Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Астраханского областного суда от 25.01.2012 по делу N 33-276/2012
Иск о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению требований пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку факт нарушения правил и норм пожарной безопасности судом установлен и подтверждается материалами дела, по существу ответчиками не оспаривается.
Кассационное определение Астраханского областного суда от 25.01.2012 по делу N 33-276/2012
Иск о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению требований пожарной безопасности удовлетворен правомерно, поскольку факт нарушения правил и норм пожарной безопасности судом установлен и подтверждается материалами дела, по существу ответчиками не оспаривается.
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 января 2012 г. по делу N 33-276/2012
Судья: Курлюк И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей Лавровой С.Е., Хаировой Д.Р.,
при секретаре А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е. дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области
на решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 07 декабря 2012 года
по иску Ахтубинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Ахтубинский район", муниципальному учреждению здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница" о признании бездействия незаконным и о понуждении к исполнению закона,
установила:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ахтубинский район" и муниципальному учреждению здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница" по исполнению Федерального
закона "О пожарной безопасности", мотивируя свои требования тем, что 17 октября 2011 года ОГПН по Ахтубинскому району обратился в Ахтубинскую городскую прокуратуру, где указал, что при проведении проверки в МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" норм и требований пожарной безопасности на протяжении 2009 - 2011 года не устраняются следующие нарушения: здания МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" не оборудованы аварийным эвакуационным освещением (нарушение
пункта 7.62 СНиП 23-05-95); здания МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение
пунктов 4.1,
5.1 НПБ-104-03). Указанные нарушения являются существенными, затрагивают права неопределенного круга лиц, которые проходят лечение, работают в данном лечебном учреждении, ставят под угрозу их жизнь и здоровье. В ходе проверки, проводимой Ахтубинской городской прокуратурой по соблюдению противопожарного законодательства МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница", установлено, что последнее является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, учредителем больницы является администрация муниципального образования "Ахтубинский район", при этом учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет средств бюджета. Таким образом, обязанность по устранению перечисленных нарушений требований пожарной безопасности должна быть возложена на обоих ответчиков.
На основании изложенного Ахтубинским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Ахтубинский район", МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница", выразившееся в необеспечении противопожарной безопасности (здания МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" не оборудованы аварийным эвакуационным освещением; здания МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) зданий МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница". Кроме того, истцом заявлено требование о понуждении администрации муниципального образования "Ахтубинский район", МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности в зданиях МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница": оборудовать здания МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" аварийным эвакуационным освещением; оборудовать здания МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В судебном заседании представитель истца Ш. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Ахтубинский район", МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница", выразившееся в необеспечении противопожарной безопасности (приемное отделение, родильное отделение, кардиологическое отделение, травматологическое отделение, хирургическое отделение, реанимационное отделение, инфекционное отделение, отделение гнойной хирургической инфекции, диагностическое отделение МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" не оборудованы аварийным эвакуационным освещением, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); также просил обязать администрацию муниципального образования "Ахтубинский район", МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" оборудовать приемное отделение, родильное отделение, кардиологическое отделение, травматологическое отделение, хирургическое отделение, реанимационное отделение, инфекционное отделение, отделение гнойной хирургической инфекции, диагностическое отделение МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" аварийным эвакуационным освещением, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Представитель ответчика администрации муниципального образования "Ахтубинский район" В. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Представитель ответчика МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" С. в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласился.
Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 07 декабря 2012 года исковое заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "Ахтубинский район", МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" и обязал администрацию муниципального образования "Ахтубинский район", МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" оборудовать приемное отделение, родильное отделение, кардиологическое отделение, травматологическое отделение, хирургическое отделение, реанимационное отделение, инфекционное отделение, отделение гнойной хирургической инфекции, диагностическое отделение МУЗ "Ахтубинская центральная районная больница" аварийным эвакуационным освещением, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм процессуального права.
На заседание судебной коллегии представители муниципального учреждения здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница" не явились. С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с требованиями
статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав докладчика, объяснения представителя администрации муниципального образования "Ахтубинский район" П. поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Петровой О.В., о законности принятого решения, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит основания к отмене решения суда.
В силу
статьи 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также иные лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313 (далее - Правила, ППБ 01-03).
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (
пункт 10 ППБ 01-03).
Пункт 3 Правил устанавливает, что наряду с настоящими
Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся
нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), "
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказами МЧС России от 20 июня 2003 года N 323 и от 18 июня 2003 года N 315,
СНиП 2.01.02-85*.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении отделением Госпожарнадзора по Ахтубинского району Астраханской области по заданию прокуратуры Ахтубинского района Астраханской области проверки противопожарного состояния здания муниципального учреждения здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница", расположенного по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск, ул. Саратовская, д. 38, обнаружены нарушения требований пожарной безопасности.
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности судом установлен и подтверждается материалами дела, по существу не оспаривается ответчиками.
Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница", данное учреждение является некоммерческой организацией, учрежденной администрацией муниципального образования "Ахтубинский район". (пункт 1.1 Устава).
Муниципальное учреждение здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница" является юридическим лицом, находящимся в организационно-методическом ведении Министерства здравоохранения Астраханской области и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.4 Устава).
Следовательно, муниципальное учреждение здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница", обязано выполнять вышеперечисленные правила и на него должна быть возложена ответственность за их несоблюдение.
Учредителями муниципального учреждения здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница" является администрация муниципального образования "Ахтубинский район" (пункт 1.2 Устава).
В силу пункта 3.1 Устава имущество закреплено за Учреждением на праве оперативного управления и является собственностью администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области.
При таких обстоятельствах, суд обосновано обязал администрацию муниципального образования "Ахтубинский район" и муниципальное учреждение здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница" устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании муниципального учреждения здравоохранения "Ахтубинская центральная районная больница".
С учетом установленного, оснований для иного вывода по существу заявленных требований у суда кассационной инстанции не имеется. Доводы жалобы сводятся к переоценке выводов суда и не влияют на правильность принятого решение. Отсутствие достаточного финансирования не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей.
Довод жалобы о том, что к участию в деле не был привлечен Совет муниципального образования "Ахтубинский район", который является самостоятельным юридическим лицом и в полномочия которого входит учреждение бюджета Ахтубинского района является несостоятельным, поскольку Совет является структурными подразделениями администрации муниципального образования "Ахтубинский район" и выполняют определенные функции органа местного самоуправления, будучи наделенными правами юридического лица, обладают самостоятельной правоспособностью. При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам кассационной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь
статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 07 декабря 2012 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Ахтубинский район" Астраханской области - без удовлетворения.