Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 13.03.2012 по делу N 33-2712
Исковые требования об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворены правомерно, так как в результате проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности был установлен ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых возложена на ответчика как на орган местного самоуправления.


Апелляционное определение Ростовского областного суда от 13.03.2012 по делу N 33-2712
Исковые требования об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворены правомерно, так как в результате проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности был установлен ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых возложена на ответчика как на орган местного самоуправления.

РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2012 г. по делу N 33-2712
Судья: Тюрин М.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Чеботаревой М.В.
Судей: Абрамова Д.М., Порутчикова И.В.
при секретаре: М.
заслушав в судебном заседании по докладу судьи Порутчикова И.В. дело по апелляционной жалобе Администрации г. Новочеркасска на решение Новочеркасского суда от 29.12.2011 г.
установила:
Прокурор г. Новочеркасска обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, с иском к Администрации г. Новочеркасска, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, 3-е лицо: ГУ "5 отряд ФПС по РО", МУ "Управление по делам ГО и ЧС", с учетом уточненных требований, об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности Администрацией г. Новочеркасска. В ходе проверки рассмотрено обращение ГУ "5 отряд ФПС по Ростовской области" о необходимости установления 655 новых пожарных гидрантов, и ремонте 60 пожарных водоемов. 20.09.2010 г. вынесено представление прокурора об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности, однако, соответствующие меры не приняты. В связи с чем прокурор просил обязать Администрацию г. Новочеркасска дополнительно установить новые пожарные гидранты, привести пожарные водоемы в состояние, пригодное для целей пожаротушения, обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска обратиться с заявлением о регистрации в качестве бесхозяйных пожарных водоемов, выявленных в результате провекрки как бесхозяйные объекты.
Решением Новочеркасского суда Ростовской области от 29.12.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
На указанное решение Администрацией г. Новочеркасска подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что проверка проведена без участия представителей Администрации г. Новочеркасска, КУМИ Администрации, необходимость установления дополнительных пожарных гидрантов не подтверждена соответствующей технической документацией. Технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляется до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, а в качестве копий правоустанавливающих документов в орган, осуществляющий ЕГРОКС, могут быть предоставлены копии документов, представляемых в орган, осуществляющий государственный учет бесхозяйных недвижимых вещей. Пожарные водоемы, как имущество учреждения, в обязанности которого входит его содержание, на балансе не состоят, в связи с чем считает невозможным возложение на администрацию обязанности по приведению пожарных водоемов в состояние, пригодное для целей пожаротушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска, представителя Администрации г. Новочеркасска, прокурора Ростовской областной прокуратуры, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиком в апелляционной жалобе, что на территории г. Новочеркасска, выявлены нарушения правил пожарной безопасности: неисправны пожарные водоемы, часть из которых являются бесхозяйными объектами, также по указанным в заявлении адресам отсутствуют пожарные гидранты, соответствующие установленным требованиям.
При этом, судом установлено, что прокурором г. Новочеркасска выносились представления от 10.08.2010 г. и 20.09.2010 г. главе Администрации г. Новочеркасска, согласно которым прокурор требовал принять необходимые и достаточные меры к устранению нарушений требований Федерального закона "О пожарной безопасности", данные представления рассмотрены.
Разрешая спор по существу, суд проанализировал положения Федерального закона "О пожарной безопасности", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исследовал представленные прокурором доказательства наличия указанных нарушений правил пожарной безопасности и пришел к выводу о том, что требования, указанные в вышеназванных нормативно-правовых актах, в г. Новочеркасске исполняются не в полном объеме, что является нарушением пожарной безопасности указанного муниципального образования и ответственность за объекты противопожарной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности должна быть возложена на Администрацию г. Новочеркасска.
В соответствии со ст. 14, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в частности и тех мероприятий, на которые указывает прокурор в иске, закреплены и в ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Согласно требованиям ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности, в том числе обеспечение исправными пожарными водоемами и гидрантами.
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, Федерального закона "О пожарной безопасности", приказа ГУ МЧС России по Ростовской области N 594 "Об организации работы по контролю за исправным состоянием систем наружного водоснабжения в Ростовском территориальном гарнизоне пожарной охраны" в апреле 2011 г. ГУ "5 отряд ФПС по Ростовской области" проведен осмотр наружного противопожарного водоснабжения г. Новочеркасска. По результатам осмотра установлено, что в районе выезда имеется 484 пожарных гидранта, из них неисправны - 128, 171 пожарный гидрант имеет различные технические неисправности. Из 115 пожарных водоемов требуют ремонта 60, в число которых входит 21 пожарный водоем, заполненный водой на 50%, что является недостаточным для ликвидации возможных пожаров.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения, строения или их части не менее чем от 2 гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 и более литров в секунду, при расходе воды менее 15 литров в секунду - 1 гидрант.
Нормативы расхода воды на наружное пожаротушение зданий, сооружений, строений, в зависимости от их вида, площади, этажности, расположения, а также нормативы установления пожарных гидрантов предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Так, расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220.
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели. На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Как предусмотрено ст. 99 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", запас воды для целей пожаротушения в водоемах должен определяться исходя из расчетных расходов воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожаров.
Исходя из установленных нормативов расчета расхода воды для целей пожаротушения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о дополнительной установке 655 пожарных гидрантов и приведении пожарных водоемов в состояние, пригодное для целей пожаротушения.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре".
Таким образом, непринятие администрацией г. Новочеркасска мер к устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, причинить вред их жизни и здоровью.
Поскольку в результате проверки на территории г. Новочеркасска выявлены бесхозные пожарные водоемы, в силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, в соответствии с п. п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. N 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объектов недвижимого имущества - бесхозяйных пожарных водоемов, расположенных в административных границах муниципального образования.
В связи с чем, не обращение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска с заявлением о регистрации в качестве бесхозяйных, выявленных в результате проверки 20 пожарных водоемов, свидетельствует о невыполнении обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности проведена без участия представителей Администрации г. Новочеркасска, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Новочеркасска подлежит отклонению, поскольку это не свидетельствует об отсутствии нарушений правил пожарной безопасности, кроме того выявленные недостатки ответчиками не оспаривались и со времени подачи иска до вынесения решения суда не были лишены возможности исполнить предписание прокурора.
Доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергают выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новочеркасского суда Ростовской области от 29.12.2011 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Новочеркасска без удовлетворения.