Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 08.08.2017 по делу N 33-6461/2017
Требование: Об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проведенной прокуратурой проверки было установлено, что помещения реабилитационного центра для несовершеннолетних не соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным действующим законодательством.
Решение: Требование частично удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 08.08.2017 по делу N 33-6461/2017
Требование: Об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Обстоятельства: По результатам проведенной прокуратурой проверки было установлено, что помещения реабилитационного центра для несовершеннолетних не соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным действующим законодательством.
Решение: Требование частично удовлетворено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. по делу N 33-6461/2017
судья первой инстанции - Охота Я.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Сокола В.С.
судей Онищенко Т.С., Пономаренко А.В.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску прокурора города Симферополя в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному специализированному учреждению Республики Крым "Реабилитационный центр для несовершеннолетних" и Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым об обязательстве устранить выявленные нарушения, по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года,
установила:
Прокурор города Симферополя 22 декабря 2016 года обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным иском и с учетом предоставленных уточнений просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций; установить планы эвакуации людей при пожаре в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009; привести в соответствие с требованиями законодательства эвакуационный выход из подвального помещения в свету не менее 1,9 м, ширину не менее 0,8 м; обозначить на дверях складских, производственных помещений их категории по взрывопожарной и пожарной опасности /л.д. 2-8, 174-176/.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что прокуратурой города Симферополя по результатам проведенной проверки совместно со специалистами Отдела надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Республике Крым установлено, что помещения ГБСУ РК "Республиканский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних" в целом не соответствуют требованиям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года. Согласно сведениям ЕГРЮЛ, учредителем ГБСУ "Республиканский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних" является Министерство образования, науки и молодежи РК. Центр является специализированным, находящимся на полном государственном обеспечении учреждением, не имеющим собственных средств для устранения выявленных нарушений. Непринятие со стороны ГБСУ РК "Республиканский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних" и Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым действенных мер по устранению нарушений противопожарной безопасности не отвечает интересам пребывающих в Центре несовершеннолетних лиц и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года указанный иск удовлетворен частично.
На Государственное бюджетное специализированное учреждение Республики Крым "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно:
провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций здания, расположенного в <...>;
установить планы эвакуации людей из здания, расположенного в <...> при пожаре в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009;
обозначить на дверях складских, производственных помещений в здании, расположенном в <...> их категории по взрывопожарной и пожарной опасности;
привести в соответствие с требованиями законодательства эвакуационный выход из подвального помещения в свету не менее 1,9 м, ширину не менее 0,8 м.
На Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым возложена обязанность обеспечить финансирование расходов, связанных с проведением ГБСУ РК "Реабилитационный центр для несовершеннолетних" работ по устранению выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
по проведению проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций здания, расположенного в <...>;
по установлению плана эвакуации людей из здания, расположенного в <...>, при пожаре в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009;
по обозначению на дверях складских, производственных помещений в здании, расположенном в <...> их категории по взрывопожарной и пожарной опасности;
по приведению в соответствие с требованиями законодательства эвакуационный выход из подвального помещения в свету не менее 1,9 м, ширину не менее 0,8 м.
В удовлетворении остальной части требований отказано / л.д. 189-191/.
Не согласившись с данным решением суда, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права / л.д. 196-198/.
Основные доводы апелляционной жалобы заключаются в том, что прокурором не было указанно ни в исковом заявлении, ни в устных пояснениях, предоставленных суду, какие именно нормы, указанных прокурором нормативных правовых актов содержат в себе требования по оборудованию помещения Учреждения соответствующими техническими средствами, обязанность по финансированию установки которых вменена Министерству. Прокурором исковое заявление подано в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом исковые требования сводятся к возложению обязанности на Министерство и Учреждение совершить определенные действия. Однако, заявленные прокурором исковые требования к Министерству не могли быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства, т.к. подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Суду следовало отказать в принятии искового заявления прокурора, либо удовлетворить ходатайство Министерства и прекратить производство по делу и разъяснить прокурору право на обращение в суд с иском в соответствии со статьи 39 Кодекса административного судопроизводства.
Прокурором предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суде первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 210-213/.
Представитель ГБСУ РК "Реабилитационный центр для несовершеннолетних" - Г. в заседании суда апелляционной инстанции жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить.
Прокурор - Бирюк Д.Ю. в заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в заседание суда апелляционной инстанции не явился и о причинах неявки не сообщил, о дате и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом /л.д. 209/, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., пояснения представителя ответчика и прокурора, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" расположено по адресу: <...>. Учредителем данного учреждения является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым /л.д.15-18/.
03 февраля 2016 года постановлением прокурора города Симферополя возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заведующего хозяйством ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" ФИО10 по части 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации по факту нарушения требований пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений, строений в помещениях учреждения, расположенных в <...>. Дело для рассмотрения направлено в ОНД по г. Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым.
Постановлением государственного инспектора по пожарному надзору г. Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ заведующий хозяйством ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" ФИО10 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации за непринятие мер по соблюдению пожарной безопасности в помещения и на территории ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", расположенных в <...>.
В тот же день Отдел надзорной деятельности Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Республике Крым выдало в адрес директора ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" предписание о необходимости принятия мер по устранению имеющихся нарушений требований пожарной безопасности.
15 февраля 2016 года и.о. прокурора города Симферополя выдал в адрес Министра образования, науки и молодежи Республики Крым представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в части противопожарной защиты.
В ответ на указанное представление Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым письмом от 31 марта 2016 года сообщило о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а именно - мероприятия, не требующие финансирования, проведены и недостатки устранены. В то же время сообщило, что выполнение мероприятий, требующих значительных финансовых затрат, таких как установка автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, запланированы на 2016 год.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со статьями 4, 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, статьей 10 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года, одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В силу части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 данного Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 2123-ФЗ от 22 июля 2008 года.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от N 390 от 25 апреля 2012 года, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 61 данных Правил, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии выполнения в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Статьей 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на: содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства; защиту их прав и законных интересов; причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты; сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Нарушения Правил и Норм пожарной безопасности, которые были установлены в деятельности Центра препятствуют своевременному предотвращению воздействия на детей, пребывающих в нем, опасных факторов пожара, своевременной их эвакуации и спасения в случае пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения, а также иных лиц, находящихся в его помещениях, т.е. неопределенного круга лиц.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества (статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Ответчик - ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" является специализированным, находящимся на полном государственном обеспечении, учреждением, не имеющим собственных средств для устранения выявленных нарушений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности части исковых требований об обязательстве ответчика ГБСУ РК "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: провести проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций, установить планы эвакуации людей при пожаре в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, обозначить на дверях складских, производственных помещений их категории по взрывопожарной и пожарной опасности; привести в соответствие с требованиями законодательства эвакуационный выход из подвального помещения в свету не менее 1,9 м, ширину не менее 0,8 м. Поскольку Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым является распорядителем выделяемых денежных средств, суд первой инстанции посчитал необходимым возложить на него обязанность обеспечить финансирование расходов для устранения выявленных нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Ссылка на часть 5 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является не состоятельной, поскольку действующие в настоящее время и ранее действовавшие требования пожарной безопасности аналогичны.
Доводы жалобы о том, что заявленные подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, в связи с чем, подлежат отклонению.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым - без удовлетворения.