Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-8037/2015
Требование: О прекращении права оперативного управления, признании незаконным отказа в предоставлении жилья, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении в собственность занимаемой им квартиры.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорная квартира является служебным жилым помещением.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-8037/2015
Требование: О прекращении права оперативного управления, признании незаконным отказа в предоставлении жилья, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Обстоятельства: Истцу отказано в предоставлении в собственность занимаемой им квартиры.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорная квартира является служебным жилым помещением.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 г. по делу N 33-8037/2015
Судья Топильская Л.Н..
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Гулян Р.Ф., Петрушенко Ф.П.,
при секретаре Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Д., Д., Д., Д. к Южному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий о прекращении права оперативного управления, признании незаконным отказа в предоставлении жилья, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
по апелляционной жалобе представителя истцов Д.,
на решение Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Д., Д., Д., Д. в удовлетворении иска к Южному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий о прекращении права собственности Российской Федерации и право оперативного управления, зарегистрированного за Главным управлением МЧС России по <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <.......>
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., выслушав Д Н.К., представителя Д, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Д.Н.К., Д.М.Н., Д.А.М., Д.А.М. обратились в суд с иском к Южному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий о прекращении права оперативного управления, признании незаконным отказа в предоставлении жилья, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указали, что Д.Н.К. <.......>. Вместо этой квартиры ей была предложена в собственность двухкомнатная квартира общей площадью 72 кв. м. С данными отказами она не согласна, считает их незаконными и необоснованными.
Утверждая, что действия ответчиков приводят к нарушению прав истцов просили прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления, зарегистрированного за Главным управлением МЧС России по <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <.......>.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель истцов Д, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании
статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 06.04.2015) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату в соответствии с
частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона:
1) в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;
2) инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Предоставление жилого помещения в собственность лицам, указанным в
части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной
статьей 7 настоящего Федерального закона.
В силу
ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет: 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека
(п. 1); 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек
(п. 2); 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек
(п. 3). В силу
п. 6 указанной статьи с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилых помещений, предоставляемых лицам, указанным в
ч. 1 ст. 5 и
ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона, может превышать размер общей площади жилых помещений, установленный в соответствии с
ч. 1 этой статьи, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с
п. 9 Правилам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N <...> служебное жилое помещение предоставляется сотруднику по нормам предоставления площади жилого помещения, установленным
ч. ч. 1,
3,
5 и
6 ст. 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
п. 10 указанных Правил в случае невозможности предоставления сотруднику и членам его семьи служебного жилого помещения по установленным нормам допускается при его согласии предоставление меньшего по площади служебного жилого помещения.
В силу
п. 6 этих же Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику в порядке очередности подачи рапорта о предоставлении специализированного жилого помещения на основании решения жилищной (жилищно-бытовой) комиссии органа (учреждения), утвержденного руководителем органа (учреждения), посредством заключения договор найма специализированного жилого помещения.
Право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров имеют:
1) сотрудники, которым присвоено специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы, таможенной службы) и выше, и граждане Российской Федерации, указанные в
части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, которым эти специальные звания присвоены на день увольнения со службы в учреждениях и органах;
2) сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, и граждане Российской Федерации, указанные в
части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, имеющие на день увольнения со службы в учреждениях и органах ученые степени или ученые звания.
Согласно
ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <.......> года, выпиской из реестра федерального имущества.
Согласно приказу Южного регионального центра МЧС России <.......>, отнесена к специализированному жилищному фонду,
Как видно из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес> N <...> от <.......>.
На основании этого решения комиссии ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключило с Д Н.К. договор найма служебного жилого помещения <.......>.
Согласно приказу ГУ МЧС России по <адрес> <.......>.
Заключением военно-врачебной комиссии <.......>.
ДД.ММ.ГГГГ Д Н.К. <.......>.
Протоколом заседания комиссии по рассмотрению приоритетных направлений инвестиционно-строительной деятельности, жилищного обеспечения и эффективного использования основных фондов Южного регионального центра МЧС России <.......> постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья.
Письмом N <...> от ДД.ММ.ГГГГ Южный региональный центр МЧС России сообщил Д Н.К. о принятом комиссией решении, об отказе в предоставлении ей занимаемой квартиры по договору социального найма.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право истцов может быть реализовано в силу
ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по норме предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи <.......>.
Спорное жилое помещение в силу приказа Южного регионального центра МЧС России включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению, предоставлено ГУ МЧС России по <адрес> в оперативное управление для распределения его в качестве служебного жилого помещения и изначально не могло быть предоставлено Д Н.К. и ее семье на условиях договора социального найма.
Об этом свидетельствует заключенный договор найма служебного жилого помещения, представленные сторонами письменные доказательства, а также предложение истице для заключения договора социального найма другого жилого помещения и постановка Д Н.К. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилья.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Южного регионального центра МЧС России и ГУ МЧС России по <адрес> имелись законные основания для отказа истцу и членам ее семьи в передаче спорного жилого помещения по договору социального найма и приватизации занимаемого жилого помещения.
И постановил правильное решение об отказе в удовлетворении требований о прекращении права собственности Российской Федерации и право оперативного управления, зарегистрированного за Главным управлением МЧС России <.......>
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в
Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1059-О-О "Что же касается
части седьмой статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ), то она, будучи направленной на предоставление сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел по отдельным основаниям, дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, не может рассматриваться как нарушающая закрепленное
статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище. Делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по определению порядка безвозмездного закрепления за указанными лицами жилых помещений основано на положениях
статей 114 (пункт "ж" части 1) и
115 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также Федерального конституционного
закона "О Правительстве Российской Федерации".
В настоящее время такой порядок Правительством Российской Федерации не определен, однако данное обстоятельство, вопреки утверждению заявителя, не связано с реализацией гражданами, к категории которых относится заявитель, конституционного права на жилище посредством безвозмездного приобретения жилого помещения в собственность, поскольку сама по себе норма
части седьмой статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (как в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, так и в ранее действовавшей редакции) не предусматривает передачу жилых помещений в собственность указанных лиц.
Бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений возможна только в порядке приватизации. При этом в соответствии с
Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизации подлежат только занимаемые гражданами жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде социального использования".
С учетом соблюдения принципа правовой определенности судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие порядка закрепления занимаемых жилых помещений за уволенными сотрудниками правоохранительных органов, не свидетельствует о возникновении у такого сотрудника права на закрепление за ним фактически занимаемого на момент увольнения служебного жилого помещения. Поскольку истец с семьей занимает служебное жилое помещение, он не может безвозмездно приобрести данное жилое помещение в собственность.
При этом жилищные права истцов не будут нарушены, так, как за ними сохраняется право пользования служебным жилым помещением, из которого они не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд правильно применил нормы материального права и определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал оценку представленным доказательствам в соответствии со
статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм процессуального закона при принятии решения не усматривается.
В связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь
ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Волжского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истцов Д., без удовлетворения.