, исключив из резолютивной части ссылку на исполнение администрацией Волгограда возложенных на нее обязанностей в сроки, установленные действующим законодательством.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Волгограда от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Волгограда - без удовлетворения.