Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 25.09.2019 по делу N 33-7361/2019
Требование: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства.
Обстоятельства: Прокурор указал на то, что органами местного самоуправления и образовательными организациями не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений и законодательства о пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 25.09.2019 по делу N 33-7361/2019
Требование: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства.
Обстоятельства: Прокурор указал на то, что органами местного самоуправления и образовательными организациями не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений и законодательства о пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2019 г. по делу N 33-7361/2019
Судья: Паков Н.Н.
УИД 26RS0029-01-2019-003048-68
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.,
судей: Криволаповой Е.А., Киселева Г.В.,
при секретаре судебного заседания: К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г. Пятигорска - О. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 04 июля 2019 года по гражданскому делу по иску первого заместителя прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Пятигорска, муниципальному учреждению "Управление образования администрации г. Пятигорска", муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 27 г. Пятигорска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся и законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, а также о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.,
установила:
Согласно исковому заявлению, прокуратурой г. Пятигорска, во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с трагическими событиями, произошедшими 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже, проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в образовательных организациях г. Пятигорска.
Как показала проверка, органами местного самоуправления и образовательными организациями не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений и законодательства о пожарной безопасности. Согласно п. п. 7.1, 13 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2008 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с
п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с
пп. 2 ч. 6 ст. 28 Федеральным законом N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных организаций. В силу
ч. 7 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Согласно
п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В соответствии с
п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В силу
ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Во исполнение вышеуказанных требований законодательства
постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Согласно
пп. "г" п. 18 и
пп. "е" п. 20 постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N 1235 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) и пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. В соответствии с
п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N 1235 в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как показала проверка, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа N 27 г. Пятигорска (далее - МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска), расположенном по адресу: г. Пятигорск, ул. ***, охрана осуществляется частным охранным предприятием в дневное время за счет родительских средств. Кроме того, в соответствии со
ст. ст. 1,
3,
19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами, которая в том числе обеспечивается органами местного самоуправления и организациями, принимающими участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно
ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Исходя из положений
ст. 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в случае если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В ходе проведения совместной проверки с представителями ОНД и ПР по городам Пятигорск, Железноводск, Л. выявлены нарушения требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 123);
Постановления Правительства от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР в РФ); "
СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), а именно:
- пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) не работает в кабинете N 4 (музыкальных дисциплин), чем нарушены требования ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83; ППР в РФ
п. 61;
- отсутствуют пожарные извещатели АУПС: кладовая (левое крыло 2 этаж); тренерская (2 этаж), библиотека (2 этаж), лаборантская, чем нарушены требования ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83;
п. 13.3.8; приложение А,
таблица А.1 СП 5.13130.2009;
- применены тепловые пожарные извещатели во вспомогательных помещениях класса хореографии, чем нарушены требования
п. А.3 приложения А СП 5.13130.2009;
- отсутствует световой оповещатель "Выход" на эвакуационных дверях следующих выходов: библиотека; кабинет N 5 (2 этаж); двери левой лестничной клетки; варочный цех, медицинский пункт; двери правой лестничной клетки, чем нарушены требования
п. 5.3 СП 3.13130.2009;
- двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания в следующих помещениях: 2 этаж все эвакуационные двери; 1 этаж двери напротив основного эвакуационного выхода; 1 этаж правое крыло, эвакуационный выход из коридора, чем нарушены требования
п. 4.2.6 СП 1.13130.2009; п. 36 "ж" ППР в РФ.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников и сотрудников учреждения. Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников школы и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую безопасность и пожарную безопасность, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения жизни и здоровья учащихся и учителей образовательного учреждения. Поступающие в прокуратуру города обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о ненадлежащем финансировании органами местного самоуправления и образовательными организациями мероприятий в том числе и при обеспечении охраны образовательных организаций и обеспечения пожарной безопасности. Прокуратурой города в 2019 году главе города вносилось представление об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений, которое было рассмотрено с участием главы города Пятигорска и удовлетворено, при этом до настоящего момента муниципальным общеобразовательным учреждениями города и органами местного самоуправления не приняты должные меры по обеспечению Учреждения круглосуточной охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета и не в полном объеме устранены нарушения требований пожарной безопасности. Таким образом, администрацией города, которая является учредителем образовательных учреждений, не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательных учреждений.
По изложенным основаниям, первый заместитель прокурора г. Пятигорска в исковом заявлении просил суд признать бездействие администрации г. Пятигорска и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 27 г. Пятигорска, в части не обеспечения МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска круглосуточной охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета и не устранения нарушений требования
п. 21,
п. 108 ППР в РФ; ППР в РФ
п. 23; ППР в РФ
п. 37 1); ФЗ 123
ст. 83; СПАУПЗ 5.13130.2009; ППР в РФ п. 61;
п. 7 ППР в РФ;
п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2001;
ГОСТ Р 12.2.143-2009;
ГОСТ 12.1.004;
п. 24 ППР в РФ, - незаконным. Возложить на администрацию г. Пятигорска обязанность в срок до 01.09.2019 обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска" для заключения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 27 г. Пятигорска, расположенным по адресу: г. Пятигорск, ул. ***, договора об осуществлении круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и установки система оповещения и устранить нарушения требований ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83; ППР в РФ
п. 61; ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83;
п. 13.3.8; приложение А,
таблица А.1 СП 5.13130.2009;
п. А.3 приложения А СП 5.13130.2009;
п. 5.3 СП 3.13130.2009;
п. 4.2.6 СП 1.13130.2009; п. 36 "ж" ППР в РФ, выразившихся в следующем: пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) не работает в кабинете N 4 (музыкальных дисциплин); отсутствуют пожарные извещатели АУПС: кладовая (левое крыло 2 этаж); тренерская (2 этаж), библиотека (2 этаж), лаборантская; применены тепловые пожарные извещатели во вспомогательных помещениях класса хореографии; отсутствует световой оповещатель "Выход" на эвакуационных дверях следующих выходов: библиотека; кабинет N 5 (2 этаж); двери левой лестничной клетки; варочный цех, медицинский пункт; двери правой лестничной клетки; двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания в следующих помещениях: 2 этаж все эвакуационные двери; 1 этаж двери напротив основного эвакуационного выхода; 1 этаж правое крыло, эвакуационный выход из коридора. Возложить на МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска" обязанность не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 27 г. Пятигорска в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и устранить нарушения требований ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83; ППР в РФ
п. 61; ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83;
п. 13.3.8; приложение А,
таблица А.1 СП 5.13130.2009;
п. А.3 приложения А СП 5.13130.2009;
п. 5.3 СП 3.13130.2009;
п. 4.2.6 СП 1.13130.2009; п. 36 "ж" ППР в РФ, а именно: пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации привести в рабочее состояние в кабинете N 4 (музыкальных дисциплин); установить пожарные извещатели АУПС в следующих помещениях: кладовая (левое крыло 2 этаж); тренерская (2 этаж), библиотека (2 этаж), лаборантская; установить световой оповещатель "Выход" на эвакуационных дверях следующих выходов: библиотека; кабинет N 5 (2 этаж); двери левой лестничной клетки; варочный цех, медицинский пункт; двери правой лестничной клетки; двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания в следующих помещениях: 2 этаж все эвакуационные двери; 1 этаж двери напротив основного эвакуационного выхода; 1 этаж правое крыло, эвакуационный выход из коридора.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 04 июля 2019 года исковое заявление первого заместителя прокурора г. Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Пятигорска, МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска", МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся и законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, а также о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности - удовлетворены частично. Суд первой инстанции постановил признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска в части не обеспечения МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска круглосуточной охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета и не устранения нарушений требования
п. 21,
п. 108 ППР в РФ; ППР в РФ
п. 23; ППР в РФ
п. 37 1); ФЗ 123
ст. 83; СП АУПЗ 5.13130.2009; ППР в РФ
п. 61;
п. 7 ППР в РФ;
п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2001;
ГОСТ Р 12.2.143-2009;
ГОСТ 12.1.004;
п. 24 ППР в РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции возложил на администрацию г. Пятигорска обязанность в срок до конца 2019 года обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска" для заключения с МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска, расположенным по адресу: г. Пятигорск, ул. ***, договора об осуществлении круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и установки система оповещения и устранить нарушения требований ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83; ППР в РФ
п. 61; ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83;
п. 13.3.8; приложение А,
таблица А.1 СП 5.13130.2009;
п. А.3 приложения А СП 5.13130.2009;
п. 5.3 СП 3.13130.2009;
п. 4.2.6 СП 1.13130.2009; п. 36 "ж" ППР в РФ, выразившихся в следующем: пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) не работает в кабинете N 4 (музыкальных дисциплин); отсутствуют пожарные извещатели АУПС: кладовая (левое крыло 2 этаж); тренерская (2 этаж), библиотека (2 этаж), лаборантская; применены тепловые пожарные извещатели во вспомогательных помещениях класса хореографии; отсутствует световой оповещатель "Выход" на эвакуационных дверях следующих выходов: библиотека; кабинет N 5 (2 этаж); двери левой лестничной клетки; варочный цех, медицинский пункт; двери правой лестничной клетки; двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания в следующих помещениях: 2 этаж все эвакуационные двери; 1 этаж двери напротив основного эвакуационного выхода; 1 этаж правое крыло, эвакуационный выход из коридора.
Также, возложил на МУ "Управление образования администрации г. Пятигорска" обязанность не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска; и обязал МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска в течение 3 месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и устранить нарушения требований ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83; ППР в РФ
п. 61; ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83;
п. 13.3.8; приложение А,
таблица А.1 СП 21 5.13130.2009;
п. А.3 приложения А СП 5.13130.2009;
п. 5.3 СП 3.13130.2009;
п. 4.2.6 СП 1.13130.2009; п. 36 "ж" ППР в РФ, а именно: пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) привести в рабочее состояние в кабинете N 4 (музыкальных дисциплин); установить пожарные извещатели АУПС в следующих помещениях: кладовая (левое крыло 2 этаж); тренерская (2 этаж), библиотека (2 этаж), лаборантская; установить световой оповещатель "Выход" на эвакуационных дверях следующих выходов: библиотека; кабинет N 5 (2 этаж); двери левой лестничной клетки; варочный цех, медицинский пункт; двери правой лестничной клетки; двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания в следующих помещениях: 2 этаж все эвакуационные двери; 1 этаж двери напротив основного эвакуационного выхода; 1 этаж правое крыло, эвакуационный выход из коридора.
При этом, в удовлетворении искового требования о признании незаконным бездействия МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска, в части не обеспечения МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска круглосуточной охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета и не устранения нарушений требования
п. 21,
п. 108 ППР в РФ; ППР в РФ
п. 23; ППР в РФ
п. 37 1); ФЗ 123
ст. 83; СП АУПЗ 5.13130.2009; ППР в РФ
п. 61;
п. 7 ППР в РФ;
п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2001;
ГОСТ Р 12.2.143-2009;
ГОСТ 12.1.004;
п. 24 ППР в РФ - суд первой инстанции отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика администрации г. Пятигорска - О. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что заместитель прокурора изначально не имеет оснований выдвигать требования к ответчику, исходя из характера спора. Обращает внимание на то, что в иске не указаны конкретные лица, чьи права и свободы были нарушены, а также не приведено обстоятельств, указывающих на причины, которые препятствовали бы указанным лицам самостоятельно обратиться за защитой нарушенных прав. Полагает, что заявляя такие требования, прокурор г. Пятигорска возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что исходя из принципа разделения властей, является недопустимым. Считает, что суд не в праве возлагать на орган местного самоуправления обязанность изменить направление расходования бюджетных средств, а иным способом решение суда исполнить фактически не возможно. Указывает, что заключение договора с частным охранным предприятием за счет внебюджетных источников - не является нарушением закона, а наоборот, тем самым образовательное учреждение выполняет свои обязанности, возложенные на него законом, поскольку итогом указанных действий является создание безопасных условий обучения обучающихся. Считает, что сторона истца не указала конкретную норму закона, согласно которой обеспечение круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций должно осуществляться именно за счет средств местного бюджета.
В своих письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Пятигорска СК - Х. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав помощника прокурора Беланова В.В., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г. Пятигорска, являющейся учредителем образовательных учреждений, не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательных учреждений.
Удовлетворяя указанные требования в части, суд первой инстанции сослался на положения Федерального закона от 06.12.2008 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального
закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального
закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального
закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального
закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения городского округа. В частности к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Так, образовательная организация обязана, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных организаций. При этом, образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Так, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) и пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны. Между тем, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения.
Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой г. Пятигорска, во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ, в связи с трагическими событиями, произошедшими 17.10.2018 в Керченском политехническом колледже, проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в образовательных организациях г. Пятигорска. Согласно результатов проверки, органами местного самоуправления и образовательными организациями не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений и законодательства о пожарной безопасности. Так, МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска, расположенное по адресу: г. Пятигорск, ул. ***, не обеспечено круглосуточной охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций.
В ходе рассмотрения судом первой инстанции спора по существу, установлено, что согласно результатам совместной проверки, проведенной истцом и представителями ОНД и ПР по городам Пятигорск, Железноводск, Л. выявлены нарушения требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ N 123);
Постановления правительства от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"; "
СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", а именно:
- пожарный извещатель автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС) не работает в кабинете N 4 (музыкальных дисциплин), чем нарушены требования ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83; ППР в РФ
п. 61;
- отсутствуют пожарные извещатели АУПС: кладовая (левое крыло 2 этаж); тренерская (2 этаж), библиотека (2 этаж), лаборантская, чем нарушены требования ФЗ N 123
ст. 54,
ч. 4 ст. 83;
п. 13.3.8; приложение А,
таблица А.1 СП 5.13130.2009;
- применены тепловые пожарные извещатели во вспомогательных помещениях класса хореографии, чем нарушены требования
п. А.3 приложения А СП 5.13130.2009;
- отсутствует световой оповещатель "Выход" на эвакуационных дверях следующих выходов: библиотека; кабинет N 5 (2 этаж); двери левой лестничной клетки; варочный цех, медицинский пункт; двери правой лестничной клетки, чем нарушены требования
п. 5.3 СП 3.13130.2009;
- двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания в следующих помещениях: 2 этаж все эвакуационные двери; 1 этаж двери напротив основного эвакуационного выхода; 1 этаж правое крыло, эвакуационный выход из коридора, чем нарушены требования
п. 4.2.6 СП 1.13130.2009; п. 36 "ж" ППР в РФ.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что прокуратурой г. Пятигорска в 2019 году главе г. Пятигорска вносилось представление об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений, которое было рассмотрено с участием главы г. Пятигорска и удовлетворено, при этом до настоящего момента муниципальным общеобразовательным учреждениями города и органами местного самоуправления не приняты должные меры по обеспечению Учреждения круглосуточной охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета.
Таким образом, проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции, по мнению судебной коллегии, вынес верное суждение о ненадлежащем финансировании органами местного самоуправления и образовательными организациями мероприятий, в том числе и при обеспечении охраны образовательных организаций.
Между тем, судом первой инстанции принято во внимание то, что образовательным учреждением предпринимались в 2018-2019 годах меры, направленные на обеспечение его круглосуточной физической охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета, путем направления в орган местного самоуправления предложений о выделении на эти цели денежные средства с расчетом соответствующих расходов, в связи с чем требование истца о признании незаконным бездействия образовательного учреждения в устранении выявленных нарушений требований законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся и законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, заявлено необоснованно, при том, что в остальной части иск заявлен обоснованно.
Ввиду вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись основания для возложения на администрацию г. Пятигорска обязанности в срок до конца 2019 года обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования муниципальному учреждению "Управление образования администрации г. Пятигорска" для устранения оставшихся нарушений требований пожарной безопасности и для заключения МБОУ СОШ N 27 г. Пятигорска договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций, поскольку бюджет города-курорта Пятигорска утверждается в конце года на очередной год.
Также, судебная коллегия находит законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости установить образовательному учреждению срок в 3 месяца для устранения оставшихся нарушений требований пожарной безопасности и для заключения договора об организации круглосуточной физической охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций, с момента поступления бюджетных денежных средств, который будет разумным с учетом необходимости подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора.
Судебная коллегия полагает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции не подтверждены доказательствами и направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с правилами
ст. ст. 12,
56 и
67 ГПК РФ.
Выводы суда первой инстанции являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.
Нарушений норм материального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
ст. ст. 328,
329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 04 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.