Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.11.2017 по делу N 33-18640/2017
Требование: О признании отказа органа Пенсионного фонда РФ в назначении пенсии незаконным и назначении досрочной пенсии.
Обстоятельства: Пенсионеру было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ряд периодов работы в должности водителя автомобиля (пожарного) не были засчитаны в специальный стаж.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.11.2017 по делу N 33-18640/2017
Требование: О признании отказа органа Пенсионного фонда РФ в назначении пенсии незаконным и назначении досрочной пенсии.
Обстоятельства: Пенсионеру было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что ряд периодов работы в должности водителя автомобиля (пожарного) не были засчитаны в специальный стаж.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. по делу N 33-18640/2017
Судья Грошева О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ванюхина Н.Н.,
судей Гулян Р.Ф., Марчукова А.В.,
при секретаре Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску А. к УПФР в Ольховском районе Волгоградской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным и назначении досрочной пенсии
по апелляционной жалобе УПФР в Ольховском районе Волгоградской области
на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от
13 сентября 2017 г., которым постановлено:
иск А. к УПФР в Ольховском районе Волгоградской области о признании отказа Управления Пенсионного фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области в назначении пенсии незаконным и назначении досрочной пенсии удовлетворить;
признать незаконным решение УПФР в Ольховском районе Волгоградской области от 7 июня 2017 г. N 16310 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и невключении в специальный стаж А. периодов работы 19 августа 1991 г. по 31 декабря 2008 г.;
обязать УПФР в Ольховском районе Волгоградской области включить в специальный стаж А. для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы:
с 19 августа 1991 г. по 18 августа 1993 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в Ольховском ПСО ПАСС УВД Волгоградского облисполкома;
с 19 августа 1993 г. по 29 декабря 1995 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в Ольховской части пожарной охраны ПАСС УВД Волгоградской области;
с 30 декабря 1995 г. по 15 апреля 2000 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в О. УГПС УВД Волгоградской области;
с 16 апреля 2000 г. по 9 ноября 2001 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в О. УГПС ГУВД Волгоградской области;
с 10 ноября 2001 г. по 20 июля 2004 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в О. УГПС МЧС России Волгоградской области;
с 21 июля 2004 г. по 17 января 2006 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в О. ГПС МЧС России по Волгоградской области;
с 18 января 2006 г. по 4 декабря 2008 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в 8 отряде государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области;
с 5 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г. в должности водителя автомобиля (пожарного) в государственном учреждении "9 отряд федерально противопожарной службы по Волгоградской области"; а именно 17 лет 4 месяца 13 дней;
признать за А. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ;
обязать УПФР в Ольховском районе Волгоградской области назначить А. страховую пенсию по старости с
12 января 2017 г.
Заслушав доклад судьи Гулян Р.Ф., представителя УПФР в Ольховском районе Волгоградской области К. поддержавшую доводы апелляционной жалобы, А., представителя истца М., представителя ФГКУ "9 отряд ФПС по Волгоградской области" Д.Т., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
А. обратился в суд с иском к УПФР в Ольховском районе Волгоградской области о признании отказа пенсионного органа в назначении пенсии незаконным и назначении досрочной страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что с 19 августа 1991 г. по настоящее время истец работает водителем автомобиля (пожарного) в государственном учреждении "9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области" и специальный стаж на ДД.ММ.ГГГГ составил более 25 лет.
12 января 2017 г., истец обратился в ГУ УПФР в Ольховском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии, однако в назначении пенсии истцу было отказано в связи с тем, что ряд периодов работы в должности водителя автомобиля (пожарного), не были засчитаны в специальный стаж.
А. просил суд включить в специальный стаж следующие периоды работы: с 19 августа 1991 г. по 22 декабря 1997 г. (6 лет 4 мес. 4 дн.) в должности водителя Ольховской ППЧ; с 23 декабря 1997 г. по 31 декабря 2008 г. (11 лет 11 дн.) в должности водителя Ольховской ППЧ и обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии истца с учетом включенных в стаж периодов осуществления трудовой деятельности.
Суд постановил указанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, УПФР в Ольховском районе Волгоградской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. п.. 18 п. 1 ст. 30 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании ч. 3 ст. 30 N 400-ФЗ, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8).
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О "По запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Также из данного определения следует, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, в силу вышеперечисленных положений, право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях государственной федеральной противопожарной службы.
Из материалов дела следует и установлено судебной коллегией, что решением ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Ольховском районе Волгоградской области N 16310/17 от 7 июня 2017 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого специального стажа работы. Данным решением в специальный стаж работы включены периоды: с 1 января 2009 г. по 17 февраля 2011 г. (2 г. 1 мес. 17 дн.) - государственное учреждение 9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области в качестве водителя автомобиля (пожарного); с 19 февраля 2011 г. по 30 сентября 2016 г. (5 л. 7 мес. 12 дн.) - ФГКУ 9 отряд ФПС по Волгоградской области в должности водителя автомобиля (пожарного); с 1 октября 2016 г. по 31 декабря 2016 г. (3 г. 1 мес.) - Ольховская пожарно-спасательная часть федерального государственного казенного учреждения 9 отряд ФПС по Волгоградской области в качестве водителя автомобиля (пожарного); с 1 января 2017 г. по 11 января 2017 г. (11 дн.) Ольховская пожарно-спасательная часть федерального государственного казенного учреждения 9 отряд ФПС по Волгоградской области в качестве водителя автомобиля (пожарного). Всего: 8 лет 11 дней. При этом в специальный стаж работы не включены периоды: с 19 августа 1991 г. по 22 декабря 1997 г. (6 л. 4 мес. 4 дн.) - Ольховская ППЧ в должности водителя; с 23 декабря 1997 г. по 31 декабря 2008 г. (11 л. 11 дн.) - Ольховская ППЧ в должности водителя. Всего 17 лет 4 месяца 15 дней.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из того, что А. в период с 19 августа 1991 г. работал в государственной федеральной противопожарной службе.
Судебная коллегия с данным выводом согласиться не может по следующим обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 437 от 18 июня 2002 г. утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором поименованы водители (шоферы) автомобиля (пожарного).
Как следует из приведенных норм права, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников государственной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 552-О-О от 5 февраля 2009 г. по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Поскольку сведения об условиях труда не содержатся в трудовой книжке, администрация предприятия (организации) представляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, уточняющую справку, выданную на основании первичных документов того периода, когда производились работы, а также подтверждает, что указанные работы выполнялись в течение полного рабочего дня, что закреплено пунктом "а" части 12 Перечня документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий труда, дающих право на пенсионные льготы, оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости не имеется.
Согласно записям в трудовой книжке А., с 5 декабря 1990 г. истец принят на работу в Ольховскую профессиональную пожарную часть на должность инструктора (приказ N 32 от 5 декабря 1990 г.), с 19 августа 1991 г. переведен на должность водителя (приказ N 121 от 19 августа 1991 г.), с 17 января 2006 г. переведен в ГУ 8-ОР ПС МЧС России (О.) на должность водителя по 7 разряду (приказ N 5-ШТ от 17 января 2006 г.), с 1 января 2009 г. Ольховская пожарная часть 8 отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области реорганизована в государственное учреждение 9 отряд Федеральной противопожарной службы по Волгоградской области (приказ ГУ МЧС России по Волгоградской области от 4 декабря 2008 г. N 20-шт), с 1 февраля 2012 г. должность водителя автомобиля переименована в должность водителя автомобиля (пожарного).
Также в ходе проведения документальной проверки достоверности сведений о страховом стаже, проведенной Управлением ПФР при рассмотрении вопроса о возможности назначения досрочной страховой пенсии по старости А., факт осуществления льготной работы в федеральной противопожарной службе в должности "водитель пожарного автомобиля" не подтвержден.
В штатных расписаниях по Ольховской пожарной части от 30 сентября 1991 г., от декабря 1995 года, от 9 января 2006 г. содержится должность "водитель" источник финансирования местный либо областной бюджет, в наличии транспорт: автоцистерна, автомобиль грузовой, легковой автомобиль, пожарный автомобиль, мотоцикл с коляской. В трудовой книжке истца, трудовом договоре, карточке формы Т-2 его должность указана "водитель". А учитывая, что в наличии Ольховской пожарной части имелось несколько видов автотранспорта, А. мог управлять не только пожарным автомобилем.
Каким именно автомобилем управлял в оспариваемый период истец документально не подтверждено.
О том, что А. управлял в оспариваемый период работы именно пожарным автомобилем, суд первой инстанции делает на основании Справки, уточняющей особый характер работы от ДД.ММ.ГГГГ за N <...>, выданной <.......>. По результатам документальной проверки ПФР, что подтверждается Актом от 3 мая 2017 г. N 11, работодателю истца было рекомендовано отозвать указанную справку, поскольку в основание выдачи указанной справки указаны документы, в которых наименование должности истца указано как "водитель", а не "водитель автомобиля (пожарного)".
По совокупности всех представленных работодателем истца документов: приказов, личной карточки формы Т-2, личных карточек денежного содержания, штатных расписаний, должностной инструкции, трудового договора факт работы истца в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, прослеживается только после 1 января 2009 г.
Финансирование пожарных частей на протяжении 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годов на территории Волгоградской области осуществлялось через главное управление ГО и ЧС Волгоградской области из областного бюджета. Это следует и из имеющегося в материалах гражданского дела штатного расписания 8 отряда государственной противопожарной службы МЧС России по Волгоградской области (по охране Иловлинского и Ольховского районов), в котором указано, что источником финансирования является бюджет <адрес>.
Суд первой инстанции ссылается на письмо ГУ МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N <...>, в котором указано, что подразделения противопожарной службы, в которых работал истец, не относились к противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, из сведений о юридическом лице в едином государственном реестре юридических лиц учредителем "ГУ-8 отряд ОГПС МЧС России по <адрес>" является ГУ МЧС России по <адрес>, а не МЧС России, что свидетельствует о том, что ГУ-8 отряд ОГПС МЧС России по <адрес> относится к государственной противопожарной службе субъекта Российской Федерации - <адрес>. Также в сведениях о юридическом лице содержится информация и о наличии Положения о государственном учреждении от ДД.ММ.ГГГГ, которое предоставлялось в регистрирующий орган - МИФНС N <...> по <адрес> при подаче заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Указанное Положение, в котором должна содержаться информация о руководстве организации, финансировании, ведомственном подчинении 8 отряда ОГПС МЧС России по <адрес> в судебное заседание не представлялось.
При таких обстоятельствах, ввиду отсутствия доказательств, достоверно свидетельствующих о трудовой деятельности истца в федеральной противопожарной службе в должности "водитель пожарного автомобиля", Управлением ПФР обоснованно принято решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости.
Таким образом, выводы суда, о том, что истец в оспариваемый период работал в должности водителя пожарного автомобиля в федеральной противопожарной службе не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения в апелляционном порядке.
Решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 13 сентября 2017 г. по гражданскому делу по иску А. к УПФР в Ольховском районе Волгоградской области о признании отказа УПФР в Ольховском районе Волгоградской области в назначении пенсии незаконным и назначении досрочной страховой пенсии отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении исковых требований А. к УПФР в Ольховском районе Волгоградской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, и назначении досрочной страховой пенсии отказать.