Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Волгоградского областного суда от 07.09.2011 по делу N 33-11802/2011
Исковые требования о возложении обязанности привести в надлежащее состояние территорию, а именно ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворены, так как ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством несет ответчик.
Кассационное определение Волгоградского областного суда от 07.09.2011 по делу N 33-11802/2011
Исковые требования о возложении обязанности привести в надлежащее состояние территорию, а именно ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворены, так как ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством несет ответчик.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 сентября 2011 г. по делу N 33-11802/2011
Судья: Григорьева Э.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего - Малышевой И.А.,
судей: Серышевой Н.И., Клиничевой Г.В.,
при секретаре: Л.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Маминой Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Серышевой Н.И.
дело по кассационной жалобе администрации Кировского района Волгограда
на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 08 августа 2011 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Кировского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Кировского района г. Волгограда незаконным, понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Кировского района г. Волгограда, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок и ненадлежащем содержании пожарных водоемов.
Возложить обязанность на главу администрации Кировского района г. Волгограда привести в надлежащее состояние территорию Кировского района г. Волгограда, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку на в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на администрацию Кировского района г. Волгограда принять меры по очистке противопожарных водоемов и обеспечению к ним беспрепятственного проезда, по адресу: , , , , , , , , в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на администрацию Кировского района г. Волгограда ликвидировать камышовые заросли примыкающие к жилым постройкам вблизи индивидуальных жилых домов, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
установила:
Прокурор Кировского района г. Волгограда обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации Кировского района г. Волгограда незаконным, понуждении совершить определенные действия. В обоснование требований указав, что 25.07.2011 года осуществлена проверка с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности по Кировскому району отдела надзорной деятельности по г. Волгограду управления надзорной деятельности по Волгоградской области МЧС России К. на территории Кировского района городского округа город - герой Волгоград. В ходе проверки было установлено, что на территории Кировского района Волгограда на вблизи индивидуальных жилых домов произрастает камыш, располагается несанкционированная свалка горючих бытовых отходов. В жилом секторе многоэтажной застройки , , , , , , , , имеются 9 пожарных водоемов, не имеющих ведомственной принадлежности. На протяжении многих лет данные пожарные водоемы никем не обслуживались и пришли в негодность. В настоящее время они завалены мусором и не могут быть использованы для целей пожаротушения.
Просил признать незаконным бездействие администрации Кировского района г. Волгограда, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок и ненадлежащем содержании пожарных водоемов. Обязать главу администрации Кировского района г. Волгограда привести в надлежащее состояние территорию Кировского района г. Волгограда, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Кировского района г. Волгограда принять меры по очистке противопожарных водоемов и обеспечению к ним беспрепятственного проезда, по адресу: , , , , , , , , в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Кировского района ликвидировать камышовые заросли примыкающие к жилым постройкам вблизи индивидуальных жилых домов, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе администрация Кировского района Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с
ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, заслушав представителя администрации Кировского района Волгограда Т., поддержавшую доводы жалобы, прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Мамину Н.Л., полагавшую решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно
ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной
статьей руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно
абз. 1 ст. 20 Закона N 69-ФЗ нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Пунктом 10 Правил Пожарной безопасности РФ ППБ 01-03 утвержденных постановлением МЧС России 18 июня 2003 г. N 313 (далее ППБ 01-03) установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В силу
ст. 1 Закона N 69-ФЗ под противопожарным режимом понимаются правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
В соответствии со
ст. 30 Закона N 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 11.07.2011 N 351-п "Об особом противопожарном режиме на территории Волгоградской области", изданным в соответствии со
ст. 30 Закона N 69-ФЗ регион находится в особом противопожарном режиме.
Согласно
п. 21,
п. 32 ППБ 01-03 на территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов.
В соответствии с
подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселений относится, в том числе, обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Пунктами 2.3.10, 2.3.13, 2.3.15 Положения об администрации Кировского района Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252, предусмотрено, что администрация района осуществляет, в том числе, следующие функции: организует и контролирует благоустройство территории района; организует сбор и вывоз твердых бытовых отходов от индивидуального жилого фонда, расположенного на территории района; организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 25.07.2011 года осуществлена проверка с привлечением специалиста отделения надзорной деятельности по Кировскому району отдела надзорной деятельности по г. Волгограду управления надзорной деятельности по Волгоградской области МЧС России на территории Кировского района городского округа город - герой Волгоград. В ходе проверки было установлено, что на территории вблизи индивидуальных жилых домов произрастает камыш, на поселке "Волгогрэс" на повороте с располагается несанкционированная свалка горючих бытовых отходов. В жилом секторе многоэтажной застройки , , , , , , , , имеются 9 пожарных водоемов, не имеющих ведомственной принадлежности. На протяжении многих лет данные пожарные водоемы никем не обслуживались и пришли в негодность. В настоящее время они завалены мусором и не могут быть использованы для целей пожаротушения.
При таких данных, суд, с учетом приведенных выше норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Вместе с тем, как следует из положений п. 3.2 указанного Положения Администрацию возглавляет глава Администрации, который осуществляет свою деятельность на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Администрацию полномочий (л.д. 73-81).
В связи с указанным Положением об администрации Кировского района Волгограда судебная коллегия считает изменить решение суда в части возложении обязанности на главу администрации Кировского района г. Волгограда привести в надлежащее состояние территорию Кировского района г. Волгограда, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, возложив указанные обязанности на администрацию Кировского района Волгограда.
В остальной части решение отмене и изменению не подлежит.
Доводы жалобы о том, что данные обязанности должны исполнять другие лица были предметом исследования суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке.
Поскольку при принятии решения судом первой инстанции правильно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права, то оснований к отмене судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Волгограда от 08 августа 2011 года изменить в части возложении обязанности на главу администрации Кировского района г. Волгограда привести в надлежащее состояние территорию Кировского района г. Волгограда, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, возложив обязанность на администрацию Кировского района Волгограда привести в надлежащее состояние территорию Кировского района г. Волгограда, а именно: ликвидировать несанкционированную свалку в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части данное решение - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кировского района Волгограда - без удовлетворения.