Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.01.2014 по делу N 33-529/2014
Иск о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах, обязании устранить нарушения требований действующего законодательства в данной сфере удовлетворен правомерно, поскольку установлен факт нарушения ответчиком требований противопожарной безопасности при использовании земельного участка, находящегося в его пользовании, выявленные нарушения не устранены, неисполнение ответчиком требований противопожарной безопасности в лесах может стать причиной крупного лесного пожара и гибели людей.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.01.2014 по делу N 33-529/2014
Иск о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах, обязании устранить нарушения требований действующего законодательства в данной сфере удовлетворен правомерно, поскольку установлен факт нарушения ответчиком требований противопожарной безопасности при использовании земельного участка, находящегося в его пользовании, выявленные нарушения не устранены, неисполнение ответчиком требований противопожарной безопасности в лесах может стать причиной крупного лесного пожара и гибели людей.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2014 г. по делу N 33-529/2014
Судья Лазаренко В.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гантимурова И.А.,
судей: Изоткиной И.В., Блошенко М.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Обливского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному научному учреждению Всероссийскому научно-исследовательскому институту агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушения требований федерального законодательства в сфере обеспечения охраны лесов от пожаров
по апелляционной жалобе ответчика Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 05 ноября 2013 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены
Заслушав доклад судьи Изоткиной И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Обливского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному научному учреждению Всероссийскому научно-исследовательскому институту агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук (далее по тексту ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии), просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии устранить нарушения требований действующего законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, находящихся на территории вышеуказанного земельного участка, а именно,
- оборудовать 2 пункта сосредоточения противопожарного инвентаря в количестве, установленном
таблицей VII "Нормы при использовании лесов для ведения сельского хозяйства" Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.12.2008 года N 549, на территории Караичевской лесной дачи, расположенной на территории земельного участка с кадастровым номером N <...>, и Обливской лесной дачи, расположенной на территории земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...>,N <...>;
- установить и разместить стенды и другие знаки, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в виде: стенд - в количестве 1 шт., плакат - в количестве 1 шт., объявления (аншлаги) - в количестве 1 шт.;
- обустроить противопожарные минерализованные полосы в объеме не менее 80 км.
В обоснование своих требований указав, что в ходе проведения прокурорской проверки обеспечения пожарной безопасности в лесах и защитных лесных полосах, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что вышеуказанный земельный участок на территории которого расположены леса и защитные лесонасаждения, является федеральной собственностью, и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии, состоит из 2 частей - Караичевская лесная дача, расположенная на территории земельного участка с кадастровым номером N <...>, и Обливская лесная дача, расположенная на территории земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...> В нарушение действующего законодательства на участках отсутствуют пункты сосредоточения противопожарного инвентаря в количестве, установленном
таблицей VII "Нормы при использовании лесов для ведения сельского хозяйства" Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 декабря 2008 года N 549. Кроме того, в нарушение требований
ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ,
Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" отсутствуют шлагбаумы, не установлены и не размещены стенды и другие знаки и указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в соответствии с требованиями, предусмотренными
частью 3 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, а именно: стенд - в количестве 1 шт., плакат - в количестве 1 шт., объявления (аншлаги) - в количестве 1 шт. Кроме того, существующие минерализованные полосы выполнены не в полном объеме, около 20% от потребности, что составляет в совокупности 20 км. При этом указал, что в непосредственной близости от лесных массивов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, находятся 2 населенных пункта Обливского района - <адрес> и <адрес>, в связи с чем неисполнение требований противопожарной безопасности в лесах может стать причиной крупного лесного пожара и гибели людей.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, ответчик ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Возражая по доводам жалобы, прокурор, третье лицо - Департамент лесного хозяйства Ростовской области ссылаются на отсутствие оснований для отмены решения суда.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с
ч. 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Положениями
статьи 9 Лесного Кодекса РФ предусмотрено право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии со
статьей 51 Лесного Кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Часть 1 статьи 53.1 Лесного Кодекса РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В
части 2 данной статьи перечислены меры противопожарного обустройства лесов, в частности, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Указанные в
части 2 статьи 53.1 Лесного Кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (
часть 3 статьи 53.1 Кодекса).
Согласно
части 5 статьи 53.1 Кодекса обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в
части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
часть 7 статьи 53.1 Кодекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 N 417 утверждены
Правила пожарной безопасности в лесах,
подпунктом "в" пункта 13 которых установлено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать
нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 декабря 2008 N 549.
Нормы наличия средств пожаротушения по их видам и количеству установлены как минимально необходимые.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии осуществляет пользование лесными ресурсами для сельскохозяйственного производства площадью <.......> га на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы Администрации <.......> района от ДД.ММ.ГГГГ N <...> "О передаче земель <.......> <.......>", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации N <...>.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту организации и ведения лесного хозяйства по лесному фонду сельских лесов <адрес>, разработанной <.......> земельный участок с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: <адрес>, территориально состоит из 2 частей - Караичевская лесная дача, расположенная на территории земельного участка с кадастровым номером N <...>, и Обливская лесная дача, расположенная на территории земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...>, N <...>.
Согласно п. 3.5.2 пояснительной записки к проекту организации и ведения лесного хозяйства по лесному фонду сельских лесов Обливского района Ростовской области мероприятия по противопожарному устройству лесных насаждений, расположенных на территории вышеуказанного земельного участка, предусматривают устройство минерализованных полос в объеме 100 км, уход за минерализованными полосами в объеме 400 км
В результате проверки исполнения требований федерального законодательства по обеспечению пожарной безопасности в лесах и защитных лесных полосах, расположенных на территории земельного участка с кадастровым номером N <...>, проведенной прокуратурой Обливского района Ростовской области установлено, что в нарушение требований
ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ,
Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" минерализованные полосы выполнены не в полном объеме, около 20% от потребности, что составляет в совокупности 20 км. Кроме того, отсутствуют пункты сосредоточения противопожарного инвентаря в количестве, установленном
таблицей VII Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 декабря 2008 года N 549.
Нормативы противопожарного обустройства лесов утв. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 174 от 27 апреля 2012 года.
В нарушение требований
ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ,
Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" отсутствуют шлагбаумы, не установлены и не размещены стенды и другие знаки и указатели, содержащие информацию о мерах пожарной безопасности в лесах в соответствии с требованиями, предусмотренными
частью 3 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года N 174, а именно: стенд - в количестве 1 шт., плакат - в количестве 1 шт., объявления (аншлаги) - в количестве 1 шт.
Кроме того, в непосредственной близости от лесных массивов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, находятся 2 населенных пункта Обливского района - <адрес> и <адрес>, в связи с чем неисполнение требований противопожарной безопасности в лесах может стать причиной крупного лесного пожара и гибели людей.
По итогам проверки, результаты которой зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Департамента лесного хозяйства Ростовской области вынесено от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии к административной ответственности по
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
На основании акта проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ГНУ ВНИАЛМИ Россельхозакадемии прокурором вынесено представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, указанное предписание ответчиком не исполнено.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиком требований противопожарной безопасности при использовании земельного участка, находящегося в его пользовании и того, что выявленные в ходе прокурорской проверки такие нарушения не устранены.
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, учитывая, что неисполнение ответчиком требований противопожарной безопасности в лесах может стать причиной крупного лесного пожара и гибели людей, судебная коллегия считает, что у суда не имелось оснований для отказа прокурору в иске.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что нарушения требований законодательства, установленные прокурором устранены ответчиком и на момент рассмотрения спора отсутствуют, несостоятельна, поскольку в нарушение требований
ст. 56 ГПК РФ стороной не представлены доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства.
Доводы жалобы о том, что земельные участки, в отношении которых судом вынесено решение по существу спора, не входят в состав земельного участка, находящегося в пользовании ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела.
Доводы жалобы со ссылкой на неисполнимость судебного акта в части возложения на ответчика обязанности по обустройству минерализованных полос не состоятельны, поскольку определение минерализованной полосы, порядок ее устройства, а также размеры минерализованных полос утверждены Методическими рекомендациями по проведению государственной инвентаризации лесов разработанными в соответствии со
статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации и
Порядком проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06 июня 2011 N 207, создание которых возложено на ответчика в силу закона.
Ссылка в жалобе на ненадлежащий порядок рассмотрения спора, не состоятельна, поскольку сводится к ошибочному толкованию норм процессуального права.
Не состоятельны также доводы жалобы со ссылкой на решение арбитражного суда Волгоградской области от 23 октября 2013 года об отмене постановления по делу об административном правонарушении, поскольку данный судебный акт не заверен надлежащим образом и не имеет отметки о вступлении в законную силу, то есть не обладает признаком допустимости доказательства и не может быть принят во внимание как основание для отмены решения суда.
Между тем, возражая по доводам жалобы, Департамент лесного хозяйства Ростовской области ссылается на его отмену вышестоящей инстанцией.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 05 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института агролесомелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук - без удовлетворения.
Судья
областного суда
И.В.ИЗОТКИНА