Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.04.2014 по делу N 33-4441/2014
Иск о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности удовлетворен, так как установлен факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.04.2014 по делу N 33-4441/2014
Иск о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности удовлетворен, так как установлен факт нарушения ответчиком требований пожарной безопасности.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 апреля 2014 г. по делу N 33-4441/2014
Судья: Кузнецов А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,
судей: Пашковой Т.В., Бурковской И.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Авиловская средняя общеобразовательная школа", администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 14 марта 2014 года, которым иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Авиловская средняя общеобразовательная школа", администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности удовлетворен.
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязана профинансировать, а муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Авиловская средняя общеобразовательная школа" в течение полугода, с момента вступления настоящего решения в законную силу, оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес> системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., заслушав представителя МБОУ "Авиловская СОШ" А.И.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних граждан Иловлинского муниципального района Волгоградской области обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Авиловская средняя общеобразовательная школа" (далее МБОУ "Авиловская СОШ") и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении администрации профинансировать, а МБОУ "Авиловская СОШ" оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес> системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Иловлинского района была проведена проверка соблюдения требований антитеррористической безопасности в деятельности МБОУ "Авиловская СОШ", в ходе которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно установлено, что школа не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией).
Согласно Уставу МБОУ "Авиловская СОШ" учредителем школы является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области, функции и полномочия которого осуществляет администрация Иловлинского муниципального района. Также администрация является собственником имущества, переданного в оперативное управление школе.
Просил понудить МБОУ "Авиловская СОШ" оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области профинансировать оборудование здания МБОУ "Авиловская СОШ", расположенное по адресу: <адрес> системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со
статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу
ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Положениями
ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 38 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Из положений
п. 14.4 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", следует, что на объектах класса функциональной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Рекомендуется применять технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по
ГОСТ Р 53325-2009.
Статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлена классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности, где к классу Ф1.1 - отнесены здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, а к классу Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.
В соответствии с
п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (в ред. 3 февраля 2014 года) "Об образовании в РФ", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу
пункта п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Судом первой инстанции установлено, что МБОУ "Авиловская СОШ" не оснащена системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией), что подтверждается сообщением отдела образования, опеки и попечительства Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области N <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно
ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В соответствии с п. 2.1 Устава МБОУ "Авиловская СОШ" учредителем школы является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В силу
п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно
п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего законодательства, обоснованно возложил обязанность на администрацию профинансировать а на МБОУ "Авиловская СОШ" оборудовать здание школы системой извещения о пожаре, передаваемой в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы (беспроводной пожарной сигнализацией), поскольку выполнение этой обязанности направлено на обеспечение пожарной безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса.
Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы жалобы о том, что администрация, являясь собственником имущества МБОУ "Авиловская СОШ", не отвечает по обязательствам последнего и осуществляет свои полномочия, установленные
ст. 9 Федерального закона "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ в полном объеме, а также и то, что проверкой, проведенной прокуратурой не выявлено несоответствия здания МБОУ "Авиловская СОШ" требованиям
ст. 8 Федерального закона РФ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ, судебной коллегией не принимаются, являются не состоятельными, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 14 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.