Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.04.2014 по делу N 33-4083/2014
Иск о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворен правомерно, поскольку здание детского сада не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы МЧС России.


Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.04.2014 по делу N 33-4083/2014
Иск о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности удовлетворен правомерно, поскольку здание детского сада не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы МЧС России.

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу N 33-4083/2014
Судья: Абрамов С.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего - Малышевой И.А.,
судей Кузнецовой Г.М., Шиповской Т.А.,
при секретаре - К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N <...> Краснооктябрьского района, <.......> о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГ, которым исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кузнецовой Г.М., выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Волгоградской областной прокуратуры - М.Н.Л. возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N <...> Краснооктябрьского района, <.......> о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N <...> Краснооктябрьского района. Проверкой установлено, что здание Детского сада N <...> не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области.
Просил обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N <...> Краснооктябрьского района и <.......> устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, а именно: оборудовать здание образовательного учреждения техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно- диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность судебного решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом не приведены нормы материального права, которые бы свидетельствовали о наличии законодательно предписанной обязанности ответчика совершать определенные действия; ссылки суда на Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" являются необоснованными. Кроме того, нормативными правовыми актами не предусмотрено, что оборудование учреждений техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты является мероприятием по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Таким образом, судом применены нормативные акты, не подлежащие применению, не учтены обстоятельства имеющие значение для дела.
В представленных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представители <.......>, МДОУ детский сад N <...>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Как следует из раздела II Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). Основными задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (подпункт "д" пункта 11). Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе и в виде его предупреждения (профилактики), (подпункт "а" пункт 12). Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма (подпункт "б" пункт 13).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 N 3266-1 к полномочиям органов городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
На основании статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГ N 35-ФЗ основными принципами противодействия терроризму является обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 333 о Компетенции Федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, в области противодействия терроризму постановлено, что во исполнение пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, предусматривающего организацию в сфере образования и науки эффективного противодействия терроризму.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, был издан Приказ от 4 июня 2008 N 170 "О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки", которым утвержден комплекс мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки. В соответствии с данным приказом департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования (Министерства образования и науки Российской Федерации) подготовлены методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации, согласно данному документу для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение террористических действий в адрес образовательных учреждений и организаций, рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного учреждения, если объект отвечает ряду требований, одним из которых указано наличие периметрального ограждения территории. Также рекомендовано ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году согласно формам, направленным письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 7 июня 2008 года N 03-1309. Считать антитеррористическую защищенность образовательного объекта одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
Письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 определен типовой перечень (план) мероприятий по подготовке общеобразовательных учреждений к новому учебному году, согласно подпункта 18 которого к мероприятиям по антитеррористическая безопасности отнесена установка ограждения по периметру образовательного учреждения, также данным письмом предусмотрена проверка общеобразовательных учреждений, состояние антитеррористической безопасности которых, определяется в том числе и наличием ограждения по всему периметру территории учреждения (часть 4, таблица 4, подпункт 4 Типовой формы доклада о готовности образовательных учреждений к новому учебному году).
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 N 189, установлены санитарно-эпидемиологические требования к территории общеобразовательного учреждения, которые распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно- правовых форм и форм собственности, пунктом 3.1 (СанПиН 2.4.2.2821-10) предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
На основании пункта 5.1.2 Руководящему Документу (РД) 78.36.003-2002, утвержденному Министром внутренних дел РФ от 6 ноября 2002 года, ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя контрольно-пропускной пункт (КПП). П. 5.1.5. РД 78.36.003-2002 устанавливает, что ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений.
При разрешении спора судом установлено, что здание детского сада N <...> не оборудовано техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи о срабатывании систем противопожарной защиты в дежурно-диспетчерские службы ГУ МЧС России по Волгоградской области.
Судом также установлено, что собственником здания школы, а также иного имущества (в том числе, ограждения) является муниципальное образование Волгограда, от имени которого выступает Администрация Волгограда. МДОУ детский сад N <...> является заказчиком и получателем бюджетных средств.
Разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив материальный закон, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N <...> Краснооктябрьского района, <.......> о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приведены нормы материального права, которые бы свидетельствовали о наличии законодательно предписанной обязанности ответчика совершать определенные действия, судебная коллегия находит не состоятельными, поскольку статьей 6 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как установлено судом, учредителем Детского сада N <...> является администрация Волгограда. Федеральным законом от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
При таком положении суд пришел к правильному выводу о том, что администрация Волгограда является надлежащим ответчиком по данному спору.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании положений норм материального права регулирующих спорные правоотношения.
По изложенным основаниям дело рассмотрено с соблюдением требований закона и оснований для отмены судебного решения не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
определила:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.