Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 07.06.2017 по делу N 33-4521/2017
Требование: Об обязани выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию на первом этаже образовательного учреждения помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности общеобразовательного учреждения. В ходе проверки было установлено, что обеспечение безопасности детей в указанной организации не соответствует требованиям Закона о противодействии терроризму, что нарушает права несовершеннолетних детей на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 07.06.2017 по делу N 33-4521/2017
Требование: Об обязани выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию на первом этаже образовательного учреждения помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности общеобразовательного учреждения. В ходе проверки было установлено, что обеспечение безопасности детей в указанной организации не соответствует требованиям Закона о противодействии терроризму, что нарушает права несовершеннолетних детей на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Решение: Требование удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 июня 2017 г. по делу N 33-4521/2017
Судья Никищенко М.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М., Хмарук Н.С.
при секретаре: Г.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15 марта 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат", Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,
установила:
В Бахчисарайский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление заместителя прокурора Бахчисарайского района в защиту прав, свобод и законных интересов-неопределенного круга лиц, согласно которого истец просит обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства на выполнение работ по оборудованию на первом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, установки видеокамер по периметру зданий учреждения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" (тревожная кнопка, система оповещения); обязать ГБОУ Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" выполнить работы по оборудованию на первом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, установить видеокамеры по периметру зданий учреждения, пожарную и охранную сигнализацию, канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Служба 112" (тревожная кнопка, система оповещения). Исковые требования обоснованы тем, что проведена проверка соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму в деятельности Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" и установлено, что обеспечение безопасности детей в указанной организации не соответствует требованиям Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Указанные нарушения влекут нарушение прав несовершеннолетних детей на безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также работников образовательной организации.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15 марта 2017 года исковые требования удовлетворены.
На Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым возложена обязанность выделить из бюджета денежные средства на выполнение работ по оборудованию на первом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, установки видеокамер по периметру зданий учреждения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112" (тревожная кнопка, система оповещения);
На ГБОУ Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" возложена обязанность выполнить работы по оборудованию на первом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, установить видеокамеры по периметру зданий учреждения, пожарную и охранную сигнализацию, канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Служба 112" (тревожная кнопка, система оповещения).
Не согласившись с данным решением, ответчик Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым подало апелляционную жалобу. В апелляционной жалобе ставят вопрос об отмене решения суда, поскольку судом при вынесении решения нарушены нормы материально и процессуального права, дана неправильная оценка юридически значимым обстоятельствам дела. Свои требование мотивировали тем, что требование о необходимости оснащения учреждения техническими средствами (помещения учреждения тревожной сигнализацией и камерами видеонаблюдения) не основывается на какой-либо норме права подлежащей применению в данном случае. Согласно действующего законодательства оснащение учреждения техническими средствами (помещения учреждения тревожной сигнализацией и камерами видеонаблюдения) проводится при проектировании новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в то время как здание учреждения реконструкции или капитальному ремонту не подвергалось. Пожарная сигнализация не подлежит установке, поскольку здание сдано в эксплуатацию до 01.01.2015 года, и в данном случае ранее действующие требования пожарной безопасности распространяются до 01.09.2018 года. Ранее на территории Украины отсутствовали требования о необходимости оснащения общеобразовательных учреждений подобного рода средствами.
На заседание судебной коллегии представителя Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представил, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя ГБОУ Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" К. ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Бойко ФИО9, возражавшую против доводов апелляционной жалобы и полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основным доводом апелляционной жалобы является ссылка на отсутствие норм материального права обязывающих Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" провести указанные в решении мероприятия по антитеррористической и противопожарной защищенности учреждения, в интересах которого подан иск и незаконности возложения обязанности профинансировать данное детское учреждение.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 2 Федерального закона РФ "О противодействии терроризму" правильно исходил из того, что осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью образовательного учреждения, поэтому пришел к обоснованному выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и подписанной от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В силу ст. ст. 20, 41, 38 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации "О противодействии терроризму" установлено, что основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О противодействии терроризму" противодействие терроризму является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма; выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального Закона от 30.12.2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что ответчик - Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" создано на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 года N 556-р "О ликвидации республиканских учебных заведений и создании образовательных организаций Республики Крым" от 19.08.2014 г. N 818-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 N 556-р" от 13.11.2014 N 1206-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" с использованием в качестве базы для его создания и развития Республиканского учебного заведения "Бахчисарайская специальная общеобразовательная школа-интернат I-II ступеней Министерства образования и науки, молодежи и спорта АРК".
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Бахчисарайская специальная школа-интернат" является учреждением основной целью деятельности которого является создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции их развития средствами образования и трудовой подготовки, а также социальной, психологической и речевой реабилитации для последующей интеграции в общество, обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, охрана здоровья (пункт 2.1. Устава).
С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья.
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет полномочия и самостоятельно принимает нормативные правовые акты такие как, порядок функционирования и развития сети специальных учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений для детей и подростков.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ответчика собственником имущества Учреждения является Республика Крым. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения от имени Республики Крым выполняет Совет министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, в соответствии с нормативно-правовыми актами Республики Крым, законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Учреждение находится в ведении Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
Учредителем Учреждения является Республика Крым. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Крым выполняет Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Учреждение подведомственно Учредителю, осуществляющему в отношении Учреждения полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункт 1.5 Устава).
Финансовое обеспечение государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Республики Крым (п. 1.7. Устава).
Таким образом, судом первой инстанции в ходе рассмотрения исковых требований прокурора установлено, что ГБОУ и учредителем, в лице Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым не исполняются положения статей 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35 "О противодействии терроризму", что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности ГБОУ РК "Бахчисарайская специальная школа-интернат" является обязанностью не только этого образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления - его учредителя, а именно, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
Подлежат отклонению изложенные в жалобе доводы о том, что здание ГБОУ РК "Бахчисарайская специальная школа-интернат" введено в эксплуатацию до принятия "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения", Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, поэтому данные нормы не могут быть применены к возникшим правоотношениям, ввиду следующего.
Согласно пунктам 1, 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеется в виду СНиП 31-06-2009, а не СНиП 31-09-2009.
Пунктом 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 (далее - СНиП 31-09-2009), установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Указанный выше пункт СНиП 31-09-2009 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Кроме того, в данном случае основания заявленных прокурором требований связаны не с переустройством, реконструкцией, капитальным ремонтом или перепланировкой самого здания ГБОУ РК "Бахчисарайская специальная школа-интернат", а с обязанностью учреждения в силу требований закона принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
Подлежат отклонению изложенные в жалобе доводы о том, что пожарная сигнализация не подлежит установке, поскольку здание сдано в эксплуатацию до 01.01.2015 года, и в данном случае ранее действующие требования пожарной безопасности распространяются до 01.09.2018 года, поскольку ранее на территории Украины отсутствовали требования о необходимости оснащения общеобразовательных учреждений подобного рода средствами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу положений ст. 37 указанного Закона руководители организаций обязаны помимо прочего, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Приказом Рособразования от 14.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средств на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Учредителем Учреждения является Республика Крым. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Крым выполняет Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Учреждение подведомственно Учредителю, осуществляющему в отношении Учреждения полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункт 1.5 Устава).
Таким образом, судом первой инстанции в ходе рассмотрения исковых требований прокурора установлено, что исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрупненности и антитеррористической защищенности является обязанностью ГБОУ и учредителя, в лице Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым. Не исполнение данных обязательств отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, нарушает права и законные интересы несовершеннолетних на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым,
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 15 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым - без удовлетворения.