Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 23.03.2016 по делу N 33-4672/2016
Требование: О признании решения комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья незаконным, возложении обязанности по постановке на учет.
Обстоятельства: По мнению истца, ему было незаконно отказано в получении социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку истцом не было представлено всех предусмотренных нормами права документов для оценки условий, необходимых для принятия сотрудника на учет по предоставлению выплаты.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 23.03.2016 по делу N 33-4672/2016
Требование: О признании решения комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья незаконным, возложении обязанности по постановке на учет.
Обстоятельства: По мнению истца, ему было незаконно отказано в получении социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требований отказано, поскольку истцом не было представлено всех предусмотренных нормами права документов для оценки условий, необходимых для принятия сотрудника на учет по предоставлению выплаты.
РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. по делу N 33-4672/2016
Судья: Баташева М.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Филиппова А.Е.
судей Кушнаренко Н.В., Вялых О.Г.
при секретаре Ольшанском А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к ГУМЧС России по Ростовской области о признании решения комиссии об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, возложении обязанности по постановке на учет, по апелляционной жалобе Г. на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 декабря 2015 года. Заслушав доклад судьи Кушнаренко Н.В., судебная коллегия
установила:
истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что проходил службу в органах внутренних дел и МЧС РФ с 01.10.2001 по 03.03.2014, выслуга лет в календарном исчислении составляет 24 года 02 месяца 12 дней.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Ростовской области от 27.02.2014 N 36 л/с с 03.03.2014 истец уволен со службы с правом на пенсию.
Единовременная социальная выплата по прежним местам службы истцу не предоставлялась.
28 ноября 2013 года, то есть, в период службы, истец направил в ГУ МЧС России по Ростовской области заказным письмом заявление для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты с приложением документов.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27.02.2014 истцу отказано в постановке на учет на основании п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" в связи с не предоставлением им копий финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет до подачи заявления или заменяющие их документы.
С данным решением комиссии истец не согласен, так как он не основан на нормах действующего законодательства.
На основании изложенного, истец просил суд признать незаконным решение комиссии от 27.02.2014 об отказе в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты и обязать Главное управление МЧС России по Ростовской области принять и поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 декабря 2015 года исковые требования Г. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его исковые требования, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Ссылаясь о не уведомлении ответчиком истца о необходимости предоставления на рассмотрение комиссии дополнительных документов, апеллянт настаивает на том, что решение комиссии незаконно, нарушает его права и охраняемые законом интересы.
Автор жалобы считает, что судом неверно сделан вывод, что истцом не был представлен документ, заменяющий финансовый лицевой счет, поскольку предоставленная справка о регистрации в жилом помещении без права проживания от 22.11.2013 свидетельствует о невозможности получения копий финансовых лицевых счетов, поскольку они выдаются только в случае проживания по месту регистрации и оплате всех необходимых коммунальных платежей.
Апеллянт выражает несогласие с оценкой суда представленным доказательствам, в частности, документам, свидетельствующим о том, что условия, необходимые для постановки его на учет для получения ЕСВ имеются, поскольку решением комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения Южного филиала ФКУ "Управление госэкпертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 12.07.2013 (протокол N 17) он был принят на учет подлежащих обеспечению служебным жилым помещением в г. Ростове-на-Дону и снят в связи с увольнением (протокол N 10 от 21.03.2014).
Кроме того, апеллянт указывает на то, что ответчик производил ему выплаты за поднаем жилого помещения, в котором он проживал на тот момент, и данный факт представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении комиссией ГУ МЧС России по РО своих должностных обязанностей.
Вместе с этим, апеллянт указывает, что комиссией, а также судом было проигнорировано требование
п. 18 Приказа МЧС России от 09.09.2013 N 594, в соответствии с которым отказ в постановке сотрудника на учет допускается в случаях, если предоставленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника на учет для получения ЕСВ.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в ее пределах, заслушав пояснения Г., его представителя по доверенности и ордеру, представителя ГУ МЧС России по Ростовской области по доверенности, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями
статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено, как видно из материалов дела, что Г. проходил службу в органах внутренних дел и МЧС РФ с 01.10.2001 по 03.03.2014, выслуга лет в календарном исчислении составляет 24 года 02 месяца 12 дней.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Ростовской области от 27.02.2014 N 36 л/с с 03.03.2014 Г. уволен со службы с правом на пенсию.
Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Г. не предоставлялась.
28 ноября 2013 года Г. направил в ГУ МЧС России по Ростовской области заказным письмом заявление для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее ЕСВ) с приложением следующих документов: рапорт на 2-х листах, копия паспорта на 2-х листах, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования на 1 листе, копия послужного списка на 2-х листах, копия свидетельства о расторжении брака на 1 листе, копия справки о регистрации в жилом помещении без права проживания от 22.11.2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на 1 листе, копия уведомления от 13.06.2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отсутствии недвижимого имущества на 1 листе, копия справки от 13.04.2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Администрации г. Ростова-на-Дону МУПТИиОН на 1 листе, копия договора аренды жилого помещения от 01.08.2013 на 1 листе. Данные документы поступили в ГУ МЧС России по Ростовской области 02.12.2013.
27 февраля 2014 года решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС МЧС России по Ростовской области ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения (протокол N 1) установлено, что Г. зарегистрирован в жилом помещении без права проживания по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, ком. 3. Фактически проживает по договору аренды жилого помещения по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, не предоставил полный пакет документов, обязанность по предоставлению которых установлена
п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, а именно, в составе предоставленных на рассмотрение комиссии документов отсутствуют копии финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние 5 лет до подачи заявления или заменяющие их документы, в связи с чем Г. отказано в предоставлении ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения.
Приказом Главного управления N 36 не от 27.02.2014 Г. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России.
Несогласие с решением комиссии от 27.02.2014 явилось основанием для обращения в суд.
Отказывая Г. в удовлетворении его исковых требований, суд первой инстанции руководствовался
ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями
п. п. 2,
5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, и исходил из того, что Г. не было представлено всех предусмотренных нормами права документов для оценки условий, необходимых для принятия сотрудника на учет по предоставлению ЕСВ, тогда как в силу закона обязанность по предоставлению этих документов возложена на истца.
При этом, суд учел то обстоятельство, что документ, заменяющий финансовый лицевой счет, все-таки был предоставлен истцом, но позже, после заседания комиссии, в связи с чем пришел к выводу о соответствии действий ответчика положениям
пп. "з" п. 5 Правил.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии с
частью 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно
пункту 7 вышеназванного Постановления Правительства РФ на основании заявления и документов, указанных в
пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Перечень документов, подлежащих предоставлению сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты указан в
пункте 5 Правил.
В соответствии с указанным выше
пунктом наряду с заявлением сотрудник должен предоставить также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
В соответствии с
пунктом 14 Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Разрешение вопросов о перечне документов, необходимых для предоставления сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, отнесено к дискреционным полномочиям федерального законодателя и Правительства Российской Федерации, которые учли в этих целях дифференциацию видов государственной службы и специфику решаемых ими публичных задач.
В силу прямого указания закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, при условии, что сотрудник, в том числе, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Установление в выше приведенных нормативных правовых актах, регламентирующих меры социальной поддержки для разных категорий государственных служащих, определенных оснований для предоставления единовременной социальной выплаты направлено, в том числе и против необоснованного сверхнормативного обеспечения жильем за счет бюджетных средств.
Принимая во внимание, что Г. не предоставил в комиссию требуемый законом документ - копию финансового лицевого счета с места жительства за последние 5 лет, равно как и документ, подтверждающий невозможность его получения, при наличии возможности в их получении (справка от 22.12.2013 была предоставлена в комиссию после заседания комиссии), оспариваемый отказ основан на требованиях действующего законодательства.
Утверждения в жалобе о том, что ответчик не уведомил истца о необходимости предоставления дополнительных документов, соответствующих утвержденному
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 перечню документов, несостоятельны.
Согласно пункта 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы:
В силу подпункта "з" к заявлению прилагаются выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Таким образом, обязанность по предоставлению таких документов возлагается на заявителя, а комиссия лишь проверяет предоставленные сведения о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты. Именно сотрудник - истец несет ответственность за предоставляемый пакет документов или доказательств невозможности получения документов. Доказательств невозможности получения истцом указанных документов ответчику представлено не было.
Более того, следует также учесть, что сведения об отсутствии финансового лицевого счета в виде справки ФГКУ 40 ОФПС по Ростовской области истцом все-таки были предоставлены, но после заседания комиссии и принятия соответствующего решения.
Иных правовых доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в соответствии со
статьей 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.
Между тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что, даже если и согласиться с позицией апеллянта о формальном отказе комиссии в предоставлении ЕСВ, требования Г. не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия у последнего права на получение ЕСВ.
Согласно
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
части 6 статьи 4 вышеуказанного Закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона).
В соответствии с
ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения содержатся в
ст. 53 ЖК РФ.
Исходя из изложенного, установив наличие у супруги Г. жилого помещения в собственности, приобретенного в период брака с Г., оснований для принятия на учет Г. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не имелось.
Довод апеллянта о приобретении жилого помещения супругой до брака является лишь его утверждением, какими-либо доказательствами не подтверждены.
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14 декабря 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 25.03.2016.