Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 01.11.2012 по делу N 33-22096/12
Исковые требования о признании незаконным бездействия органа внутренних дел, выразившегося в нарушении требований федерального законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, удовлетворены правомерно, так как данные нарушения подтверждены результатами прокурорской проверки.


Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 01.11.2012 по делу N 33-22096/12
Исковые требования о признании незаконным бездействия органа внутренних дел, выразившегося в нарушении требований федерального законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в изоляторах временного содержания, удовлетворены правомерно, так как данные нарушения подтверждены результатами прокурорской проверки.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2012 г. по делу N 33-22096/12
Судья: Нечаев Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего Пегушина В.Г.,
судей краевого суда: Рыбиной А.В., Палянчук Т.А.,
при секретаре К.
по докладу судьи Рыбиной А.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности С. на решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2012 года и возражениям прокуратуры Тбилисского района.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Прокурор Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОМВД РФ по Тбилисскому району о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении требований федерального законодательства, а именно: ст. 17 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ, согласно которой, подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ, согласно которой, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров; п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; п. 140 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 N 140дсп, предусмотрена возможность вывода подозреваемых в туалет покамерно силами двух дежурных нарядов; п. 46 ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99-ФЗ от 04.05.2011 года. В исковом заявлении истец просил обязать отдел МВД России по Тбилисскому району устранить указанные нарушения законодательства, выявленные в ходе проведенной по поручению прокуратуры Краснодарского края проверки исполнения требований Федерального закона "О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в ИВС отдела МВД России по Тбилисскому району.
В суде первой инстанции представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю возражал против заявленных требований, мотивируя тем, что до вступления в силу ФЗ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", ИВС содержались за счет краевого бюджета и финансировались за счет средств бюджета муниципалитета. На протяжении длительного времени руководством отдела МВД России по Тбилисскому району прилагались усилия по поддержанию ИВС в рабочем состоянии, принимались меры для укрепления материально-технической базы ИВС, приведению его деятельности в соответствие с требованиями актов МВД РФ и соответственно со стандартами прав человека. Ежегодно проводился косметический ремонт, камеры режимного блока оборудованы вентиляцией, помещения ИВС частично оборудованы пожарной и охранно-тревожной сигнализацией, системой видеонаблюдения. Руководством отдела МВД России по Тбилисскому району неоднократно направлялись мотивированные письма с просьбой о выделении материальных средства на реконструкцию старого здания ИВС или строительство нового, но до настоящего времени положительного ответа не получено. По вопросу нарушений Правил пожарной безопасности, то для его определения необходимо заключения соответствующего органа, но оно предоставлено не было, соответственно вывод о нарушениях Правил пожарной безопасности сделан быть не может. Кроме того, согласно штатного расписания ИВС предусмотрена должность - фельдшера, при этом фельдшер осуществляет первичный осмотр арестованных, а также в соответствии с п. 68 Приложения N 4 приказа МВД N 605дсп от 06.06.2000 года, первичный осмотр арестованных в административном порядке осуществляется дежурным ИВС. При этом, в случае поступления жалоб на самочувствие, незамедлительно вызывается бригада скорой медицинской помощи. Для проведения первичного медицинского осмотра административно арестованных наличие лицензии не требуется.
Представитель ОМВД РФ по Тбилисскому району в суде первой инстанции так же возражал против заявленных требований.
Обжалуемым решением Тбилисского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2012 года исковые требования прокурора Тбилисского района - удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю по доверенности С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, противоречащее нормам действующего законодательства.
В письменных возражениях прокуратура Тбилисского района просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителя ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю по доверенности - Ч. и представителя ОМВД России по Тбилисскому району по доверенности - П., просивших отменить решение районного суда по доводам жалобы, а также мнение прокурора Руденко М.В., просившую оставить решение Тбилисского районного суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Установлено, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения требований Федерального закона "О содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в ИВС отдела МВД России по Тилисскому району.
Проверкой установлено, что условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС отдела МВД России по Тбилисскому району не соответствуют требованиям санитарно-бытовых норм.
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений", подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Согласно ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м.
В нарушении указанных требований законодательства в ИВС отдела МВД России по Тбилисскому району допускается нарушение норм санитарной площади в камере. В техническом паспорте ИВС отдела МВД России по Тбилисскому району указано, количество камер - 4 из которых 2 камеры предназначены для содержания следственно-арестованных и 2 для содержания административно арестованных. Площадь каждой камеры <данные изъяты> кв. м, таким образом, в одной камере не может содержаться более 4 человек, однако нормы санитарной площади <данные изъяты> кв. м на человека не соблюдаются в камерах в среднем содержатся более 5 - 6 человек. Допускались случаи содержания лиц арестованных в административном порядке в следственной комнате.
Камеры не оборудованы индивидуальными спальными местами. Комната для согрева пищи, санитарно-пропускной пункт, камеры для дезинфекции вещей, карцер, комната свиданий отсутствуют.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, не обеспечиваются ежедневной прогулкой.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
Пунктом 140 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного держания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 5 2006 N 140дсп, предусмотрена возможность вывода подозреваемых в туалет покамерно силами двух дежурных нарядов.
В нарушении указанных требований законодательства и ведомственных актов, камеры ИВС отдела МВД России по Тбилисскому району санитарными узлами не оборудованы, вывод подозреваемых и обвиняемых в туалет не производится. В камерах находятся металлические бидоны для оправки лиц, содержащихся в камере. Бытовые условия в камерах не соответствуют требованиям гигиены и санитарии. Для обеспечения питьевого режима в камерах используются баки с водой, поскольку раковины отсутствуют. Постельные принадлежности дезкамерной обработке не подвергаются, стирка постельного белья не организована. В камерах отсутствуют столы и лавочки.
Имеются нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: автоматическая пожарная сигнализация установлена не во всех помещениях, нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 3, НПБ 110-03 п. 4; эвакуационные выходы не соответствуют Правилам пожарной безопасности 01-03 п. 53; допускается размещение горючего материала на путях эвакуации (резиновая дорожка) нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 53; допускается курение вне отведенных местах (камерах), нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 25.
Установлены нарушения законодательства "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, в ходе проверки ИВС отдела МВД России по Тбилисскому району, установлено, что при проведении медицинских осмотров, а также оказании врачебной помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторах временного содержания допускаются нарушения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Так, 20.04.2011 заключен трудовой договор, отделом внутренних дел по Тбилисскому району в лице начальника отдела по Тбилисскому району с одной стороны и гражданкой Ф. с другой стороны, по которому начальник отдела МВД России по Тбилисскому району назначил Ф. на должность фельдшера ИВС подозреваемых и обвиняемых отдела МВД России по Тбилисскому району, по внешнему совместительству.
Однако лицензия на оказания медицинских услуг в отделе МВД России по Тбилисскому району отсутствует.
Таким образом, в нарушении Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская помощь подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторах временного содержания, оказывается без наличия соответствующей лицензии.
Выявленные факты нарушают требования Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Аналогичные нарушения допускаются в отношении лиц, отбывающих в ИВС наказание в виде административного ареста.
Кроме того, судом установлено, что прокуратурой района ранее неоднократно в адрес начальника отдела МВД России по Тбилисскому району вносились представления об устранении нарушений федерального законодательства, в которых указывалось на недопустимость изложенных нарушений, однако руководством отдела МВД России по Тбилисскому району кардинальных мер по улучшению условий содержания - подозреваемых и обвиняемых в ИВС не принято.
Доводы ответчика об отсутствии финансирования обоснованно судом не приняты во внимание в качестве обстоятельства, освобождающего от исполнения требований законодательства. Вместе с тем, факт отсутствия перечисленных удобств в специальном приемнике ими не оспаривается.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора Тбилисского района в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД РФ по Тбилисскому району о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении требований федерального законодательства.
Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности вынесенного по делу решения Тбилисского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2012 года.
Доводы жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда. Изложенные в жалобе доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего дела, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 15 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.