Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Астраханского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-22/2012
Исковые требования о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению закона удовлетворены правомерно, поскольку факт нарушения правил и норм пожарной безопасности подтвержден материалами дела; невыполнение требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении.
Кассационное определение Астраханского областного суда от 18.01.2012 по делу N 33-22/2012
Исковые требования о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению закона удовлетворены правомерно, поскольку факт нарушения правил и норм пожарной безопасности подтвержден материалами дела; невыполнение требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении.
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N 33-22/2012
Судья: Курлюк И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.
судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Стус С.Н.
при секретаре К.
с участием прокурора Шаповалова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухачевой Т.Ю. дело по кассационной жалобе главы муниципального образования "Ахтубинский район" на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 23 ноября 2011 года по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО "Ахтубинский район", МУЗ "Капустиноярская участковая больница" о признании бездействия незаконным,
установила:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия МО "Ахтубинский район" и МУЗ "Капустиноярская участковая больница" по исполнению Федерального
закона "О пожарной безопасности", мотивируя свои требования тем, что 17 октября 2011 года ОГПН по Ахтубинскому району обратился в Ахтубинскую городскую прокуратуру, где указал, что при проведении проверки в МУЗ "Капустиноярская участковая больница" норм и требований пожарной безопасности на протяжении 2009 - 2011 г.г. не устраняются следующие нарушения: здание детской консультации и стоматологии МУЗ "Капустиноярская участковая больница" не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение
п. 4.1,
п. 5.1 НПБ 104-03); здание поликлиники МУЗ "Капустиноярская участковая больница" не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (нарушение
п. 9 ч. 1 НПБ 110-03); здание поликлиники МУЗ "Капустиноярская участковая больница" не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (
п. 4.1,
п. 5.1 НПБ 104-03); здание для маломобильной группы граждан не оборудовано дублирующей визуальной сигнализацией (нарушение
п. 17 ППБ 01-03). Указанные нарушения являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проходят лечение, работают в данном лечебном учреждении, ставят под угрозу их жизнь и здоровье. В ходе проверки, проводимой Ахтубинской городской прокуратурой по соблюдению противопожарного законодательства МУЗ "Капустиноярская участковая больница", установлено, что последняя является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, учредителем больницы является администрация МО "Ахтубинский район", при этом учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств бюджета. Таким образом, обязанность по устранению перечисленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на обоих ответчиков.
Обращаясь в суд интересах неопределенного круга лиц Ахтубинский городской прокурор просил признать незаконными бездействия МО "Ахтубинский район", МУЗ "Капустиноярская участковая больница", понудить МО. "Ахтубинский район", МУЗ "Капустиноярская участковая больница" устранить
нарушения требований пожарной безопасности в зданиях МУЗ "Капустиноярская участковая больница", а именно: оборудовать здание детской консультации и стоматологии МУЗ "Капустиноярская участковая больница" системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудовать здание поликлиники МУЗ "Капустиноярская участковая больница" автоматической пожарной сигнализацией; здание поликлиники МУЗ "Капустиноярская участковая больница" оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; здание для маломобильной группы граждан оборудовать дублирующей визуальной сигнализацией.
В судебном заседании представитель истца З. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО "Ахтубинский район" В. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель ответчика МУЗ "Капустиноярская участковая больница" в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 23 ноября 2011 года исковые требования Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Ахтубинский район", МУЗ "Капустиноярская участковая больница" о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению закона удовлетворены.
В кассационной жалобе глава муниципального образования "Ахтубинский район" ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на нарушения норм материального и процессуального права. Ссылается в жалобе на то, что вины администрации в недофинансировании МУЗ "Капустиноярская участковая больница" не имеется, так как администрация передает выделенные на основании бюджета денежные средства согласно решению Совета МО "Ахтубинский район" на устранение нарушений правил пожарной безопасности по МУЗ "Капустиноярская участковая больница". Кроме того, считает, что муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, поскольку МУЗ "Капустиноярская участковая больница" является юридическим лицом бюджетным учреждением.
Заслушав докладчика, объяснения представителя МО "Ахтубинский район" В., поддержавшую доводы жалобы, представителя МУЗ "Капустиноярская участковая больница" Н., возражавшую против доводов жалобы, прокурора, возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с
частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании
пункта 4 статьи 27,
пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной, безопасности.
Согласно
статье 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также иные лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313.
В соответствии с
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", одним из вопросов местного значения поселения является обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (
пункт 10 ППБ 01-03).
Из материалов дела следует, что при проведении проверки прокуратурой соблюдения правил пожарной безопасности МУЗ "Капустиноярская участковая больница" обнаружены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: здание детской консультации и стоматологии МУЗ "Капустиноярская участковая больница" не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожар, здание поликлиники МУЗ "Капустиноярская участковая больница" не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, здание поликлиники МУЗ "Капустиноярская участковая больница" не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, здание для маломобильной группы граждан не оборудовано дублирующей визуальной сигнализацией.
Аналогичные нарушения были установлены в соответствии с постановлениями по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием N ** по устранению нарушений требований пожарной безопасности МУЗ "Капустиноярская участковая больница" от ДД.ММ.ГГГГ
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности, судом установлен и подтверждается материалами дела, более того, представитель МУЗ "МУЗ "Капустиноярская участковая больница" будучи опрошенный ранее по заявленным истцом требованиям признал факт имеющих место нарушений, отраженных в информационном письме ОГПН по Ахтубинскому району от 17 октября 2011 года.
При таких обстоятельствах суд обосновано обязал МУЗ "Капустиноярская участковая больница", администрацию МО "Ахтубинский район", устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности в здании МУЗ "МУЗ "Капустиноярская участковая больница", поскольку невыполнение данных требований создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещении.
Несостоятельным является довод кассационной жалобы об отсутствии бездействия со стороны администрации МО "Ахтубинский район".
Согласно Уставу МУЗ "МУЗ "Капустиноярская участковая больница", является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. Учредителем МУЗ "Капустиноярская участковая больница" является администрация МО "Ахтубинский район".
Пунктом 12 ст. 11 Устава МО "Ахтубинский район" предусмотрено, что к вопросам местного значения Ахтубинского района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Кроме того, пунктом 31 ст. 11 Устава МО "Ахтубинский район" предусмотрено, что к вопросам местного значения Ахтубинского района относятся иные вопросы в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом.
К полномочиям органов местного самоуправления, утвержденным п. 3 ст. 14 Устава МО "Ахтубинский район" относится создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Вопреки доводам жалобы, соблюдение требований пожарной безопасности бюджетными учреждениями не ставится в зависимость от недостаточности их финансирования.
В силу
части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Поскольку в соответствии с нормами
статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недостаточности денежных средств по обязательствам учреждения отвечает собственник, а на территории Ахтубинского района, муниципальный орган, уполномоченный осуществлять финансирование является МО "Ахтубинский район", суд первой инстанции обоснованно и правомерно пришел к выводу о возложении исполнить обязательства и устранить нарушения требований пожарной безопасности на МО "Ахтубинский район".
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь
статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ,. судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы муниципального образования "Ахтубинский район" - без удовлетворения.