Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 28.05.2012 по делу N 33-5749
Решение суда об удовлетворении иска об обязании ответчика исполнить требования законодательства о пожарной безопасности оставлено без изменения, поскольку суд установил, что ответчиком нарушены требования законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем нарушаются права и свободы граждан.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 28.05.2012 по делу N 33-5749
Решение суда об удовлетворении иска об обязании ответчика исполнить требования законодательства о пожарной безопасности оставлено без изменения, поскольку суд установил, что ответчиком нарушены требования законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем нарушаются права и свободы граждан.
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2012 г. по делу N 33-5749
Судья Соломахина Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Порутчикова И.В.,
судей Абрамова Д.М., Шикуля Е.В.
при секретаре М.,
с участием прокурора Кириллова В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М. дело по апелляционной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону от 14.02.2012 года,
установила:
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГУФСИН России по Ростовской области и ФКЛПУ МОТБ-19 ГУФСИН России по Ростовской области об обязании исполнить требования законодательства о пожарной безопасности, сославшись на следующие обстоятельства. Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрацией ФКЛПУ МОТБ N 19 ГУФСИН России по Ростовской области, в результате которой были выявлены нарушения требований Федерального
закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03),
Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-030),
Норм пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования" (НПБ 160-97),
Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний:
1) здания (соматический корпус, психоневрологическое отделение, корпуса 1, 2-го туберкулезного отделения, хирургическое отделение) не оборудованы аварийным освещением с устройством электроснабжения светильников от подстанции или от ввода в здания;
2) второй эвакуационный выход из помещений третьего этажа административного корпуса выходит на кровлю;
3) помещения не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации (здание ВПК, хирургическое отделение, здание психоневрологического отделения, 1-е и 2-е туберкулезные отделения);
4) здания (БПК, хирургическое отделение, 1-е и 2-е туберкулезное отделение, психоневрологическое отделение) не оборудованы установкой оповещения людей о пожаре 2-го типа;
5) дверь путей эвакуации в отделение безопасности открывается не по ходу эвакуации;
6) не проведены замеры сопротивления изоляции электрооборудования;
7) не проведена проверка кранов внутреннего противопожарного водопровода с оформлением соответствующего акта;
8) светильники на путях эвакуации из здания эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (1-е и 2-е туберкулезные отделения; в кабинетах бухгалтерии, гл. бухгалтера, коридоре 3-го этажа административного корпуса);
9) помещения зданий корпусов не укомплектованы знаками пожарной безопасности;
10) огнетушители, установленные в помещениях корпусов, не имеют порядковых номеров, нанесенных на корпус белой краской;
11) места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности в помещениях корпусов не обозначены знаками пожарной безопасности;
12) наружные пожарные лестницы зданий административного корпуса, корпусов терапии, хирургии не подвергнуты эксплуатационным испытаниям;
13) на путях эвакуации (административный корпус, соматическое отделение, 2-е туберкулезное отделение, хирургическое отделение, терапевтическое отделение, психоневрологическое отделение, здание отдела коммунально-бытового и хозяйственного обеспечения, здание оперативного отдела и отдела безопасности) допускается использование материалов для отделки стен и пола (масляной краски и т.п.) с показателем пожарной опасности, не соответствующим нормам
ППБ 01-103, СНиП 21-01-97*
п. 6.25; ППБ на объектах учреждений и органов ФСИН
п. п. 3-1.15,
4.2.4).
В связи с наличием данных нарушений и нарушением права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, в силу
ст. 12 ГК РФ прокурор сформировал заявленный предмет иска, направленный на устранение выявленных нарушений путем обязания обоих ответчиков выполнить требования пожарной безопасности.
Представители ответчиков в иске просили отказать.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону от 14.02.2012 года требования прокурора удовлетворены: ФКЛПУ МОТБ N 19 ГУФСИН России по Ростовской области и ГУФСИН России по Ростовской области обязаны устранить выявленные нарушения и исполнить требования законодательства о пожарной безопасности, выполнив следующие действия:
1) оборудовать здания соматического корпуса, психоневрологического отделения, 1-го, 2-го туберкулезных отделений, хирургического отделения аварийным освещением с устройством электроснабжения светильников от подстанции или от ввода в здания;
2) устроить эвакуационных выход из помещений третьего этажа административного корпуса с выходом на поверхность грунта;
3) оборудовать помещения здания ВПК, хирургического отделения, психоневрологического отделения, 1-го и 2-го туберкулезных отделений автоматическое установкой пожарной сигнализации;
4) оборудовать здания ВПК, хирургического отделения, психоневрологического отделения, 1-го и 2-го туберкулезных отделений установкой оповещения людей о пожаре 2-го типа;
5) провести замеры сопротивления изоляции электрооборудования. Провести проверку состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем проводить по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство МОТБ-19, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформлять актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования;
6) провести проверку кранов внутреннего противопожарного водопровода с оформлением соответствующего акта. Содержать сети противопожарного водопровода в исправном состоянии для обеспечения требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушении. Проверять их работоспособность не реже двух раз в год (весной и осенью). Содержать пожарные гидранты в исправном состоянии, а в зимнее время утеплять и очищать от снега и льда. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого извещать об этом подразделение пожарной охраны;
7) светильники на путях эвакуации из зданий 1-го и 2-го туберкулезных отделений оборудовать колпаками (рассеивателями) и эксплуатировать светильники с надетыми колпаками;
8) укомплектовать помещения зданий корпусов знаками пожарной безопасности;
9) обозначить знаками пожарной безопасности места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности в помещениях корпусов;
10) подвергнуть эксплуатационным испытаниям наружные пожарные лестницы зданий административного корпуса, корпусов терапевтического, хирургического отделений.
В апелляционной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области поставлено требование об изменении решения в части данного ответчика как вынесенного при неправильном применении норм материального и процессуального права и без учета фактических обстоятельств дела.
Выслушав объяснения представителя ГУФСИН по Ростовской области - Т., представителя ФКЛПУ МОТБ-19 Н., просивших решение изменить, прокурора, просившего решение оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, при проверках соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях ФКЛПУ МОТБ-19, проведенных в 2011 году, установлены многочисленные вышеприведенные нарушения норм пожарной безопасности, выявленные нарушения ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались по существу.
Разрешая спор, суд исходил из того, что доводы и требования прокурора являются обоснованными, поскольку невыполнение ГУФСИН России по Ростовской области и ФКЛПУ МОТБ-19 требований Федерального
закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального
закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил пожарной безопасности в РФ и других нормативных правовых актов влекут нарушение прав и свобод граждан, ссылки ответчиков на отсутствие достаточного финансирования в 2011 году не являются доказательствами невозможности исполнений требований федерального законодательства.
Возлагая на обоих ответчиков обязанность по устранению нарушений правил и норм пожарной безопасности, суд указал на основе норм Федерального
закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", что обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности, требующие финансовых затрат, что имеет место в данном случае, должно быть произведено за счет средств учреждения, а при их недостаточности - за счет средств РФ, выделяемых ФСИН России, представленной на территории Ростовской области ГУФСИН России по Ростовской области. То обстоятельство, что в течение 2011 года ГУФСИН России по Ростовской области выделялось финансирование на оплату расходов по оснащению объектов Учреждения средствами пожаротушения и противопожарной автоматикой, а на 2012 год подготовлено и направлено письмо о потребности Учреждения в средствах федерального бюджета с указанием соответствующих статей расходов на основании проверок противопожарного состояния в размере 1 650000 рублей, само по себе не освобождает ГУФСИН России по Ростовской области от обязанности достаточного, необходимого финансового обеспечения соблюдения правил пожарной безопасности в деятельности ФКЛПУ МОТБ N 19, отсутствие такого обеспечения и привело к наличию указанных выше нарушений.
Выводы судебного решения судебная коллегия нашла не противоречащими требованиям приведенных в решении норм материального права и представленным доказательствам, а доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения в силу
ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со
ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре иными способами, предусмотренными законом. В данном случае прокурор использовал в качестве способа защиты неопределенного круга лиц требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права путем обязания выполнить определенные действия, направленные на устранение нарушений норм материального права, регулирующих отношения в сфере пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что решение не отвечает требованиям
ст. 206 ГПК РФ об определенности срока выполнения работ, не признается основанием к отмене решения, поскольку при неясности данного вопроса он может быть разрешен путем разъяснения решения, не приведенного в исполнение. В данном случае правоотношения по выполнению требований пожарной безопасности связаны с реализацией административных правоотношений по финансированию, поэтому срок выполнения работ может быть уточнен.
Возложение обязанности также и на ГУФСИН по Ростовской области мотивировано в решении, оснований для несогласия с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Доводы о надлежащем выполнении обязанностей по обеспечению надлежащего финансирования являлись предметом исследования суда, разрешившего дело, иная оценка доказательств не является в данном случае основанием к изменению решения.
Принимая во внимание изложенное, оснований к изменению решения, предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону от 14.02.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУФСИН России по Ростовской области - без удовлетворения.