Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 30.10.2018 по делу N 33-5670/2018
Требование: О признании бездействия исправительного учреждения незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, что представляет угрозу жизни и безопасности осужденных и должностных лиц учреждения.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 30.10.2018 по делу N 33-5670/2018
Требование: О признании бездействия исправительного учреждения незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, что представляет угрозу жизни и безопасности осужденных и должностных лиц учреждения.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2018 года
Судья Камалов Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.М.,
судей Гасановой Д.Г. и Абдуллаева М.К.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ФКУ ИК-7 УФСИН РФ по РД А.Р.С. на решение Кумторкалинского районного суда РД от <дата>, которым постановлено:
Иск Махачкалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ РД в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать не соответствующим закону бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония N УФСИН России по РД, выразившееся в не обеспечении пожарной безопасности зданий ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД, расположенных по адресу: РД, <адрес>.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N УФСИН России по РД устранить в полном объеме нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выявленные <дата> Махачкалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ РД и ОНД и ПР МЧС России по РД N по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения представителя ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД А.Р.Ф., представителя УФСИН России по РД - М., просивших удовлетворить апелляционную жалобу, представителя ОНД и ПР ГУ МЧС России по РД N по <адрес> - А.Р.М., прокурора Отдела прокуратуры РД - Гаджимагомедова М.Г., просивших апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Махачкалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения Федерального противопожарного законодательства.
Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной с привлечением специалиста ОНД и ПР ГУ МЧС России по РД N по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД выявлены грубые нарушения Федеральных законов от <дата>
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от <дата> N-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил пожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N от <дата>, что представляет угрозу жизни и безопасности осужденных и должностных лиц учреждения.
Просит признать не соответствующим закону бездействие ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД, выразившееся в не обеспечении пожарной безопасности зданий, расположенных по адресу: РД, <адрес>, и обязать его устранить в полном объеме выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальника ФКУ ИК-7 УФСИН РФ по РД А.Р.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Он указывает, что судом не дана надлежащая оценка представленным в суд доказательствам на предмет их законности и допустимости.
В нарушение требований Федерального
закона "О прокуратуре РФ" прокуратурой решение о проведении проверки не вынесено, руководитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан с ним под роспись не ознакомлен.
В целях обеспечения требований пожарной безопасности в учреждении имеется пожарная часть, состоящая из 5 аттестованных сотрудников.
Начальником пожарной части, с подчиненными сотрудниками, ежедневно производят обходы объектов учреждения на предмет соответствия их требованиям пожарной безопасности, работоспособности АПС (автоматической пожарной сигнализации), наличия неисправных датчиков и оборудования.
В случае обнаружения неисправного оборудования, составляется акт, рапортом докладывается об этом начальнику учреждения, проводится служебная проверка, принимаются безотлагательные меры к замене неисправного оборудования на новое. Учреждением для этого направляются служебные письма в адрес вышестоящей организации с просьбой выделить бюджетные средства.
Обязанность руководителя обеспечить пожарную безопасность закреплена в законе. Но в других Федеральных законах закреплена обязанность руководителя организации соблюдать порядок выполнения своих обязанностей. Так, в соответствии с требованиями Федерального
закона от <дата> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрен порядок закупки товаров, работ и услуг (приобретение пожарной сигнализации и другого оборудования для обеспечения пожарной безопасности). Законом запрещается заключение государственных контрактов и принятие обязательств по ним при отсутствии на счету денежных средств. Руководством ФКУ ИК-7 УФСИН по РД сделано все от него завозящее для организации работы по обеспечению объектов учреждения пожарной безопасностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что помощником Махачкалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ РД с привлечением специалиста ОНД и ПР ГУ МЧС России по РД N по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД.
При проверке в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД выявлены нарушения Федеральных законов от <дата>
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от <дата> N-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N от <дата>, а именно:
- в помещении кладовой вблизи продовольственного склада соединительные линии (кабеля) пожарной сигнализации проложены, открыто, не в коробах;
- система и средства противопожарной защиты в помещении приема, передачи (автоматические установки пожарной сигнализации) содержатся в неисправном состоянии, а также не организована проверка работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта не реже 1 раза в квартал с оформлением соответствующего акта проверки;
Помещения столярного, сувенирного, обувного, деревообрабатывающего цехов, склада хранения готовой продукции, котельной, производственных цехов NN, 9, 13-17 не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации;
- в указанных помещениях, а также помещениях отрядов NN, 6-10 не обеспечено устранение нарушений огнезащитных покрытий (строительных конструкций, горючих отделочных материалов), не осуществлена проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки);
- в указанных помещениях, а также в медчасти, здании ШИЗО_ПКТ, дежурной части, помещении психологической разгрузки, здании образовательной школы, столовой, помещениях отрядов NN, 2, 8, 10 не организована проверка работоспособности систем и средств противо-пожарной защиты (АПС) объекта не реже 1 раза в квартал с оформлением соответствующего акта проверки (не заключены договора на обслуживание);
- отряды NN,6,7,9 не обеспечены 2-м эвакуационным выходом, ведущим в безопасное место;
- на полу, на путях эвакуации в отрядах и административном здании не предусмотрен пандус с уклоном не более 1:6; - по всему периметру кровли двухэтажного здания отряда не установлены ограждения;
- в административном корпусе автоматическая установка пожарной сигнализации и системы оповещения людей содержатся в неисправном состоянии, а также не организована проверка работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта не реже 1 раза в квартал с оформлением соответствующего акта проверки; наружные лестницы в отрядах (или их части) не имеют ограждения и перила;
отсутствует журнал учета инструктажей по пожарной безопасности; не обеспечено наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в дневное и ночное время;
- учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется в специальном журнале;
- не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы не проводятся не реже 1 раза в год;
- не обеспечивается исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов;
не обеспечивается укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу;
- запоры на двери второго эвакуационного выхода в административном здании и столовой не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, закрыто снаружи;
- допускается размещение мебели и металлической трубы на путях эвакуации в административном здании;
- двери второго эвакуационного выхода административного здания открываются не по направлению к выходу;
- в административном здании отсутствуют перила лестничного марша на пути эвакуации;
- отсутствуют документы, подтверждающие факт прохождения занятий по программам пожарно-технического минимума с отрывом от работы руководителя и лица, ответственного за пожарную безопасность учреждения, в организации, оказывающей в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности;
- обшивка стен на путях эвакуации КПП выполнена из горючего материала;
- наружные лестницы (или их части) в медчасти не имеют ограждения и перила;
- не обеспечивается проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты;
- двери второго эвакуационного выхода в комнате воспитательной работы закрыты снаружи и открываются не по направлению к выходу; на окнах установлены глухие металлические решетки; не соблюдаются сроки перезарядки огнетушителей.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются справками начальника ОНД и ПР МЧС России по РД N по <адрес>, Кизилюртовскому и <адрес>м N от <дата> и помощника Махачкалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ РД А.Б. от <дата> о результатах проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности.
Доказательства, опровергающие доводы истца, наличие указанных выше нарушений требований пожарной безопасности, ответчиком в суд не представлены.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание то, что эксплуатация зданий ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД с нарушением правил пожарной безопасности представляет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как осужденных, так и должностных лиц ФКУ ИК-7 УФСИН России по РД, суд первой инстанции правильно удовлетворил исковые требования прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка проведена в нарушение требований Федерального
закона "О прокуратуре РФ", прокуратурой решение о проведении проверки не вынесено, руководитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Дагестан с ним под роспись не ознакомлен, в целях обеспечения требований пожарной безопасности в учреждении имеется пожарная часть, состоящая из 5 аттестованных сотрудников, начальником пожарной части с подчиненными сотрудниками, которыми ежедневно производятся обходы объектов учреждения на предмет соответствия их требованиям пожарной безопасности, несостоятельны.
Кроме того, в целях приведения в соответствие с требованиями противопожарного законодательства объектов учреждения в адрес УФСИН России по Республике Дагестан были направлены многочисленные заявки, бездействие со стороны ответчика не имеет места, несостоятельны.
В соответствии с
ч. 1 ст. 56 ГПК РПФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства, опровергающие доводы искового заявления ответчиком в суд не представлены.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кумторкалинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.