Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 11.08.2016 по делу N 33-2310/2016
Требование: Об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности.
Обстоятельства: При проведении проверки установлены нарушения ответчиком правил пожарной безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Требование удовлетворено.


Апелляционное определение Севастопольского городского суда от 11.08.2016 по делу N 33-2310/2016
Требование: Об обязании устранить нарушения противопожарной безопасности.
Обстоятельства: При проведении проверки установлены нарушения ответчиком правил пожарной безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Требование удовлетворено.

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. по делу N 33-2310/2016
Судья Богаевская Т.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.
Судей Устинова О.И., Бабич В.В.
При секретаре ФИО6
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения города Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 апреля 2016 года,
установила:
Прокурор Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с иском к ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской реабилитации и специализированный дом ребенка", Департаменту здравоохранения города Севастополя, 3-е лицо Отдел по Нахимовскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по городу Севастополю об обязании:
- ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской реабилитации и специализированный дом ребенка" устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности: оборудовать здание здравоохранения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, колпаками на светильниках, дверями эвакуационного выхода, обеспечить исправность источников внутреннего противопожарного водопровода;
- Департамента здравоохранения города Севастополя профинансировать расходы по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности, перечисленных выше.
Требования иска мотивированы тем, что при проведении прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проверки исполнения ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской реабилитации и специализированный дом ребенка" требований законодательства о пожарной безопасности установлен ряд нарушений в области пожарной безопасности данного медицинского учреждения, которые создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской помощи и специализированный дом ребенка" обязан устранить выявленные нарушения противопожарной безопасности, оборудовать здание здравоохранения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, колпаками на светильниках, дверями эвакуационного выхода, обеспечить исправность источников внутреннего противопожарного водопровода.
Департамент здравоохранения г. Севастополя обязан профинансировать расходы по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности (оборудовать здание здравоохранения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, колпаками на светильниках, дверями эвакуационного выхода, обеспечить исправность источников внутреннего противопожарного водопровода) в ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской помощи и специализированный дом ребенка".
Также с ответчиков в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения г. Севастополя просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесении по делу нового решения об отказе в иске.
В судебном заседании представитель Департамента здравоохранения г. Севастополя, действующий на основании доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской реабилитации и специализированный дом ребенка" в судебном заседании считал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Прокурор Севастопольской городской прокуратур считал апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению только в части, касающейся требований об отмене решения суда о взыскании государственной пошлины с ответчика. В остальной части считал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель Отдела по Нахимовскому району Управления надзорной деятельности ГУМЧС России по г. Севастополю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно. В отношении него дело рассмотрено с учетом положений ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной в отношении ГБУЗ "Центр медицинской реабилитации специализированный дом ребенка" Отделом (по Нахимовскому району) Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Севастополю, соблюдения норм противопожарной безопасности, выявлены следующие нарушения:
- учреждение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- светильники не обеспечены колпаками;
- в учреждении отсутствуют двери эвакуационного выхода, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
- в учреждении не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода.
Данные нарушение отражены в Акте проверки N 79 от 11 ноября 2015 года.
Выявленные нарушения правил пожарной безопасности явились основанием для обращения прокурора Нахимовского района г. Севастополя в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих об устранении указанных нарушений требований пожарной безопасности. В связи с чем, иск прокурора был удовлетворен.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Неисполнение определенных законом противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности, могущее повлечь возникновение пожара, является угрозой для жизни и здоровья граждан.
Пунктами 4, 5 Приказа МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" и Приказа МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 173 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности" регламентированы требования по оснащению и оборудованию помещений системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией.
В частности, регламентировано, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Здания, сооружения и помещения, подлежащие оборудованию установками охранной и пожарной сигнализации, рекомендуется защищать охранно-пожарной сигнализацией.
Кроме того, регламентировано, что система оповещения и управления эвакуацией людей должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей. В силу подпункта "в" пункта 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Согласно подпункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" аварийный выход - дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.
В силу пункта 55 Постановления Правительства Российской Федерации "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Исходя из изложенного, выявленные в ходе проверки нарушения, допущенные в медицинском учреждении, являются таковыми, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Принцип состязательности, являясь одним из основных принципов гражданского судопроизводства, предполагает, в частности, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случае обстоятельства, на которые ссылается прокурор в своем иске, подтверждены надлежащим образом путем предоставления доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Поскольку несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает права детей, персонала ГБУЗ Севастополя "Центр медицинской реабилитации специализированный дом ребенка" на безопасное пребывание в учреждении, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества расположенного на территории указанного учреждения, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Согласно пункту 1.3 Положения о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 17 марта 2015 года N 182-ПП, Департамент осуществляет возложенные на него функции непосредственно, а также через находящиеся в его ведении медицинские организации государственной системы здравоохранения города Севастополя.
Пунктом 1.6 Положения установлено, что расходы на содержание и реализацию возложенных на Департамент полномочий осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Севастополя на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период), а также в установленном порядке за счет субвенций федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья, переданных в соответствии с федеральным законодательством для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пп. 2 п. 3 Положения Департамент выступает главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя и субвенций из федерального бюджета, главным администратором доходов бюджета города Севастополя и федерального бюджета по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями и в установленном законодательством порядке.
Таким образом, с учетом того, что ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской реабилитации и специализированный дом ребенка" подотчетно Департаменту здравоохранения города Севастополя, то есть является учреждением, посредством которого Департамент реализует возложенные на него функции, суд правомерно удовлетворил исковые требования в данной части.
Довод апелляционной жалобы относительного того, что проверка по выявлению нарушений пожарной безопасности прокурором не проводилась, а исковое заявление составлено на основании материалов, предоставленных ГУ МЧС России по г. Севастополю, не влечет отмену принятого по делу судебного решения. В силу ст. 22 ФЗ "О прокуратуре" проверки прокуроров могут быть как выездными, так и документальными.
Не принимается во внимание судебной коллегии и указание в апелляционной жалобе на то, что на момент подачи иска некоторые нарушения, установленные в ходе проверки, были устранены.
При этом, апеллянт ссылался на то, что в настоящее время приведены в исправное состояние источники внутреннего противопожарного водопровода. Предприняты действия по устройству двери эвакуационного выхода.
В материалы дела представлены договор N 27 от 17 марта 2016 года, заключенный между учреждением и ООО "Системы инженерии и безопасности зданий, а также договор N 2 от 29 января 2016 года, заключенный с ООО "Севопторг", сведения о том, что работы по устройству эвакуационного выхода включены в план ремонта здания. Однако, апеллянтом не представлено доказательств, подтверждающих реальное исполнение заключенных договоров, а также выполнения работ по устройству двери эвакуационного выхода. Само по себе планирование установления выявленных нарушений не свидетельствует о реальном устранении нарушений, как на момент рассмотрения спора судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что для оборудования здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре медицинскому учреждению установлен срок до ноября 2016 года, в связи с чем, по мнению апеллянта, прокурор не мог заявлять данные требования ранее этого срока, подлежит отклонению. Наличие выявленного нарушения пожарной безопасности является существенным, в связи с чем установление данного срока является достаточно длительным. Кроме того, данное обстоятельство не являлось препятствием для предъявления иска в целях защиты прав и интересов граждан.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не обоснованно не учел, что в настоящее время светильник оборудованы колпаками, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку доказательствами, которые бы отвечали требованиям относимости и допустимости, данные обстоятельства не подтверждены.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчиком судебных расходов по оплате государственной пошлины. При разрешении данного вопроса судом первой инстанции не учтены положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, в силу которого ответчики освобождаются от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, в этой части решение суда подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 06 апреля 2016 года в части взыскания с ГБУЗ г. Севастополя "Центр медицинской помощи и специализированный дом ребенка", Департамента здравоохранения г. Севастополя в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 300,00 руб. отменить.
В остальной части решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента здравоохранения г. Севастополя - без удовлетворения.