Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда по делу N 33-4922/2014
Исковые требования об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворены правомерно, так как истцом при проведении проверки были обнаружены нарушения норм законодательства.


Апелляционное определение Волгоградского областного суда по делу N 33-4922/2014
Исковые требования об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворены правомерно, так как истцом при проведении проверки были обнаружены нарушения норм законодательства.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-4922/2014
Судья: Рожкова Е.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Шиповской Т.А.,
при секретаре Щ.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида N <...>", Министерству образования и науки Волгоградской области о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и антитеррористической защищенности по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Волгоградской области на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 18 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично. Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., представителя ответчика Министерства образования и науки Волгоградской области Г., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Стрельникову В.В. и представителя Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида N <...> 3" Б., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском в к Государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Волгоградская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида N <...>" (далее - ГКС(к)ОУ "Волгоградская С(к)ОШИ N <...>", учреждение, школа-интернат N <...>), Министерству образования и науки Волгоградской области (далее - министерство), в котором просил обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать здание образовательного учреждения техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности школы-интерната N <...>, относящегося к объектам с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что здание школы-интерната N <...> не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. Несоблюдение правил и норм пожарной безопасности в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера создает угрозу жизни и здоровью людей, затрудняет своевременное обнаружение пожара в его начальной стадии и проведение экстренной эвакуации для спасения жизни и здоровья граждан. Суд постановил указанное выше решение, обязав министерство устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказав в иске в части возложения обязанности на школу-интернат N <...>. В апелляционной жалобе Министерство образования и науки Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, производство по делу прекратить. В апелляционную инстанцию представитель третьего лица ГУ МЧС России по Волгоградской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие. Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее прокурора, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п. 7 ст. 2., подп. а, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). Здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф 4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (пп. "а" п. 1, пп. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (п. 14.4. СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 175). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 4 ст. 214 ГК РФ). То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, ГКС(к)ОУ "Волгоградская С(к)ОШИ N <...>" является государственным казенным образовательным учреждением, его учредителем является Волгоградская область, функции и полномочия учредителя, в том числе, финансовое обеспечение деятельности школы-интерната N <...> осуществляет Министерство образования и науки Волгоградской области (п. п. 1.3. и 1.6., подп. "д" п. 5.2. Устава учреждения в редакции изменений, утвержденных 17 декабря 2012 года). Имущество школы-интерната N <...> является государственной собственностью Волгоградской области, закрепляется Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области за учреждением на праве оперативного управления (п. 8.1. устава учреждения в редакции изменений, утвержденных 17 декабря 2012 года).
Проведенной прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проверкой учреждения установлено, что здание школы-интерната N <...> в нарушение п. 14.4 СП 5.13130.2009 не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось.
В этой связи обязанность по несению бремени содержания имущества учреждения, находящегося в государственной собственности, и переданного ему в оперативное управление, в том числе, по обеспечению оборудования школы-интерната N <...> техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области в соответствии с п. 14.4 СП 5.13130.2009, должна быть возложена на министерство как на субъекта, которому собственник объекта социальной инфраструктуры передал функции и полномочия учредителя по управлению учреждением и финансовому обеспечению его деятельности. Исполнение указанной обязанности министерства не ставится в зависимость от реализации полномочий собственника по предоставлению объекта недвижимости в титульное владение учреждения.
Учитывая изложенное выше, у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на Министерство образования и науки Волгоградской области.
Вывод суда о том, что именно министерство является надлежащим ответчиком по настоящему делу, а потому в иске прокурора к учреждению необходимо отказать, является правильным, поскольку основан на вышеприведенных нормах права и установленных при рассмотрении дела обстоятельствах.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, определяющие, что в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд верно установил срок исполнения решения в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Суждение в апелляционной жалобе Министерства образования и науки Волгоградской области о влиянии постановленного решения на права Министерства финансов Волгоградской области и Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, которые не были привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ошибочно, поскольку обжалуемым судебным постановлением вопрос о правах и об обязанностях данных органов исполнительной власти не разрешался, а потому непрвлечение указанных лиц к участию в деле не является основанием для отмены решения.
Ссылка апеллянта на то, что возложение на министерство обязанности по устранению допущенных нарушений приведет к финансированию несвойственных ему функций и повлечет перераспределение бюджетных средств и нарушение их целевого использования, несостоятельна, так как финансовое обеспечение деятельности школы-интерната N <...> возложено именно на министерство.
Иные доводы жалобы свидетельствуют о несогласии с выводами суда, однако их правильность не опровергают, а потому судебной коллегией отклоняются.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
При таких данных решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда о частичном удовлетворении иска прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда является законным и обоснованным. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 18 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Волгоградской области - без удовлетворения.