Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 03.04.2019 по делу N 33-2652/2019
Требование: Об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования. По истечении срока аренды договор считается автоматически прекращенным без уведомления арендатора. Продление срока действия договора без принятия соответствующего решения органом местного самоуправления не допускается.
Встречное требование: О признании права собственности на жилой дом.
Решение: В удовлетворении требований отказано.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 03.04.2019 по делу N 33-2652/2019
Требование: Об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов.
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования. По истечении срока аренды договор считается автоматически прекращенным без уведомления арендатора. Продление срока действия договора без принятия соответствующего решения органом местного самоуправления не допускается.
Встречное требование: О признании права собственности на жилой дом.
Решение: В удовлетворении требований отказано.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2019 г. по делу N 33-2652/2019
Судья Ширяев А.С.
УИД 26RS0003-01-2018-004810-24.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Киселева Г.В.,
судей: Журавлевой О.В., Мирошниченко Д.С.,
при секретаре судебного заседания Б.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истца/ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, поданной заместителем главы администрации г. Ставрополя, руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Д., ответчика по встречному исковому заявлению Администрации г. Ставрополя, поданной представителем на основании доверенности К. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 11 января 2019 года
по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя к М. об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов,
встречному исковому заявлению М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании право собственности на жилой дом,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
26 сентября 2018 года истец Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в лице заместителя главы Администрации г. Ставрополя, руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Д. обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с данным исковым заявлением, указав, что между Администрацией г. Ставрополя и М. заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя (для завершения строительства объекта) от 27 марта 2015 года N 4676, по условиям которого арендодатель предоставляет для завершения строительства земельный участок, площадью 999 кв. м по адресу: <...> " ". В соответствии с п. 2.2 договора срок аренды устанавливается на три года с 27 марта 2015 года по 26 марта 2018 года. При истечении срока аренды договор считается автоматически прекращенным без уведомления арендатора. Продление срока действия договора без принятия соответствующего решения органом местного самоуправления не допускается (п. п. 6.3., 8.1. договора). 20 ноября 2014 года за М. зарегистрировано право собственности на не завершенный строительством объект с кадастровым номером " ", площадью застройки 208,1 кв. м, степенью готовности 90% по адресу: <...> " ". Мероприятиями муниципального земельного контроля установлено, что на земельном участке с кадастровым номером " " расположен жилой дом. Поскольку договор аренды от 27 марта 2015 года N 4676 заключен с М. после 01 марта 2015 года, право на однократное предоставление земельного участка для завершения строительства объекта М. использовано. 21 августа 2018 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в адрес М. направлено уведомление о необходимости организации продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов N 08/14-6855с. Согласно решению Ставропольской городской Думы от 25 февраля 2015 года N 612, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом Администрации муниципального образования г. Ставрополя Ставропольского края, наделяется полномочиями для решения вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом в пределах своей компетенции, находящимся в муниципальной собственности г. Ставрополя, объектами земельных отношений, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования г. Ставрополя Истец просил суд изъять объект незавершенного строительства с кадастровым номером " ", площадью 208,1 кв. м, степень готовности 90% по адресу: <...> " " путем продажи с публичных торгов (л.д. 3 - 5).
В судебном заседании от 14 ноября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата "Росреестра" по Ставропольскому краю" (л.д. 53).
12 декабря 2018 года ответчик/истец М. обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя со встречным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя указав, что решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 07 июля 2014 года за М. признано право собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства, площадью застройки 208,1 кв. м, готовностью 90% по адресу: <...> " ". В соответствии с договором аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополя (для завершения строительства объекта) от 27 марта 2015 года N 4676, для завершения строительства в аренду М. предоставлен земельный участок с кадастровым номером " " по адресу: <...> " ". Срок аренды по указанному договору аренды составляет три года с 27 марта 2015 года по 26 марта 2018 года. В 2017 году М. завершено строительство указанного жилого дома, осуществлена внутренняя отделка, к дому подведена вода и канализация, электричество. По семейным обстоятельствам, в период действия договора аренды М. не успел завершить оформление завершения строительства указанного дома, а после окончания договора аренды земельного участка, организации, поставляющие коммунальные услуги отказываются заключать соответствующие договоры. Дом полностью готов к вводу в эксплуатацию, сделана полная разводка водоснабжения и отопления, выведена канализация, обустроен колодец для подключения к сетям водоснабжения, осуществлена прокладка труб, для подключения к сетям газопотребления. Данный объект соответствует требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других строительных норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию, что подтверждается техническим заключением. Ответчик/истец по встречному исковому заявлению М. просил суд признать за М. право собственности на жилой дом по адресу: <...> " ", кадастровый номер " ". Установить, что решение является основанием, для государственной регистрации права собственности за М. на жилой дом по адресу: <...> " " (л.д. 76а - 77).
Определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 12 декабря 2018 года встречное исковое заявление ответчика/истца М. принято судом к производству (л.д. 98 - 99).
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 января 2019 года в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя к М. об изъятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером " ", площадью 208,1 кв. м, степень готовности 90% по адресу: <...> " " путем продажи с публичных торгов отказано. Исковые требования М. к Комитету по управления муниципальным имуществом администрации г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности удовлетворены. За М. признано право собственности на жилой дом по адресу: <...> " ", кадастровый номер " ". Суд указал, что настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <...> " " за М. (л.д. 147 - 160).
В поданной 11 февраля 2019 года апелляционной жалобе ответчик по встречному исковому заявлению Администрация г. Ставрополя в лице представителя на основании доверенности К. просит решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 января 2019 года отменить, указав, что встречное исковое заявление М. нельзя рассматривать совместно с первоначальным исковым заявлением, поданным Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя к М. об изъятии объекта незавершенного строительства и продажи его с публичных торгов. Договор аренды от 27 марта 2015 года N 4676 заключен между М. и Администрацией г. Ставрополя, в связи с чем исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку, которая располагается на земельном участке, предоставленном М. на праве аренды, могло быть подано только к Администрации г. Ставрополя, как к стороне договора. Администрация г. Ставрополя не является стороной по первоначальному исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя к М. об изъятии объекта незавершенного строительства и продаже его с торгов. Удовлетворение встречного искового заявления ведет к нарушению норм гражданского и процессуального законодательства (л.д. 162 - 163).
В поданной 11 февраля 2019 года апелляционной жалобе истец/ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в лице заместителя главы Администрации г. Ставрополя, руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Д. просит решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 января 2019 года отменить, указав основания, заявленные в исковом заявлении, дополнив апелляционную жалобу тем, что в ходе судебного разбирательства М. не доказал, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления. М. в судебное заседание не представлялись документы или иные доказательства, подтверждающие его семейные обстоятельства, в силу которых он не смог в течение трех лет оформить завершения строительства. Объект незавершенного строительства с кадастровым номером " " не является объектом гражданских прав, поскольку обладает признаками самовольной постройки, возведенной без получения соответствующей документации (л.д. 165 - 169).
Возражений относительно доводов апелляционных жалоб не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N 2-132/2019, обсудив доводы изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителя ответчика по встречному исковому заявлению Администрации г. Ставрополя на основании доверенности Б.О., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика/истца М. адвоката Останко М.И., возражавшего против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда в части удовлетворения встречного искового заявления М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на жилой дом подлежит отмене в связи с нарушением норм материального права.
В остальной части оснований для отмены решения суда нет.
Материалы дела свидетельствуют о следующем.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 07 июля 2014 года исковые требования М. к Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на объект незавершенного строительства - жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства, площадью застройки 208,1 кв. м, готовностью 90%, расположенный по адресу: <...> "удовлетворены. За М. право собственности на объект пенного строительства - жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства, площадью застройки 208.1 кв. м готовностью 90%. расположенный по адресу: <...> " ". Судом указано, что решение является основанием для государственной регистрации Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Ставрополю права собственности за М. на объект незавершенного строительства - жилой дом, объект индивидуального жилищного строительства, площадью застройки 208,1 кв. м, готовностью 90%, расположенный по адресу: <...> " " (л.д. 63 - 68).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права 26АК 047239 от 20 ноября 2014 года, на основании решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя М. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства, назначение: нежилое, общей площадью застройки 208,1 кв. м, степенью готовности 90% по адресу: <...> " " с кадастровым номером " " (л.д. 78).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16 июля 2018 года N 99/2018/134037833, по адресу: <...> " " находится объект незавершенного строительства степенью готовности 90%, площадью 208,1 кв. м с кадастровым номером " ", правообладателем которого является М. (л.д. 23 - 28).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 04 сентября 2018 года N 99/2018/159356314 следует, что земельный участок по адресу: <...> " " с кадастровым номером " " площадью 999 +/- 11 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов имеет вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную (л.д. 29 - 34).
Постановлением Главы г. Ставрополя от 30 июня 2004 года N 2920 М. предоставлен земельный участок площадью 1000 кв. м из земель поселений по адресу: <...> " " в аренду сроком на три года для проектирования и строительства индивидуального жилого дома (л.д. 112).
30 октября 2004 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (Арендодатель) и М. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка в границах земель г. Ставрополя N 7056Ф, согласно которому предметом договора является предоставление Арендатором Арендодателю земельного участка из земель поселений с кадастровым номером " " по адресу: <...> " " для проектирования и строительства индивидуального жилого дома общей площадью 1000 кв. м сроком аренды на три года: с 30 июня 2004 года по 29 июня 2007 года (л.д. 105 - 109).
Как следует из договора от 27 марта 2015 года N 4676, заключенного между Администрацией г. Ставрополя (Арендодатель) и М. (Арендатор), предметом договора является предоставление Арендатором Арендодателю земельного участка для завершения строительства из земель населенных пунктов с кадастровым номером " " по адресу: <...> " " сроком аренды на три года: с 27 марта 2015 года по 26 марта 2018 года (л.д. 35 - 39, 70 - 83).
В соответствии с п. 6.3 данного договора по истечении срока аренды договор считается автоматически прекращенным без специального уведомления арендатора. Продление договора на неопределенный срок по истечении срока действия не допускается.
Из п. 8.5 указанного договора следует, что право на предоставление участка для завершения строительства предоставляется однократно (л.д. 35 - 39).
08 августа 2018 года главным специалистом отдела муниципального земельного контроля Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя Ф. составлен акт обследования земельного участка по адресу: <...> " ", согласно которому в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке по адресу: <...> " " с кадастровым номером " " площадью 999 кв. м с видом разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Выездом на место установлено, что на земельном участке расположен жилой дом, территория огорожена (л.д. 19).
21 августа 2018 года, исходящий N 08/14-6855с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в адрес М. направлено уведомление, согласно которому Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выступающий арендодателем земельного участка, уведомил М. об истечении срока действия договора аренды в границах земель г. Ставрополя (для завершения строительства объекта) от 27 марта 2015 года N 4676 в отношении земельного участка с кадастровым номером " ", расположенного по адресу: <...> " ". Согласно п. 6.3 указанного договора аренды, по истечении срока аренды договор считается автоматически прекращенным без специального уведомления арендатора. В соответствии со
ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных
п. 2 указанной статьи, при которых предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов, в том числе, собственникам объектов незавершенного строительства, зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на земельном участке. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на арендованном земельном участке с кадастровым номером " " расположен объект незавершенного строительства (90% готовности, площадь застройки 208,1 кв. м), принадлежащий на праве собственности (запись о государственной регистрации права N 26-26-01/387/2014-954 от 20 ноября 2014 года). В результате обследования земельного участка специалистами отдела Муниципального земельного контроля комитета установлено, что на земельном участке с кадастровым номером " " расположен объект капитального строительства - жилой дом. Обращено внимание на требования
пп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которым, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим
подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. Учитывая, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером " " по ул. Лозовая, " " под объектом незавершенного строительства был заключен после 01 марта 2015 года, право на однократное предоставление земельного участка для завершения строительства объекта, установленное нормами земельного законодательства использовано. Предоставление в аренду на новый срок указанного земельного участка для завершения строительства принадлежащего объекта возможно только при наличии условий, предусмотренных указанной нормой
ст. 39.6 ЗК РФ. В соответствии со
ст. 239.1 ГК РФ муниципалитетом осуществляется подготовка искового заявления в суд об изъятии объекта незавершенного строительства с кадастровым номером " " путем продажи с публичных торгов (л.д. 43 - 44).
В соответствии с положениями
ст. 239.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации. Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект (п. 2). Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (п. 3). Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости. Если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися (п. 4). Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов (п. 5). Правила настоящей
статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено (п. 6).
Истец/ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя просил суд изъять объект незавершенного строительства с кадастровым номером " ", площадью 208,1 кв. м, степень готовности 90% по адресу: <...> " " путем продажи с публичных торгов (л.д. 3 - 5).
В обоснование искового заявления истец/ответчик Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя сослался на положения
ст. 239.1 ГК РФ, предусматривающей основания отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка.
Положениями
п. 4 ст. 239.1 ГК РФ предусмотрено, что начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Согласно
п. 5 раздела III Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, при использовании понятия стоимости объекта оценки при осуществлении оценочной деятельности указывается конкретный вид стоимости, который определяется предполагаемым использованием результата оценки. При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; ликвидационная стоимость; кадастровая стоимость. Данный перечень видов стоимости не является исчерпывающим. Оценщик вправе использовать другие виды стоимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также международными стандартами оценки.
Положениями
ст. 8 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе: при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд.
Из положений
ст. 3 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
В данном случае рыночная стоимость недвижимого имущества подлежит установлению по основаниям, предусмотренным законом -
ст. 239.1 ГК РФ.
Согласно положений
ст. 9 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Федерального закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа. Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из
Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1299 следует, что настоящие
Правила устанавливают порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных по результатам аукциона, в связи с прекращением действия договоров аренды таких земельных участков (п. 1). Публичные торги проводятся в форме аукциона, открытого по составу участников (далее - аукцион). Аукцион проводится на основании решения суда об изъятии объекта незавершенного строительства у собственника путем продажи с публичных торгов (п. 2). Извещение о проведении аукциона должно содержать: б) сведения о суде, принявшем решение об изъятии объекта не завершенного строительством у собственника путем продажи с публичных торгов, с указанием резолютивной части решения суда; з) начальную цену предмета аукциона, которая определяется на основании оценки его рыночной стоимости (п. 7).
Применительно к вышеизложенному, решение суда об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов должно содержать начальную цену продажи объекта незавершенного строительства, определяемую на основании оценки его рыночной стоимости.
Как уже было указано судебной коллегией, принудительное изъятие объекта незавершенного строительства может быть осуществлено только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Из положений
ч. 1 ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с положениями
ч. 1 ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Согласно положений ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон
(ч. 1). Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (ч. 2).
Доказательств соблюдения требований закона истцом/ответчиком Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя относительно определения начальной цены продажи объекта незавершенного строительства суду первой инстанции представлено не было и такого требования суду первой инстанции заявлено не было.
С учетом приведенных обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных требований.
Основания для удовлетворения доводов апелляционной жалобы истца/ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя отсутствуют.
Вместе с тем, доводы апелляционных жалоб ответчика по встречному исковому заявлению Администрации г. Ставрополя, истца/ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в части удовлетворения встречного искового заявления М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на жилой дом являются обоснованными.
Положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации предписано, что право частной собственности охраняется законом
(ч. 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами
(ч. 2).
Как следует из положений ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом
(п. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц
(п. 2).
Из положений
п. 1 ст. 9 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что собственник имущества вправе по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права, в том числе, устанавливать функциональное назначения имущества и определять пределы его использования, разрешая, в установленном законом порядке, вопросы, регламентированные
главами 3 и
4 ГК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в пределах действия договора аренды ответчиком/истцом М. на земельном участке N " " по адресу: <...> жилого дома окончено, что подтверждается актом обследования земельного участка от 08 августа 2018 года, техническим паспортом, выданным ГБУ СК "Ставкрайимущество" 19 декабря 2018 года. Согласно техническому заключению от 13 декабря 2018 года, составленному ООО "СтройГрафика", выполненные строительством конструкции (фундаменты, стены, кровля и ограждающие конструкции) объекта: "Жилой дом по ул. Лозовая, " " в г. Ставрополе", соответствуют строительным нормам и правилам: СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах", СНиП 2.02.01-83* "Основания зданий и сооружений", СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия". На момент обследования согласно СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", принятым и рекомендованным к применению Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 года N 153, категория технического состояния несущих конструкций объекта: "Жилой дом по ул. Лозовая, " " в г. Ставрополе" определена как исправное состояние и характеризуется отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Несущая способность конструкций обеспечивается. Технические решения, принятые при строительстве здания, соответствуют требованиям противопожарных норм,
таб. 11 ФЗ-N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", отвечают требованиям инсоляции в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.10.1076-01. "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий", действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни здоровья и людей эксплуатацию объекта. Строительные конструкции объекта: "Жилой дом по ул. Лозовая, " " в г. Ставрополе", с учетом исполнительной документации по строительству объекта и изучения исходно-разрешительной документации, отвечают требованиям надежности и безопасности. Строительная готовность объекта - 100%. Истцом соблюдены требования
ст. 222 ГК РФ, а именно: технические решения, принятые при строительстве индивидуального жилого дома по адресу: <...> " " соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других строительных норм и правил, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию здания и соседних строений, что позволяет сделать вывод о том, что выполненные истцом работы по строительству жилого дома соответствуют требованиям санитарным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Индивидуальный жилой дом строился М. для удовлетворения нужд своей семьи, настоящий жилой дом оснащен системами водоснабжения и водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, имеет автономное отопление. При таких обстоятельствах встречные исковые требования М. к КУМИ г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на жилой дом по адресу: <...> " ", кадастровый номер " " подлежат удовлетворению.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно положений ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством
(п. 1). Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2). Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом (п. 3).
В соответствии с положениями
ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Определении от 17 января 2012 года N 147-О-О следует, что закрепляя обязанность сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет, не исключает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины. Вывод о необходимости установления вины лица, осуществившего самовольную постройку, согласуется с положениями земельного и градостроительного законодательства, содержащими указание на вину как на необходимое условие привлечения к ответственности.
Как следует из положений
ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (п. 1). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п. 2). Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных
пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п. 3.1). Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом (п. 3.2).
Согласно разъяснений, содержащихся в
Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя
статью 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать следующее. Собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. С иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом. На требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется (п. 22). Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (п. 26).
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года следует, что признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель, такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Возведенный ответчиком/истцом М. объект является самовольной постройкой, возведенной на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке.
Применительно к приведенным положениям закона, разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным обстоятельствам, у суда первой инстанции отсутствовали основания для встречного искового заявления М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на жилой дом.
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 11 января 2019 года в части удовлетворения встречного искового заявления М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на жилой дом отменить.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении встречного искового заявления М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на жилой дом отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.