Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 21.03.2017 по делу N 33-2062/2017
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец считает отказ необоснованным, поскольку с заявлением о принятии его на учет с приложением необходимых документов он обратился 22.11.2013 то есть в период прохождения им службы в уголовно-исполнительной системе. Однако, его заявление было рассмотрено только 30.09.2014, после его увольнения по сокращению численности штатов.
Решение: Требование удовлетворено частично.


Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 21.03.2017 по делу N 33-2062/2017
Требование: О признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец считает отказ необоснованным, поскольку с заявлением о принятии его на учет с приложением необходимых документов он обратился 22.11.2013 то есть в период прохождения им службы в уголовно-исполнительной системе. Однако, его заявление было рассмотрено только 30.09.2014, после его увольнения по сокращению численности штатов.
Решение: Требование удовлетворено частично.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2017 г. по делу N 33-2062/2017
Судья: Дробина М.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Криволаповой Е.А.,
судей: Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания: К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России - Ш.Э.ВА. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 ноября 2016 года по гражданскому делу по иску К.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Криволаповой Е.А.
установила:
К.В. обратился в суд с иском к ФСИН России и УФСИН по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда, впоследствии уточнив его.
В обоснование заявленных требований К.В. указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности оперативного дежурного отдела безопасности колонии-поселения ФКУ ИК-11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю. 02.12.2013 он был уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "е" (сокращение штатов) ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет за период прохождения службы на 02.12.2013 составила: в календарной исчислении - 16 лет 00 месяцев, 25 дней, в льготном исчислении - 23 года, 03 месяца, 11 дней. В период прохождения службы истец обратился в УФСИН по Ставропольскому краю с заявлением о предоставлении ему в установленном законом порядке единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 12.12.2013 заявление К.В. было рассмотрено комиссией УФСИН Ставропольского края по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками ФСИН, уволенных со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и было принято решение о направлении заявления (рапорта) в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения этой социальной выплаты. Постановлением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, в том числе уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья от 30.09.2014 в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты - отказано. Указывает, что выписка из протокола N 13 от 30.09.2014 была получена истцом 20.03.2016. В обосновании отказа в постановке на учет указано, в связи с увольнением истца со службы 02.12.2013 и отсутствием его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005. Истец считает данный отказ необоснованным, поскольку с заявлением о принятии его на учет с приложением необходимых документов он обратился 22.11.2013, то есть в период прохождения им службы в уголовно-исполнительной системе. Однако, его заявление было рассмотрено комиссией ФСИН России только 30.09.2014, после его увольнения по сокращению численности штатов. Просил суд признать незаконным отказ ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ответчиков поставить его на учет, взыскании компенсации морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 ноября 2016 года исковые требования К.В. к ФСИН России и УФСИН по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. Суд первой инстанции постановил признать незаконным отказ ФСИН России от 30.09.2014 в постановке на учет К.В. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Также, суд первой инстанции обязал ФСИН России поставить на учет К.В. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и взыскал с ФСИН России в пользу К.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей; отказав, при этом, в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представителя ФСИН России - Ш.Э.ВА. подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что К.В. уволившись из органов УИС до рассмотрения его документов комиссией ФСИН России фактически утратил право на получение ЕСВ. Обращает внимание, что документы истца были своевременно рассмотрены комиссией УФСИН и направлены в Комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке его на учет для получения ЕСВ. Фактически, рассмотрение представленных заявителем документов осуществлялось в порядке общей очередности, без нарушения рассмотрения ранее поданных документов сотрудниками УИС и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах УИС.
В своих возражениях на апелляционную жалобу К.В. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав К.В. и его представителя Т., просивших решение суда оставить без изменения, представителя Федеральной службы исполнения наказаний Ш.Э.ВБ., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности оперативного дежурного отдела безопасности колонии-поселения ФКУ ИК-11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю.
02 декабря 2013 года истец был уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "е" (сокращение штатов) части 1 статьи 58 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Выслуга лет за период прохождения службы на 02 декабря 2013 г. составила: в календарной исчислении - 16 лет 00 месяцев, 25 дней, в льготном исчислении - 23 года, 03 месяца, 11 дней.
В период прохождения службы 22 ноября 2013 года истец обратился в УФСИН по Ставропольскому краю с заявлением о предоставлении ему в установленном законом порядке единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
12 декабря 2016 года заявление К.В. было рассмотрено комиссией УФСИН Ставропольского края по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками ФСИН, уволенных со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и было принято решение о направлении заявления (рапорта) в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке истца на учет для получения этой социальной выплаты.
Постановлением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, в том числе уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья от 30 сентября 2014 года в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты истцу отказано.
В обосновании отказа в постановке на учет указано, на увольнение истца со службы 02.12.2013 года и отсутствием его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования К.В. сослался на то, что увольнение истца по сокращению численности штатов после подачи им заявления о постановке на учет 02 декабря 2013 года не может являться основанием для отказа в постановке на учет на момент принятия решения 30 сентября 2014 года, а доводы ответчика об отсутствии необходимого условия для постановки К.В. на учет в целях получения единовременной социальной выплаты, а именно принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, не может быть применима в отношении К.В., поскольку данная норма регламентирует порядок предоставления единовременной социальной выплаты только для такой категории граждан, как сотрудники и уволенные со службы в учреждениях и органах граждане Российской Федерации, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, и только в случаях, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, как это следует из содержания пункта 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводы суда первой инстанции и полагает, что они основаны на законе.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
При этом нормами Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в 3-месячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Иное толкование нормативных положений, регулирующих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, противоречащее положениям части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующим равенство прав и свобод граждан, ставило бы в неравное положение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих право на единовременную социальную выплату на основании норм Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ на момент обращения в территориальную комиссию ФСИН с заявлением о постановке на учет на получение такой выплаты, но уволенных из органов уголовно-исполнительной системы на момент принятия решения по этому заявлению комиссией ФСИН России, по сравнению с действующими сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обладающими таким же правом.
Апеллянт в обоснование своего довода об отсутствии необходимого условия для постановки К.В. на учет в целях получения единовременной социальной выплаты, а именно принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, сослался на п. 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в соответствии с которым сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных этими правилами для сотрудников.
Однако, в Федеральном законе от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предоставление единовременной социальной выплаты названной категории граждан предусмотрено статьей 6, регулирующей предоставление сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, и устанавливающей, что по их желанию им может быть предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со статьей 4 этого же федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем К.В. к указанной выше категории граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не относится и на него нормативные положения статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, применяемые во взаимосвязи с пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не распространяются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции приходит к обоснованному выводу о признании незаконным отказа Федеральной службы исполнения наказаний России в постановке от 30 сентября 2014 года на учет К.В. для получения единовременной социальной выплаты.
Признавая отказ в постановке на учет ФСИН России незаконным, суд первой инстанции пришел к верному суждению о возложении на данного ответчика обязанность поставить на учет К.В. для получения единовременной социальной выплаты, поскольку на момент принятия оспариваемого решения полномочия по постановке на учет возлагались на ФСИН России.
В связи с чем в удовлетворении исковых требований о возложении на УФСИН России обязанности поставить на учет К.В. для получения единовременной социальной выплаты суд считает необходимым отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 22 ноября 2016 года оставить без изменения. Апелляционную жалобу - без удовлетворения.