Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2022 N 88-1757/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.10.2021 по делу N 33-1827/2021, 2-599/2020
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании недействительным решения об отказе в выплате компенсации, признании права на получение компенсации.
Обстоятельства: Травма (болезнь) заявителя, связанная с его участием в контртеррористических операциях в качестве служащего МВД России, полученная им не в период его службы ФСНК России, не является юридически значимым обстоятельством и не лишает его права на социальные гарантии (выплаты).
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.10.2021 по делу N 33-1827/2021, 2-599/2020
Категория спора: Компенсации.
Требования лица, имеющего право на компенсации и выплаты компенсационного характера: О признании недействительным решения об отказе в выплате компенсации, признании права на получение компенсации.
Обстоятельства: Травма (болезнь) заявителя, связанная с его участием в контртеррористических операциях в качестве служащего МВД России, полученная им не в период его службы ФСНК России, не является юридически значимым обстоятельством и не лишает его права на социальные гарантии (выплаты).
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 октября 2021 г. по делу N 33-1827/2021
Дело N 2-599/2020
Судья: Диамбеков Х.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Батагова А.Э.,
судей Григорян М.А. и Бесолова В.Г.,
при секретаре Г.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Р. к МВД по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, взыскании пособия, возложении обязанности постоянно действующей комиссии назначить ежемесячной денежной компенсации, взыскании денежной компенсации в размере оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) с применением коэффициента 0,3, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе А.Р. и апелляционному представлению прокурора Иристонского района г. Владикавказ РСО-Алания на решение Ленинского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 31 августа 2020 г., которым постановлено:
исковые требования А.Р. к МВД по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда об отказе в осуществлении ему выплаты Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации, предусмотренных частями 4 и 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", отраженного в протоколе N 3 от 11.06.2019 г., взыскании с МВД по Республике Крым в пользу А.Р. Единовременного пособия, предусмотренного ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в размере, установленном действующим законодательством на момент осуществления выплаты в 2020 году -... руб. 64 коп.), обязании постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда назначить А.Р. ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", взыскании с МВД по Республике Крым в пользу А.Р. Ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за период с 30.11.2017 г. по дату вступления в законную силу судебного решения в размере оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления его пенсии, с применением коэффициента 0,3 по состоянию на 01.09.2020 г. в размере задолженности -... рублей, взысканий с МВД по Республике Крым в пользу А.Р. компенсации морального вреда в размере... рублей оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Бесолова В.Г., объяснения А.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, объяснения представителя третьего лица Бюро медико-социальной экспертизы РСО-Алания Г.И., полагавшей решение подлежащим отмене, возражения по доводам жалобы и представления представителя третьего лица МВД по РСО-Алания Р., заключение прокурора Бязрова И.Ф., полагавшего решение подлежащим отмене, а иск - частичному удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания
установила:
А.Р. обратился в суд с иском к МВД по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда об отказе в осуществлении ему выплаты Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации, отраженного в протоколе N 3 от 11.06.2019 г., взыскании Единовременного пособия, обязании постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым назначить ему ежемесячную денежную компенсацию, взыскании в пользу А.Р. Ежемесячной денежной компенсации за период с 30.11.2017 г. по дату вступления в законную силу судебного решения, взыскани компенсации морального вреда в размере... рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что А.Р. проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с 07.12.2007 г. Приказом ФСКН России от 23.04.2014 г. N 173-л/с он был назначен на должность заместителя начальника первого отдела оперативной службы Регионального управления ФСКН России по Республике Крым (далее Управление). Управление упразднено, его правопреемником является МВД по РК. Приказом от 27.09.2018 г. N 3059 л/с он был уволен со службы в органах наркоконтроля и исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля, с учетом решения Ленинского районного суда г. Владикавказ от 07.08.2017 г., 02.12.2016 г. на основании п. п. 10 п. 142 (по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах наркоконтроля) Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 г. N 613.
Военно-врачебной комиссией Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по РСО-Алания" 15.03.2019 г. на основании его заявления и в соответствии с решением Ленинского районного суда г. Владикавказ от 30.10.2018 года было вынесено заключение N 418, которым А.Р. признан негодным к военной службе, а имеющиеся у него заболевания отнесены к военной травме. Бюро медико-социальной экспертизы N 9 общего профиля Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РСО-Алания" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 02.04.2019 г. повторно установило ему 3 группу инвалидности по причине военная травма (справка МСЭ-2015 В 0260750).
Из ответа председателя постоянно действующей комиссии МВД по РК с вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда Ч. N 3/198200695802, поступившего на его электронную почту 16.05.2019 г., ему стало известно, что вопросы о назначении ему Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации были рассмотрены на заседании указанной Комиссии и принято решение об обращении в Центральную комиссию МВД России по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда с целью разъяснения отдельных правовых вопросов. В письме также сообщалось, что Комиссией МВД по РК будет принято решение по его заявлению при установлении всех фактов, имеющих юридическое значение.
В письме от 13.06.2019 г. N 3/198200695802 председатель Комиссии Ч. указал, что после изучения представленных им документов принято решение об отказе в осуществлении выплат Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации со ссылкой на то обстоятельство, что военная травма получена им в период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
С решением постоянно действующей комиссии МВД по РК по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда от 11.06.2019 года об отказе в выплате единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации А.Р. не согласен.
В судебном заседании А.Р. поддержал исковые требования к МВД по РК по доводам искового заявления.
Представитель ответчика МВД по РК, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В возражениях в адрес суда просил отказать А.Р. в удовлетворении иска в связи с необоснованностью и пропуском срока обращения в суд. В возражениях также указано, что военная травма получена А.Р. в период прохождения службы во Внутренних войсках РФ, а не в органах наркоконтроля, следовательно у МВД по РК нет обязанности по выплате денежной компенсации за вред здоровью, причиненный в период прохождения военной службы.
Представитель третьего лица МВД по РСО-Алания Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований А.Р.
Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения "Главного бюро медико-социальной экспертизы по РСО-Алания" Г.И. считала требования А.Р. подлежащими удовлетворению.
Ленинским районным судом г. Владикавказ РСО-Алания 31 августа 2020 года постановлено приведенное выше решение, с которым не согласился А.Р., а также прокурор Иристонского района г. Владикавказ РСО-Алания.
В апелляционной жалобе А.Р. просит отменить решение суда и вынести новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.
В апелляционном представлении на решение прокурор Иристонского района г. Владикавказ РСО-Алания просит отменить его и принять по делу новое решение о частичном удовлетворении требований А.Р.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, А.Р. проходил военную службу во внутренних войсках МВД РФ - Северо-Кавказском военном Краснознаменном институте внутренних войск МВД РФ (СКВКИ ВВ МВД РФ) с 14.04.2000 года по 6.12.2007 г. Приказом ГК ВВ МВД РФ от 22.11.2007 г. N 158 л\с А.Р. уволен с военной службы в запас, в связи с переходом на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Приказом УФСКН РФ по РСО-Алания от 07.12.2007 г. N 118 л\с А.Р. назначен на должность помощника начальника Управления - начальника группы кадров Управления. В период с 07.12.2007 г. по 23.04.2014 г. А.Р. занимал различные должности в УФСКН РФ по РСО-Алания, а с 23.04.2014 г. по 07.07.2016 г. - в должности заместителя начальника 1 отдела оперативной службы Регионального Управления ФСКН РФ по Республике Крым. Приказом от 27.09.2018 г. N 3059 л/с он был уволен со службы в органах наркоконтроля и исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля, с учетом решения Ленинского районного суда г. Владикавказ от 07.08.2017 г., 02.12.2016 г. на основании пп. 10 п. 142 (по болезни на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах наркоконтроля) Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 г. N 613.
Военно-врачебной комиссией Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД по РСО-Алания" 15 марта 2019 года по заявлению А.Р. в сответствии с инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ было вынесено заключение N 418, которым А.Р. признан негодным к военной службе, а имеющиеся у него заболевания отнесены к военной травме.
Бюро медико-социальной экспертизы N 9 общего профиля Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РСО-Алания" Министерства труда и социальной защиты РФ 02.04.2019 г. повторно установило А.Р. 3 группу инвалидности по причине "военная травма" (справка МСЭ-2015 N 0260750).
20.04.2019 года А.Р. обратился с заявлением о назначении единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации по потере здоровья в МВД по РК, заявление зарегистрировано 22.04.2019 года. Решением комиссии от 11.06.2019 года (протокол N 3) А.Р. отказано в удовлетворении заявления, о чем ему поступило уведомление от председателя комиссии Ч. 13.06.2019 года. Основанием к отказу послужило то, что военная травма получена заявителем А.Р. в период прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации, а не органах наркоконтроля.
Отказывая в удовлетворении требований А.Р., суд первой инстанции исходил из того, что военную травму А.Р. получил, проходя военную службу во внутренних войсках МВД РФ, и оснований для выплаты ему МВД по РК единовременного пособия ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 12 Федерального Закона от 30.12.12 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не имеется. При этом указал, что решение постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда об отказе в выплате единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации А.Р. является правомерным.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами районного суда, так как они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со статьей 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления Пленума).
По смыслу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованным признается судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, а сами выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Требования приведенных норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судами первой и апелляционной инстанции не соблюдены.
Так как последним местом службы А.Р., с которого он уволен по состоянию здоровья, была Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, к спорным правоотношениям подлежит применению Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613 (далее - Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976.
Пунктом 2.1 (введен Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 года N 552 "О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 613") Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определено, что денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, обеспечение жилыми помещениями и медицинское обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и названным Положением.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 г., согласно части 1 статьи 20 этого же закона, установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе ежемесячная денежная компенсация.
Согласно части 5 статьи 12 названного закона при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: 1) в отношении инвалида I группы - 1; 2) в отношении инвалида II группы - 0,5; 3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ изложена в следующей редакции: "При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3".
Статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции указанного федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается данному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу названного федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, приведенной в части 5 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение положений части 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ приказом ФСКН России от 22 мая 2013 г. N 218 утверждены Правила выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Правила).
Из изложенных нормативных положений следует, что условия и порядок возмещения вреда здоровью, причиненного сотруднику органов по контролю за оборотом наркотических средств в связи с выполнением служебных обязанностей, урегулирован Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 г.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункты 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", частью 26 статьи 33 которого установлено, что выплаты, предусмотренные частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не выплаченные членам семей погибших (умерших) сотрудников наркоконтроля, сотрудникам упраздненной службы наркоконтроля, получившим увечье или иное повреждение здоровья, исключившие возможность дальнейшего прохождения службы, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах наркоконтроля, назначаются и производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" определены категории инвалидов в целях пенсионного обеспечения, к которым отнесены инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Так, к категории инвалидов вследствие военной травмы отнесены лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (пункт "а" статьи 21 названного закона).
В целях определения причинной связи полученных гражданами, в том числе сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах проводится военно-врачебная экспертиза, деятельность которой регламентирована Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В силу подпункта "г" пункта 3 Положения определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - прокурорские работники), а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагается на военно-врачебную комиссию.
В абзаце четвертом подпункта "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе определено, что Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях).
При этом причинная связь увечий, заболеваний с прохождением службы - "военная травма" - определяется как по прямым последствиям увечий (ранений, травм, контузии) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным во времени от увечий или заболеваний.
Из заключения военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по РСО-Алания" от 15.03.2019 г. N 418 следует, что заболевания полковника полиции в отставке А.Р., по которым он, согласно заключению ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" N 2889 от 07.12.2017 г. на основании статей 43а, 24а, 44а, 59в, 72г, 66г, 26г, 34г. графы 11 расписания болезней (приложение N 1 к Инструкции, утвержденной приказом ФСКН России от 9 января 2008 г. N 1), был признан негодным к военной службе: "Гипертоническая болезнь III стадии, степень III. риск IV. Малый ишемический инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии (от 14.04.2016 г.). Ишемический инсульт в вертебро-базилярном бассейне в виде диплопии и мозжечковой атаксии (от 20.05.2016 г.). Дисциркуляторная энцефалопатия II стадии (гипертоническая, атеросклеротическая)" - военная травма (приказ начальника СКВИ ВВ МВД России г. Владикавказ N 218 от 15.05.2003 г. "О дополнительных льготах и компенсациях военнослужащим СКВИ ВВ МВД России за период выполнения задач но ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта октябрь - ноябрь 1992 г. и на территории Северо-Кавказского легиона, прилегающего к территории Чеченской Республики"), не годен к военной службе. "Ишемическая болезнь сердца: стенокардия напряжения, ФК III. Атеросклеротический кардиосклероз. Нарушение ритма сердца по типу желудочковой и суправентрикулярной экстрасистолии. Нарушение проводимости по типу блокады левой передней ветви пучка Гиса. Н II А, ФКШ (NYHA). Хронический бескаменный холецистит, ремиссия. Мочекаменная болезнь, микролиты обеих почек без нарушения функций. Остеохондроз шейного отдела позвоночника без нарушения функций. Хроническая вертеброгенная церви кокран иалгия, ремиссия. Миопический астигматизм слабой степени правого глаза. Гиперметропия высокой степени, сложный миопический астигматизм слабой степени, амблиопия левого глаза. Очаговый туберкулез легких, фаза рассасывания. МБТ (-)" - заболевание получено в период военной службы, негоден к военной службе.
Как следует из указанного заключения ВВК, причинную связь заболевания "Гипертоническая болезнь III стадии, степень III. риск IV. Малый ишемический инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии (от 14.04.2016 г.). Ишемический инсульт в вертебро-базилярном бассейне в виде диплопии и мозжечковой атаксии (от 20.05.2016 г.). Дисциркуляторная энцефалопатия II стадии (гипертоническая, атеросклеротическая)", на основании которого А.Р. признан негодным к службе в ФСНК России (военной службе), комиссия признала военной травмой в связи с тем, что оно возникло в период выполнения им задач, отнесенных к выполнению задач по ликвидации Осетино-Ингушского конфликта октября - ноября 1992 года.
При этом, как следует из справки МСЭ-2015 N 0260750 Бюро медико-социальной экспертизы N 9 общего профиля Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РСО-Алания" Министерства труда и социальной защиты РФ от 02.04.2019 г., А.Р. повторно установлена 3 группа инвалидности по причине "военная травма".
Исходя из системного толкования приведенных выше норм материального права регулирующих спорные правоотношения, следует, что если заболевание, на основании которого служащий (сотрудник) признан негодным к прохождению службы, возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), то военно-врачебной комиссией выносится заключение с формулировкой "военная травма", что свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы или службы в иных органах, в том числе в органах наркоконтроля.
Следовательно то обстоятельство, что травма (болезнь) заявителя А.Р., связанная с его участием в контртеррористических операциях в качестве служащего ВВ МВД России (до перевода в ФСНК России), получена не в период его службы ФСНК России, не является юридически значимым обстоятельством и не лишает его права на социальные гарантии (выплаты), предусмотренные частями 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Кроме того согласно ст. 1 Федеральному закону от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ", действовавшему на дату увольнения А.Р. из ФСНК России (до 2016 г.), внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Следовательно положения Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и страховые гарантии, установленные частями 4, 5 ст. 12 закона подлежат непосредственному применению к настоящим спорным отношениям.
В связи с этим коллегия находит выводы суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между имеющимися у А.Р. заболеваниями и выполнением им служебных обязанностей, а также о законности решения постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда, отраженном в протоколе N 3 от 11.06.2019 года об отказе в выплате единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации А.Р. неверным
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, А.Р. обратился в МВД по Республике Крым с заявлением о назначении Единовременного пособия и Ежемесмячных выплат, которое зарегистрировано в МВД по РК 22.04.2019 года. К заявлению приложены все предусмотренные законом документы. Решением постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда от 11.06.2019 года (протокол N 3) пенсионеру ОВД, бывшему заместителю начальника отдела оперативной службы Регионального управления ФСНК России по РК А.Р. отказано в выплате Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации. Основанием к отказу послужило то обстоятельство, что военная травма получена А.Р. в период прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ.
На основании приведенных выше норм материального права, регулирующих рассматриваемые спорные правоотношения, и анализа представленных в материалах дела доказательств судебная коллегия приходит к выводу о том, что А.Р. имеет право на получение Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации, предусмотренных частями... 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и решение постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда от 11.06.2019 года об отказе А.Р. в выплатах является незаконным. МВД по Республике Крым надлежит назначить истцу А.Р. Ежемесячную денежную компенсацию, выплатить ему Единовременное пособие и задолженность по Ежемесячной денежной компенсации.
Рассмотрев представленные сторонами в суд апелляционной инстанции расчеты по Единовременному пособию и Ежемесячной денежной компенсации и проверив их, коллегия находит расчет Единовременного пособия и Ежемесячной компенсации, представленный истцом, верным. Расчет МВД по Республике Крым Единовременного пособия ошибочен в связи с тем, что неверно, в размере 1,005, указан коэффициент инфляции, установленный Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 года в размере 1,055. В части Ежемесячной денежной компенсации расчеты ответчика совпадает с расчетом, представленным А.Р.
На дату вынесения решения судом первой инстанции (31.08.2020 года) размер Единовременного пособия с учетом ежегодной индексации в соответствии с Постановлениями Правительства РФ составляет 2... рубль 64 копейки.
Так как выплата Ежемесячной денежной компенсации осуществляется по заявлению заинтересованного лица, то задолженность МВД по Республике Крым надлежит определить за период с 22.04.2019 года (дата регистрации заявления А.Р. о выплате ежемесячной компенсации) по 31.08.2020 года (дата вынесения решения судом первой инстанции). За указанный период задолженность по Ежемесячной денежной компенсации составляет 208 915 рублей. Требование А.Р. о взыскании задолженности по Ежемесячным платежам за период с 30.11.2017 года по 21.04.2019 года удовлетворению не подлежит.
Разрешая требование А.Р. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, судебная коллегия, руководствуется положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 151 и гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Суд апелляционной инстанции, определив, что отказ МВД по Республике Крым в выплате Единовременного пособия и Ежемесячной компенсации А.Р. незаконен, находит требования последнего о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере... руб. подлежащими частичному удовлетворению.
Определяя размер суммы компенсации, коллегия принимает во внимание степень вины должностных лиц МВД по РК, характер физических и нравственных страданий истца и индивидуальных особенности последнего.
Как следует из материалов дела, заявление А.Р. к МВД по Республике Крым о выплате Единовременного пособия и Ежемесячной компенсации было рассмотрено в течение одного месяца, однако отказ в его удовлетворении был незаконен, что причинило А.Р., являющемуся инвалидом третьей группы (сердечно-сосудистое заболевание), нравственные страдания, при этом суду не представлены доказательства, свидетельствующие об ухудшении здоровья А.Р. в связи с неправомерными действиями ответчика.
На основании изложенного, принимая во внимание принцип разумности и справедливости принимаемых компенсационных мер, судебная коллегия считает правильным взыскание в пользу А.Р. денежной компенсации морального вреда в размере... рублей.
Таким образом коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска А.Р. к МВД по Республике Крым, о признании незаконным и отмене решения постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда, об отказе в осуществлении А.Р. выплаты Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации, взыскании с МВД по РК в пользу истца... руб. 64 коп. и задолженности по Ежемесячной денежной компенсации за период с 22.04.2019 года по 31.08.2020 года в размере... рублей, а также денежную компенсацию морального вреда в размере... рублей, возложить на постоянно действующую комиссию МВД по РК по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда обязанность назначить А.Р. Ежемесячную денежную компенсацию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 31 августа 2020 года отменить и принять по делу новое решение.
исковые требования А.Р. к МВД по Республике Крым удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение постоянно действующей комиссии МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда об отказе в осуществлении выплаты А.Р. Единовременного пособия и Ежемесячной денежной компенсации, отраженное в протоколе комиссии N 3 от 11.06.2019 г.
Взыскать с МВД по Республике Крым в пользу А.Р. Единовременное пособие в размере... рубль 64 копейки.
Возложить на постоянно действующую комиссию МВД по Республике Крым по вопросам выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имущественного вреда обязанность назначить А.Р. ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Взыскать с МВД по Республике Крым в пользу А.Р. задолженность по Ежемесячной денежной компенсации за период с 22.04.2019 года по 31 августа 2020 года в размере... рублей.
Взыскать с МВД по Республике Крым в пользу А.Р. компенсацию морального вреда в размере... рублей.
В остальной части исковых требований А.Р. к МВД по Республике Крым отказать.
Апелляционную жалобу А.Р. удовлетворить частично.
Апелляционное представление прокурора Иристонского района г. Владикавказ РСО-Алания удовлетворить.
Председательствующий
А.Э.БАТАГОВ
Судьи
М.А.ГРИГОРЯН
В.Г.БЕСОЛОВ
Определение 13.11.2021