Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Волгоградского областного суда от 23.09.2011 по делу N 33-12366/11
Исковое заявление о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и понуждении к совершению определенных действий удовлетворено, так как первичные меры пожарной безопасности включают в себя социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Кассационное определение Волгоградского областного суда от 23.09.2011 по делу N 33-12366/11
Исковое заявление о признании незаконным бездействия по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности и понуждении к совершению определенных действий удовлетворено, так как первичные меры пожарной безопасности включают в себя социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2011 г. по делу N 33-12366/11
Судья: Иванов Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей Алябьева Д.Н., Самойловой Н.Г.,
при секретаре В.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области ФИОN 6
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Алябьева Д.Н.
гражданское дело по кассационной жалобе главы администрации ФИОN 9 сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области ФИОN 7
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 20 июля 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации ФИОN 23 сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию ФИОN 10 сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области:
- укомплектовать в течение двух лет населенные пункты ФИОN 24 сельского поселения переносными мотопомпами из расчета одна на один населенный пункт;
- оборудовать в течение двух лет расположенные на территории сельского поселения естественные и искусственные водоемы подъездными площадками с твердым покрытием размером не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- оборудовать в течение двух лет населенные пункты, входящие в состав ФИОN 25 сельского поселения, средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;
- в полном объеме провести мероприятия по опашке населенных пунктов, исключающие возможность переброса огня при лесных, торфяных, степных ландшафтных пожарах; провести выкос травы и камыша;
- произвести проверку противопожарного водопровода (водонапорных башен на территории сельского поселения);
- произвести расстановку по направлению движения к водоемам указателей, с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до них, а также расставить таблички у водоемов "Не загромождать";
- территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний очистить от сухой травы, опавших листьев;
- оснастить наружным освещением водонапорные башни, для заправки водой пожарных автомобилей в ночное время;
- определить место дислокации подразделений пожарной охраны на территории сельского поселения исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова не превышает 20 минут;
- разработать генеральный планы ФИОN 26 с учетом требований по размещению объектов пожарной охраны и обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах. Осуществить планировку и застройку территорий сельского поселения с учетом требований пожарной безопасности предусмотренных генеральными планами на их застройку;
- осуществить разработку правил землепользования и застройки поселений в населенных пунктах сельского поселения;
- оснастить в течение двух лет населенные пункты ФИОN 27 сельского поселения искусственными водоемами в целях пожаротушения;
- разработать муниципальные целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- разработать план привлечения сил и средств, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории ФИОN 28 сельского поселения;
- предусмотреть и предоставить в соответствии с бюджетом социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;
- обеспечить в течение двух лет обслуживание источников противопожарного водоснабжения Среднецарицынского сельского поселения организацией, имеющей лицензию;
- завести журнал учета проверок.
Взыскать с администрации ФИОN 11 сельского поселения Серафимовичского района Волгоградской области госпошлину в доход государства в размере рублей.
установила:
Прокурор обратился в суд к администрации ФИОN 12 сельского поселения Серафимовичского муниципального района с исковым заявлением, о при знании незаконным бездействия по исполнению требований
законодательства о пожарной безопасности, и понуждении к совершению определенных действий.
В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой , проведена проверка соблюдения администрацией ФИОN 13 сельского поселения Серафимовичского муниципального района законодательства о пожарной безопасности. Как установлено проверкой, администрацией ФИОN 14 сельского поселения допущен ряд нарушений
Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
Просил признать незаконным бездействие администрации ФИОN 15 сельского поселения Серафимовичского муниципального района по исполнению требований пожарной безопасности и обязать администрацию ФИОN 16 сельского поселения Серафимовичского муниципального района совершить определенные действия.
Суд постановил указанное выше решение.
В кассационной жалобе глава администрации ФИОN 17 сельского поселения Серафимовичского муниципального района ФИОN 7 оспаривает постановленное судом решение.
В соответствии с
ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя администрации ФИОN 18 сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области ФИОN 8, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области ФИОN 6, возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
пункта 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным
законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", из
преамбулы которого следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно
статье 3 указанного Закона, система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
В число основных функций системы обеспечения пожарной безопасности включены разработка и осуществление мер пожарной безопасности, а также реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Полномочия органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер безопасности, в соответствии со
статьей 19 Закона, распространяются только в границах сельских поселений. К ним относится, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, создание условий для забора воды, оснащение территории общего пользования первичными средствами тушения и инвентарем, организации и принятия мер по оповещению населения и др.
В целях реализации положений Федерального
закона "О пожарной безопасности", Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). В соответствии с
пунктом 1 указанных Правил, ими устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ответчиком в основном выполняются противопожарные мероприятия. Однако при проведении проверки ОНД по Серафимовичскому району УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области были выявлены ряд нарушений законодательства и подзаконных актов о противопожарной безопасности, о чем 10.05.2011 г. составлен соответствующий акт.
Учитывая, что возникновение пожаров может повлечь уничтожение имущества граждан и организаций, а также создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на ответчике лежит обязанность по устранению отмеченных нарушений
законодательства о пожарной безопасности.
Довод кассационной жалобы о том, что согласно
пп. 9 п. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а суд незаконно возложил на ответчика обязанность укомплектовать населенные пункты сельского поселения переносными мотопомпами и создать искусственные водоемы, которые
ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не относятся к первичным мерам пожарной безопасности, судебная коллегия находит несостоятельным к отмене решения, так как он основан на неверном толковании и применении норм права.
Согласно
ст. 4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный
закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу
ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации урегулированы Федеральным
законом "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ.
Согласно
статье 3 ФЗ "О пожарной безопасности", система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
В целях реализации положений Федерального
закона "О пожарной безопасности", Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые так же являются частью нормативно-правовой базы Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 1 указанных Правил, ими устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с
п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
В соответствии с
ч. ч. 1,
2 ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123- ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод кассатора о том, что обязав сельское поселение оборудовать расположенные на его территории естественные и искусственные водоемы подъездными площадками не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды, суд неправильно истолковал
п. 94 Правил пожарной безопасности, судебная коллегия отвергает как несостоятельный по следующим основаниям.
В соответствии с
п. 94 Правил пожарной безопасности 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Вместе с тем, согласно акту проверки от 10.05.2011 г. на территории населенных пунктов ФИОN 19 сельского поселения, которые относятся к объектам, указанных в
п. 94 Правил пожарной безопасности, подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года не оборудованы.
Довод кассационной жалобы о том, что суд незаконно обязал ответчика разработать генеральный планы ФИОN 20 с учетом требований по размещению объектов пожарной охраны и обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах, так как с ДД.ММ.ГГГГ разработка генерального плана не является обязательной для сельского поселения, также не может повлечь за собой отмену решения в силу того, что он основан на неверном толковании норм права.
В соответствии со
ст. 65 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123-Ф3, регламентирующей требования к документации при планировке территорий поселений и городских округов, планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным
законом.
В соответствии с
п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131-Ф3 утверждение генеральных планов относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с
ч. 6 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления сельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана и о подготовке правил землепользования и застройки при наличии следующих условий:
1) не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения и отсутствует утвержденная программа его комплексного социально-экономического развития;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района не предусмотрено размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района на территории этого поселения.
Из изложенного следует, что на органах местного самоуправления лежит обязанность утвердить генеральный план либо принять решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана. Вместе с тем, органами местного самоуправления ФИОN 21 сельского поселения на момент рассмотрения иска ни одно из предусмотренных законом решений не было принято.
Также представляется необоснованным довод жалобы о том, что суд незаконно возложил на ответчика обязанность предусмотреть в бюджете социальное и экономическое стимулирование участия граждан в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с
п. 9 ст. 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123- ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Иные доводы кассационной жалобы также не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации ФИОN 22 сельского поселения Серафимовичского муниципального района Волгоградской области ФИОN 7 - без удовлетворения.