от 29 мая 2014 г. по делу N 33-5503/2014
Судья: Рожкова Е.Е.
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида N 9 Краснооктябрьского района" (далее - МОУ "Начальная школа-детский сад N 9", школа-сад, учреждение), Администрации Волгограда, в котором просил обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства
о пожарной безопасности и
антитеррористической защищенности, а именно, оборудовать здание образовательного учреждения техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. В обоснование иска указал, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства
о пожарной безопасности и
антитеррористической защищенности МОУ "Начальная школа-детский сад N 9", относящегося к объектам с массовым пребыванием людей, в результате которой установлено, что здание школы-сада не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. Данное нарушение создает угрозу жизни и здоровью людей, затрудняет своевременное обнаружение пожара в его начальной стадии и проведение экстренной эвакуации для спасения жизни и здоровья граждан. Суд постановил указанное выше решение, обязав Администрацию Волгограда устранить нарушения требований законодательства
о пожарной безопасности и
антитеррористической защищенности, отказав в иске в части возложения обязанности на школу-сад. На основании дополнительного решения Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2014 года резолютивная часть решения дополнена указанием на возложение обязанности на Администрацию Волгограда устранить допущенные нарушения в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. В апелляционной жалобе Администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, в иске отказать. Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее прокурора, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) (
п. 7 ст. 2.,
подп. а, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма (
ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"). Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (
ст. ст. 1,
3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (
ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). Здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: Ф 1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций; Ф 4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (
пп. "а" п. 1,
пп. "а" п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"). На объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (
п. 14.4. СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 175). Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с
законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (
ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (
п. п. 1,
2 ст. 209 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в
ст. 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим
Кодексом (
ст. 215 ГК РФ). Таким образом, собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (
ст. 210 ГК РФ). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (
ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (
ст. 45 ГПК РФ). Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МОУ "Начальная школа-детский сад N 9" является муниципальным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование Волгоград, функции и полномочия последнего осуществляет Администрация Волгограда. Собственником имущества, передаваемого школе-саду в оперативное управление, является муниципальное образование Волгоград (п. п. 1.4. и 1.5. устава учреждения). Источник формирования имущества учреждения - субвенции из бюджета муниципального образования (п. 7.1.2. устава учреждения). Проведенной прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проверкой учреждения установлено, что здание школы-сада в нарушение
п. 14.4 СП 5.13130.2009 не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось. Несоблюдение правил и норм пожарной безопасности в случае чрезвычайных ситуаций техногенного характера создает угрозу жизни и здоровью людей, затрудняет своевременное обнаружение пожара в его начальной стадии и проведение экстренной эвакуации для спасения жизни и здоровья граждан. В этой связи обязанность по несению бремени содержания имущества учреждения, находящегося в муниципальной собственности, и переданного ему в оперативное управление, в том числе, по обеспечению оборудования школы-сада техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области в соответствии с
п. 14.4 СП 5.13130.2009 должна быть возложена на Администрацию Волгограда как на субъекта, которому собственник объекта социальной инфраструктуры передал свои функции и полномочия в отношении учреждением. Исполнение указанной обязанности администрацией не ставится в зависимость от реализации полномочий собственника по предоставлению объекта недвижимости в титульное владение учреждения. Учитывая изложенное выше, у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности устранить допущенные нарушения требований законодательства
о пожарной безопасности и
антитеррористической защищенности на Администрацию Волгограда. Вывод суда о том, что именно Администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по настоящему делу, а потому в иске прокурора к учреждению необходимо отказать, является правильным, поскольку основан на вышеприведенных нормах права и установленных при рассмотрении дела обстоятельствах. Доводы апелляционной жалобы Администрации Волгограда свидетельствуют о несогласии с выводами суда, однако их правильность не опровергают, а потому судебной коллегией отклоняются. Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено. При таких данных решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда о частичном удовлетворении исковых требований прокурора является законным и обоснованным. Руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 13 февраля 2014 года и дополнительное решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 10 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Волгограда - без удовлетворения.