Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 18.04.2017 по делу N 33-4083/2017
Требование: Об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что по результатам плановых выездных проверок ответчику внесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, однако до настоящего времени указанные предписания не исполнены.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 18.04.2017 по делу N 33-4083/2017
Требование: Об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что по результатам плановых выездных проверок ответчику внесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, однако до настоящего времени указанные предписания не исполнены.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2017 г. по делу N 33-4083/2017
Судья Бедрицкая М.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Егоровой Е.С. и Чистяковой Т.И.
при секретаре: С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Администрации Раздольненского района Республики Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 01 марта 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Раздольненского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым, Администрации Раздольненского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
установила:
Прокурор Раздольненского района Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым, Администрации Раздольненского района Республики Крым, указав, что по результатам плановых выездных проверок в 2015-2016 годах Отделением надзорной деятельности по Раздольненскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым в адрес МБОУ "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" внесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты - от 11.03.2015 года N 3/1/1, от 10.05.2016 года N 16/1/12. Однако до настоящего времени нарушения действующего законодательства не устранены. В связи с чем, прокурор Раздольненского района Республики Крым просит обязать Администрацию Раздольненского района Республики Крым и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 01 марта 2017 года исковые требования удовлетворены.
На Администрацию Раздольненского района Республики Крым и Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым возложена обязанность установить систему автоматической пожарной сигнализации в общеобразовательном учреждении, расположенном по адресу: Республика Крым, Раздольненский район, пгт. Новоселовское, ул. Ленина, д. 13, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Также решен вопрос относительно взыскания государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, ответчик Администрация Раздольненского района Республики Крым подала апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе ставят вопрос об отмене решения суда, поскольку судом при вынесении решения нарушены нормы материально и процессуального права, дана неправильная оценка юридически значимым обстоятельствам дела. Свои требования апеллянт мотивировал тем, что Администрацией Раздольненского района Республики Крым и муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым были предприняты все необходимые меры по исполнению требований действующего законодательства и установлению системы автоматической пожарной сигнализации. Однако по причинам, независящим от апеллянта система автоматической пожарной сигнализации установлена не была. Кроме того, судом первой инстанции не был учтен тот факт, что бюджет муниципального образования является дотационным и установленный шестимесячный срок для установки системы автоматической пожарной сигнализации является недостаточным.
На указанную апелляционную жалобу Прокурором Раздольненского района Республики Крым поданы письменные возражения, в которых он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили, в материалах дела отсутствуют заявления о рассмотрении жалобы в их отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя Администрации Раздольненского района Республики Крым З., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Бирюк Д.Ю., возражавшую против доводов апелляционной жалобы и полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Раздольненского района Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление деятельности МБОУ "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" при отсутствии системы автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области пожарной защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные и причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими нормам материального и процессуального права.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу положений ст. 37 указанного закона руководители организаций обязаны помимо прочего, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 этого же закона, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Рособразования от 14.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средств на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, МБОУ "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым, находящиеся по адресу Российская Федерация, Республика Крым, Раздольненский р-н, пгт. Новоселовское, улица Ленина, дом 13.
МБОУ "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым действует на основании Устава, утвержденного Постановлением Главы Администрации Раздольненского района Республики Крым 12.12.2014 г.
В соответствии с п. 1.5 раздела 1 Устава учредителем МБОУ "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым является муниципальный район Раздольненский район Республики Крым от имени и в интересах которого действует Администрация Раздольненского района Республики Крым.
Судом первой инстанции установлено, и данные обстоятельства подтверждены материалами дела, что в связи с выявленными нарушениями Отделением надзорной деятельности по Раздольненскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым дважды по результатам плановых выездных проверок в 2015-2016 годах в адрес МБОУ "Новоселовская средняя общеобразовательная школа" Раздольненского района Республики Крым внесены предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты - от 11.03.2015 года N 3/1/1, от 10.05.2016 года N 16/1/12.
Согласно копии сообщения начальника отделения надзорной деятельности по Раздольненскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым N 1383/12 от 09.12.2016 года, по состоянию на 09.12.2016 год объекты защиты муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений Раздольненского района не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (л.д. 23).
Установив вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку ответчиками не опровергнуты предписания Отделения надзорной деятельности по Раздольненскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Крым об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и не представлено доказательств отсутствия нарушений в монтаже автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. С данным выводом судебная коллегия соглашается.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяющие, что в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, апелляционная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно установлен срок исполнения решения в течение шести месяцев после его вступления в законную силу.
Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на исследованных обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права в ходе рассмотрения данного дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что апеллянтом предприняты все необходимые меры по исполнению требований действующего законодательства и установлению системы автоматической пожарной сигнализации. Однако по причинам не зависящим от Администрации Раздольненского района Республики Крым, а именно отсутствие административных ресурсов и материального обеспечения на указанные цели, система автоматической пожарной сигнализации установлена не была, судебная коллегия признает несостоятельными.
Вместе с тем заслуживают внимание доводы жалобы о необоснованности взыскания с администрации Раздольненского района Республики Крым госпошлины.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Таким образом, администрация Раздольненского района Республики Крым освобождена от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, решение суда в части взыскания с администрации государственной пошлины в местный бюджет подлежит отмене путем исключения из резолютивной части решения указание о взыскании с администрации Раздольненского района Республики Крым государственной пошлины.
Поскольку в случае удовлетворения исковых требований, судебные расходы (в том числе государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не освобожденном от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, а не Гражданского кодекса РФ.
В силу статьи 98 Гражданского кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ч. 1).
Исковые требования Прокурора Раздольненского района Республики Крым удовлетворены, в связи с чем государственная пошлина должны была быть взыскана в доход государства с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, то есть с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Новоселовская общеобразовательная средняя школа" Раздольненского района Республики Крым в размере <данные изъяты> рублей.
Иные доводы апелляционной жалобы Администрации Раздольненского района по существу аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым,
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 01 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Раздольненского района Республики Крым - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения суда указание на взыскание с Администрации Раздольненского района Республики Крым государственной пошлины, возложить обязанность по ее оплате на Муниципальное бюджетное общеобразовательного учреждения "Новоселовская общеобразовательная средняя школа" Раздольненского района Республики Крым, взыскав с МБОУ "Новоселовская общеобразовательная средняя школа" Раздольненского района Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.