Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 29.05.2014 по делу N 33-5503/2014
Исковые требования о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении частично удовлетворены, так как несоблюдение данных требований создает грозу жизни и здоровью людей, однако отказано в удовлетворении требований ко второму ответчику.


Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 29.05.2014 по делу N 33-5503/2014
Исковые требования о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении частично удовлетворены, так как несоблюдение данных требований создает грозу жизни и здоровью людей, однако отказано в удовлетворении требований ко второму ответчику.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N 33-5503/2014
Судья: Рожкова Е.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе: председательствующего Малышевой И.А., судей Бабайцевой Е.А., Ривняк Е.В., при секретаре Щ. рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида N 9 Краснооктябрьского района", Администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности по апелляционной жалобе Администрации Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 13 февраля 2014 года, которым исковые требования удовлетворены частично. Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., представителя ответчика Администрации Волгограда К, поддержавшую доводы жалобы, представителя ответчика Муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида N 9 Краснооктябрьского района" С и прокурора Мамину Н.Л., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида N 9 Краснооктябрьского района" (далее - МОУ "Начальная школа-детский сад N 9", школа-сад, учреждение), Администрации Волгограда, в котором просил обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно, оборудовать здание образовательного учреждения техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности МОУ "Начальная школа-детский сад N 9", относящегося к объектам с массовым пребыванием людей, в результате которой установлено, что здание школы-сада не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. Данное нарушение создает угрозу жизни и здоровью людей, затрудняет своевременное обнаружение пожара в его начальной стадии и проведение экстренной эвакуации для спасения жизни и здоровья граждан. Суд постановил указанное выше решение, обязав Администрацию Волгограда устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, отказав в иске в части возложения обязанности на школу-сад. На основании дополнительного решения Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2014 года резолютивная часть решения дополнена указанием на возложение обязанности на Администрацию Волгограда устранить допущенные нарушения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. В апелляционной жалобе Администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, в иске отказать. Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее прокурора, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (п. 7 ст. 2., подп. а, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). Здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф 4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (пп. "а" п. 1, пп. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (п. 14.4. СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 175). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 215 ГК РФ). Таким образом, собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ). Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МОУ "Начальная школа-детский сад N 9" является муниципальным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование Волгоград, функции и полномочия последнего осуществляет Администрация Волгограда. Собственником имущества, передаваемого школе-саду в оперативное управление, является муниципальное образование Волгоград (п. п. 1.4. и 1.5. устава учреждения). Источник формирования имущества учреждения - субвенции из бюджета муниципального образования (п. 7.1.2. устава учреждения). Проведенной прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проверкой учреждения установлено, что здание школы-сада в нарушение п. 14.4 СП 5.13130.2009 не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось. Несоблюдение правил и норм пожарной безопасности в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера создает угрозу жизни и здоровью людей, затрудняет своевременное обнаружение пожара в его начальной стадии и проведение экстренной эвакуации для спасения жизни и здоровья граждан. В этой связи обязанность по несению бремени содержания имущества учреждения, находящегося в муниципальной собственности, и переданного ему в оперативное управление, в том числе, по обеспечению оборудования школы-сада техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области в соответствии с п. 14.4 СП 5.13130.2009 должна быть возложена на Администрацию Волгограда как на субъекта, которому собственник объекта социальной инфраструктуры передал свои функции и полномочия в отношении учреждением. Исполнение указанной обязанности администрацией не ставится в зависимость от реализации полномочий собственника по предоставлению объекта недвижимости в титульное владение учреждения. Учитывая изложенное выше, у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на Администрацию Волгограда. Вывод суда о том, что именно Администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по настоящему делу, а потому в иске прокурора к учреждению необходимо отказать, является правильным, поскольку основан на вышеприведенных нормах права и установленных при рассмотрении дела обстоятельствах. Доводы апелляционной жалобы Администрации Волгограда свидетельствуют о несогласии с выводами суда, однако их правильность не опровергают, а потому судебной коллегией отклоняются. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено. При таких данных решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда о частичном удовлетворении исковых требований прокурора является законным и обоснованным. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 13 февраля 2014 года и дополнительное решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волгограда - без удовлетворения.