Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2022 по делу N 88-10076/2022 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 08.07.2022 по делу N 33-5358/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что в спорный период он не работал в государственной федеральной противопожарной службе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 08.07.2022 по делу N 33-5358/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии досрочно; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что в спорный период он не работал в государственной федеральной противопожарной службе.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2022 г. по делу N 33-5358-22г.
Судья Шихгереев Г.И.
УИД 05RS0042-01-2022-000825-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Хавчаева Х.А.,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Алиевой Э.З.,
при секретаре судебного заседания М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 06 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя ГУ-ОПФР по РД по доверенности Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
А. обратился с иском к ГУ-ОПФ РФ по РД от 18.12.2020 г. с требованием о признании незаконным решения комиссии УОПФ РФ по РД от 01.02.2022 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, об обязании зачесть период его работы в должности пожарного и командира отделения в ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" с 01.01.2012 года в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости, с даты обращения, то есть с 20.01.2022 г.
Требования мотивированы тем, что при появлении права на досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, проработавшему в Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти более 25 лет и достигшему на момент обращения возраста более 50 лет, он обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ в Табасаранском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, приложив все необходимые документы.
Решением ответчика от 01 февраля 2022 г. ему отказали в назначении досрочной страховой пенсии, не приняв период его работы в ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" с 01.01.2012 года во внимание при определении права на досрочную страховую пенсию по старости, ссылаясь на то, что согласно списку N 2 от 26.01.1991 года N 10 право на досрочное назначение страховой пенсии имеют граждане, проработавшие в Государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных служб" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий.
Считает отказ ответчика в назначении ему досрочной страховой пенсии незаконным, так как для подтверждения периода его стажа работы, наряду с другими документами, были представлены трудовая книжка, где указывается, что он с 05.09.1994 года по настоящее время работает в пожарной части N 23 в с. Хучни в должности пожарного и командира отделения, а также справка с места работы, уточняющая особый характер работы, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, где устанавливается, что на 15 января 2022 года стаж работы у него составляет 25 лет 1 месяц 8 дней.
В своем решении об отказе в назначении пенсии ответчик ссылается на то, что ФГКУ "Отряд противопожарной службы по Республике Дагестан" не предусмотрен в списке N 2 организаций (учреждений) дающих право на досрочное назначение пенсии. Считает отказ незаконным, поскольку, согласно приказа ГУ-МЧС России по РД от 27.12.2011 года N 353 имело место только переименование учреждения, тогда как он продолжал работать в должности пожарного, характер его работы и должностные обязанности не изменились.
Таким образом, ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по РД" в котором он работает в спорный период в должности водителя и командира отделения, относится к структуре федеральной противопожарной службы, вследствие чего период работы с 01.01.2012 года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Факт работы на должности государственной противопожарной службы с 05.09.1994 года подтверждается записями в трудовой книжке и справкой с места работы от 13.01.2022 года.
Решением Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 06 апреля 2022 года постановлено:
"Иск А. удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение Управления ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан N 220000013758 /10611/22 от 01.02.2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии А. в части отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его работы в должности пожарного и командира отделения ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" (код-11442) с 01.01.2012 года.
Возложить на ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан обязанность зачесть период работы А. в должности пожарного и командира отделения в ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" с 01.01.2012 года в специальный страховой стаж для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан назначить А. досрочную страховую пенсию по старости со дня его обращения за назначением пенсии, то есть с 20.01.2022 г."
В апелляционной жалобе представителя ГУ-ОПФР поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица А., период работы с 01.10.2011 г. по 31.12.2011 г. проходит как обычные условия труда и данный период не подлежит включению в льготный стаж, поскольку отсутствуют коды особых условий труда. А при исключении указанного периода у истца отсутствует необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Досрочное назначение страховой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение страховой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может быть, вопреки утверждению заявителя расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных служба субъектов Российской Федерации.
Извещенный надлежаще, истец в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
При рассмотрении настоящего дела приведенные выше требования закона не соблюдены.
Как усматривается из материалов дела, решением Отдела установления пенсий N 1 в Табасаранском районе от 01.02.2022 года за N 220000013758/10611/22 А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что период его работы с 01.01.2012 года не может быть принят во внимание при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тем, что согласно СПИСКУ N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, право на досрочное назначение страховых пенсий имеют граждане, проработавшие в Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и в его (истцу) случае ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" не предусмотрен в Списке N 2 должностей, имеющих право на досрочное назначение страховых пенсий.
Удовлетворяя заявленные истцом требования и, признавая оспариваемое решение Управления ОПФ РФ по РД в Табасаранском районе незаконным, суд посчитал, что стаж работы А. с 01.01.2012 года в качестве командира отделения - (код 23450) в пожарно-спасательной части N 23 ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" следует включить в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии и возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости, ссылаясь на следующие обстоятельства:
В соответствии с записями в трудовой книжке, А. имеет следующую трудовую деятельность:
приказом N 93 от 05.09.1994 года принять на должность пожарника ПУ-23 с. Хучни;
приказом N 1309 от 09.11.2001 года с 01.01.2002 года переведен на должность пожарного АУ-23 с. Хучни УГПС МЧС РФ по РД согласно Указу Президента РФ;
приказом N 52 от 02.07.2007 г. переведен на должность командира отделения ПЧ-23 по охране с. Хучни ОГПС МЧС России по РД;
приказом за N 508 от 28.08.2008 года "ГУ Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России" реорганизован в Государственное учреждение" Центр Управления силами Федеральной противопожарной службы по РД;
приказом за N 5 от 21.01.2009 года назначен на должность командира отделения в ПЧ-23 ЦУС ФПС по РД с. Хучни;
Приказом ГУ "Отряд ФПС по Республике Дагестан" от 01.11.2010 г. N 79-К принят в пожарную часть N 23 на должность командира отделения в порядке перевода;
Приказом ГУ "Отряд ФПС по Республике Дагестан" от 14.12.2010 г. N 93 переведен на должность пожарного ПЧ N 23;
С 01.01.2012 года ГУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" переименовано в федеральной государственное казенное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" (основание приказ ГУ МЧС России по РД от 27.12.2011 г. N 353);
Приказом ФГКУ "Отряд ФПС по РД" от 01.01.2013 г. N 129 присвоена квалификация пожарного третьего класса;
Приказом ФГКУ "Отряд ФПС по РД" от 30.10.2015 г. N 139 присвоена квалификация пожарного второго класса;
Приказом ФГКУ "Отряд ФПС по РД" от 30.12.2019 г. N 127-К трудовой договор прекращен в связи с переводом работника с его согласия на работу к другому работодателю, п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Как указал представитель ответчика, периоды работы истца до 01.01.2012 года зачтены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, считает не подлежащим включению в данный стаж период работы с 01.01.2012 года в ФКГУ "Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" по указанным в решении комиссии от 01.02.2022 года основаниям, и кроме того, считает, что данный отряд не входит в Государственную противопожарную службу (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимая для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на работе по выслуге лет работников в должностях ГПС в соответствии со ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 17.11.2020 года N 259, выданной Федеральным государственным казенным учреждением "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" следует, что А. действительно работает в системе Государственной противопожарной службы - пожарно-спасательной части N 23 в качестве пожарного) - (код 16781) и командира отделения код 23450 года с 05.09.1994 (приказ УГПС МВД РД от 05.09.1994 года за N 93) по 31.12.2019 (приказ ФГКУ "Отряд ФПС по Республике Дагестан" от 30.12.2019 г. N 127-К) и по настоящее время и стаж работы по состоянию на 15.01.2022 года составляет 25 лет 01 месяцев и 11 дней за вычетом исключенного согласно примечанию N 2 периода работы в составе СЧС Дагестана с 01.04.2005 года по 30.06.2007 г.
Не соглашаясь с этими доводами ответчика, суд в решении сослался на то, что согласно СПИСКУ N 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 право на досрочное назначение страховых пенсий имеют граждане, проработавшие в Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в его (истцу) случае ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" не предусмотрен в Списке N 2 должностей, имеющих право на досрочное назначение страховых пенсий, является неосновательным, поскольку данный СПИСОК N 2 к рассматриваемым правоотношениям не применяется.
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором указаны должности пожарного и командира отделения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437. Отсюда следует, что включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено.
Ответчик оспаривают стаж работы истца за период с 01.01.2012 года, также полагая, что в данный период он работал в пожарной части N 23 в Табасаранском районе ФГКУ "Отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан", считая их противопожарными службами субъекта Российской Федерации, то есть Республики Дагестан. При этом указывает на отличия деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы от деятельности сотрудников субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда, основанными на неправильном применении закона, исходит при этом из следующих норма закона.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
На основании ч. 3 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу п. п. 18 ст. 27 Федерального Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входит федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385 "О федеральной противопожарной службе", федеральная противопожарная служба входит в систему Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, право на досрочное назначение пенсии имеют лица, проработавшие не менее 25 лет в должностях именно федерального органа исполнительной власти - Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб).
Судом первой инстанции перечисленные положения закона применены не были, что привело к принятию неверного решения. Такое судебное постановление подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств и того, что истец в спорный период действительно работал в системе Государственной противопожарной службы - пожарно-спасательной части N 23 в качестве пожарного) - (код 16781) и командира отделения код 23450 года с 05.09.1994 (приказ УГПС МВД РД от 05.09.1994 года за N 93) по 31.12.2019 (приказ ФГКУ "Отряд ФПС по Республике Дагестан" от 30.12.2019 г. N 127-К) и по настоящее время и стаж работы по состоянию на 15.01.2022 года составляет 25 лет 01 месяцев и 11 дней за вычетом исключенного согласно примечанию N 2 периода работы в составе СЧС Дагестана с 01.04.2005 года по 30.06.2007 г., в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отказе во включении в специальный стаж спорного периода работы истца, поскольку правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть, исключительно сотрудники федеральной противопожарной службы, к каковым истец в спорный период не относился.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
При рассмотрении требований о включении в стаж истца работы, дающей право на назначение досрочной пенсии периода работы в противопожарной службе - пожарно-спасательной части N 23 в качестве пожарного) - (код 16781) и командира отделения код 23450 года с 05.09.1994 (приказ УГПС МВД РД от 05.09.1994 года за N 93) по 31.12.2019 (приказ ФГКУ "Отряд ФПС по Республике Дагестан" от 30.12.2019 г. N 127-К) и по настоящее время, и отказывая в их удовлетворении, судебная коллегия исходит из того, что действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж для назначения досрочной пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 06 апреля 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований А. к Управлению ГУ-Отделения Пенсионного фонда России по Республике Дагестан о признании незаконным решения от 01.02.2022 года об отказе в назначении А. досрочной страховой пенсии, обязании зачесть период его работы в должности пожарного и командира отделения в ФГКУ "Отряд федеральной противопожарной службы по Республике Дагестан" с 01.01.2012 года в специальный страховой стаж для назначения ему досрочной страховой пенсии и обязании назначить А. досрочную трудовую пенсию по старости, с даты обращения, отказать.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2022 г.