Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Астраханского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-38/2012
Исковые требования о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению закона удовлетворены правомерно, поскольку факт нарушения правил и норм пожарной безопасности подтвержден материалами дела; невыполнение требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении.


Кассационное определение Астраханского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-38/2012
Исковые требования о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению закона удовлетворены правомерно, поскольку факт нарушения правил и норм пожарной безопасности подтвержден материалами дела; невыполнение требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении.

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N 33-38/2012
Судья: Курлюк И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Стус С.Н.
при секретаре К.
с участием прокурора Шаповалова С. С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухачевой Т.Ю. дело по кассационной жалобе главы муниципального образования "Ахтубинский район" на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 21 ноября 2011 года по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Ахтубинский район", МУЗ "Золотухинская участковая больница" о признании бездействия незаконным,
установила:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия МО "Ахтубинский район" и МУЗ "Золотухинская участковая больница" по исполнению Федерального закона "О пожарной безопасности", указав, что 17 октября 2011 года ОГПН по Ахтубинскому району обратился в Ахтубинскую городскую прокуратуру, где указал, что при проведении проверки в МУЗ "Золотухинская участковая больница" норм и требований пожарной безопасности установлены следующие нарушения: здание МУЗ "Золотухинская участковая больница" не оборудовано аварийным эвакуационным освещением (нарушение п. 7.62 СНиП 23-05-95); в помещении архива отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа огнестойкости (нарушение п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*); здания пищеблока, котельной, скорой помощи не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (нарушения п. 9 НПБ 110-03). Указанные нарушения являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проходят лечение, работают в данном лечебном учреждении, ставят под угрозу их жизнь и здоровье. В ходе проверки, проводимой Ахтубинской городской прокуратурой по соблюдению противопожарного законодательства МУЗ "Золотухинская участковая больница", установлено, что последняя является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, учредителем больницы является администрация МО "Ахтубинский район", при этом учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств бюджета. Таким образом, обязанность по устранению перечисленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на обоих ответчиков.
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц Ахтубинский городской прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации МО "Ахтубинский район", МУЗ "Золотухинская участковая больница", понудить администрацию МО "Ахтубинский район", МУЗ "Золотухинская участковая-больница" устранить нарушения требований пожарной безопасности в зданиях МУЗ "Золотухинская участковая больница", а именно: оборудовать здание МУЗ "Золотухинская участковая больница" аварийным эвакуационным освещением оборудовать здания пищеблока, котельной, скорой помощи автоматической
пожарной сигнализацией; оборудовать помещение архива противопожарной дверью, с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа огнестойкости.
В судебном заседании представитель истца Ш. заявленные требование поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО "Ахтубинский район" В. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель ответчика МУЗ "Золотухинская участковая больница" К.К. в судебном заседании с заявленными истцом требованиями согласилась.
Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 21 ноября 2011 года исковые требования Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО "Ахтубинский район", МУЗ "Золотухинская участковая больница" о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению закона удовлетворены.
В кассационной жалобе глава муниципального образования "Ахтубинский район" ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на нарушения норм материального и процессуального права. Ссылается в жалобе на то, что вины администрации в недофинансировании МУЗ "Золотухинская участковая больница" не имеется, так как администрация передает выделенные на основании бюджета денежные средства согласно решению Совета МО "Ахтубинский район" на устранение нарушений правил пожарной безопасности по МУЗ "Золотухинская участковая больница". Кроме того, считает, что муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, поскольку МУЗ "Золотухинская участковая больница" является юридическим лицом бюджетным учреждением.
Заслушав докладчика, объяснения представителя муниципального образования "Ахтубинский район" В., поддержавшую доводы жалобы, представителя МУЗ "Золотухинская участковая больница" К.К., возражавшую против доводов жалобы, прокурора, возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также иные лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03).
Из материалов дела следует, что при проведении проверки прокуратурой соблюдения правил пожарной безопасности МУЗ "Золотухинская участковая больница", расположенная по адресу: Астраханская область Ахтубинский район с.Золотуха ул. Горького д. 7, обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: здание МУЗ "Золотухинская участковая больница" не оборудовано аварийным эвакуационным освещением (нарушение п. 7.62 СНиП 23-05-95); в помещении архива отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа огнестойкости (нарушение п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*); здания пищеблока, котельной, скорой помощи не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (нарушения п. 9 НПБ 110-03).
Аналогичные нарушения были установлены в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении N ** от ДД.ММ.ГГГГ, актом N ** проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, и постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности, судом установлен и подтверждается материалами дела, более того, представитель МУЗ "Золотухинская участковая больница" в судебном заседании согласилась с требованиями прокурора.
При таких обстоятельствах суд обосновано обязал МУЗ "Золотухинская участковая больница", администрацию МО "Ахтубинский район", устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности в здании МУЗ "Золотухинская участковая больница", поскольку невыполнение данных требований создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении.
Несостоятельным является довод об отсутствии бездействия со стороны администрации МО "Ахтубинский район".
Согласно Уставу МУЗ "Золотухинская участковая больница" является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Учредителем Золотухинской участковой больницы является администрация МО "Ахтубинский район".
Пунктом 12 ст. 11 Устава МО "Ахтубинский район" предусмотрено, что к вопросам местного значения Ахтубинского района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу" исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и* больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением
санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Кроме того, пунктом 31 ст. 11 Устава МО "Ахтубинский район" предусмотрено, что к вопросам местного значения Ахтубинского района относятся иные вопросы в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом.
К полномочиям органов местного самоуправления, утвержденным п. 3 ст. 14 Устава МО "Ахтубинский район" относится создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Вопреки доводам жалобы, соблюдение требований пожарной безопасности бюджетными учреждениями не ставится в зависимость от недостаточности их финансирования.
В силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Поскольку в соответствии с нормами статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает собственник, а на территории Ахтубинского района, муниципальный орган, уполномоченный осуществлять финансирование является администрация МО "Ахтубинский район", суд первой инстанции обоснованно и правомерно пришел к выводу о возложении исполнить обязательства и устранить нарушения требований пожарной безопасности в том числе и на МО "Ахтубинский район".
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 21 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы муниципального образования "Ахтубинский район" - без удовлетворения.