Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 08.11.2018 N 33-6086/2018
Требование: О признании незаконным бездействия органа внутренних дел, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований закона в части обеспечения пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проверки состояния законности при содержании лиц, арестованных в административном порядке, выявлены нарушения Федерального закона "О порядке отбывания административного ареста" и Правил пожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 08.11.2018 N 33-6086/2018
Требование: О признании незаконным бездействия органа внутренних дел, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований закона в части обеспечения пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате проверки состояния законности при содержании лиц, арестованных в административном порядке, выявлены нарушения Федерального закона "О порядке отбывания административного ареста" и Правил пожарного режима.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - ФИО8,
судей - ФИО7, Гасановой Д.Г.,
при секретаре - ФИО3,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МВД по РД по доверенности ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, объяснения представителя МВД по РД по доверенности ФИО6, просившего решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, прокурора отдела Прокуратуры РД ФИО4, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
<адрес> г. Махачкалы обратился в суд с иском к Управлению МВД России по г. Махачкалы и МВД по РД о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале и об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале.
В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой города с участием специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы N по г. Махачкала ГУ МЧС России по РД проведена проверка состояния законности при содержании лиц, арестованных в административном порядке, в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале, расположенного по <адрес>, г. Махачкала.
При этом выявлены нарушения Федерального
закона "О порядке отбывания административного ареста" N от <дата>, а также Правил пожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N "О противопожарном режиме РФ".
Наружные лестницы (лестница 3-го типа), предназначенные для эвакуации людей со второго этажа здания не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: ширина марша лестницы менее 1,35 м (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; СП 1.13130-2009
п. 4.4.1);
Наружные лестницы (лестница 3-го типа), предназначенные для эвакуации людей со второго этажа здания не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: ширина проступи менее 25 см, а высота ступени - более 22 см (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; СП 1.13130-2009
п. 4.4.2);
Наружные лестницы (лестница 3-го типа), предназначенные для эвакуации людей со второго этажа здания не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: поручни и ограждения должна быть не менее 1,2 м, а в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4;
СП 1.13130-2009 п.<дата>).
В этой связи прокуратурой города в адрес начальника УМВД России по г. Махачкале <дата> внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено с участием помощника прокурора г. Махачкалы ФИО5.
Между тем, в установленные законом сроки вышеуказанные нарушения в Спецприемнике не устранены.
Выявленные нарушения свидетельствуют о противопожарной незащищенности Спецприемника УМВД России по г. Махачкале, что представляет повышенную опасность для лиц, арестованных в административном порядке, а также для сотрудников Спецприемника. Непринятие мер по их устранению может повлечь неизбежные тяжкие последствия, сопровождающиеся массовой гибелью людей и уничтожением имущества.
Изложенные выше нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения ответственными должностными лицами в УМВД России по г. Махачкале своих служебных обязанностей и игнорирования ими требований федерального законодательства.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> исковое заявление прокурора г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам УМВД г. Махачкалы, МВД по РД о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале и об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале удовлетворены, постановлено:
"признать незаконным бездействие УМВД по г. Махачкалы, Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале;
обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан и УМВД России по г. Махачкале устранить нарушения противопожарной безопасности в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале".
В апелляционной жалобе представитель МВД по РД по доверенности ФИО6 просит решение Советского районного суда г. Махачкалы отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в части требований к МВД по РД.
В обоснование жалобы указано, что согласно пункту 19 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Махачкале, утвержденного приказом МВД по Республике Дагестан от <дата> N, УМВД России по г. Махачкале является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, УМВД России по г. Махачкале является обособленным юридическим лицом, самостоятельно принимающее участие в суде в качестве истца или ответчика. Изолятор временного содержания является подразделением, входящим в структуру данного Управления.
Помимо этого, представление Прокуратуры города об устранении нарушений законодательства направлялись в адрес УМВД, а не МВД по Республике Дагестан, на которые был дан ответ за подписью начальника УМВД, о мерах, принимаемых по устранению недостатков.
Поскольку в МВД по Республике Дагестан предписание не направлялось, МВД не имело возможности устранять указанные в нем нарушения. В связи с чем, решение суда в части МВД по Республике Дагестан является необоснованным.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ОНД и ПР N г. Махачкалы УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и УМВД России по г. Махачкале явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Принимая указанное обстоятельство во внимание, руководствуясь
ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без участия представителей ОНД и ПР N г. Махачкалы УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и УМВД России по г. Махачкале.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать
Конституцию РФ и законы.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно ст. 37 названного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями
ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
ст. 20 ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Частью 2 статьи 53 названного Закона предусмотрено, что для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть, в том числе, установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
Статьей 89 названного ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Эвакуационные пути в зданиях, сооружениях и строениях и выходы из зданий, сооружений и строений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения (ч. 1 ст. 89 ФЗ от <дата> N 123-ФЗ).
Согласно ст. ст. 4, СП 1.13130-2009
п. 4.4.1) ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" наружные лестницы должны соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: ширина марша лестницы менее 1,35 м.
4.4.1. Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, не менее: (в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС России от <дата> N 639)
а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1;
б) 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого более 200 чел.;
в) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам;
г) 0,9 м - для всех остальных случаев.
Согласно ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент; о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; СП 1.13130-2009
п. 4.4.2):
- уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1; ширина проступи, как правило, не менее 25 см, а высота ступени - не более 22 см;
- уклон открытых лестниц для прохода к одиночным рабочим местам допускается увеличивать до 2:1.
Допускается уменьшать ширину проступи криволинейных парадных лестниц в узкой части до 22 см; ширину проступи лестниц, ведущих только к помещениям (кроме помещений класса Ф5 категорий А и Б) с общим числом рабочих мест не более 15 чел.,
- до 12 см.
Согласно ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4;
СП 1.13130-2009 п.<дата>):
- наружные лестницы (лестница 3-го типа), предназначенные для эвакуации людей со второго этажа здания должны соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: поручни и ограждения должна быть не менее 1,2 м, а в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м;
<дата>. поручни и ограждения в зданиях дошкольных учреждений должны отвечать следующим требованиям:
- высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м, а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития - 1,8 или 1,5 м при сплошном ограждении сеткой;
- в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.
В соответствии со
ст. 34 ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> г. Махачкалы с участием специалиста отдела надзорной деятельности и профилактической работы N по г. Махачкала ГУ МЧС России по РД в Спецприемнике УМВД России по г. Махачкале была проведена проверка соблюдения законодательства пожарной безопасности, в результате которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно установлено:
- наружные лестницы (лестница 3-го типа), предназначенные для эвакуации людей со второго этажа здания не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: ширина марша лестницы менее 1,35 м (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; СП 1.13130-2009
п. 4.4.1);
- наружные лестницы (лестница 3-го типа), предназначенные для эвакуации людей со второго этажа здания не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: ширина проступи менее 25 см, а высота ступени - более 22 см (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; СП 1.13130-2009
п. 4.4.2);
- наружные лестницы (лестница 3-го типа), предназначенные для эвакуации людей со второго этажа здания не соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности, а именно: поручни и ограждения должна быть не менее 1,2 м, а в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м (ФЗ от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4;
СП 1.13130-2009 п.<дата>).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, посчитав установленным то обстоятельство, что ответчиками не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности, что зафиксировано в ходе проведенной проверки, обоснованно возложил на ответчиков обязанность по совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Указанные выводы суда основаны на законе, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, являются правильными.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика МВД РД относительно того, что УМВД России по г. Махачкале является обособленным юридическим лицом, самостоятельно принимающим участие в суде в качестве истца или ответчика, что изолятор временного содержания является подразделением, входящим в структуру данного Управления, в связи с чем, решение суда в части МВД по Республике Дагестан является необоснованным, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 1901145 балансодержателем - собственником Спецприемника, расположенного по <адрес>, г. Махачкала, является МВД РД.
Положениями
ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.