Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 26.07.2012 по делу N 33-14685/12
Исковые требования об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворены правомерно, так как факт несоблюдения учреждением, исполняющим наказания, правил пожарной безопасности подтвержден материалами дела, обязанность по содействию таким учреждениям в выполнении требований противопожарного и лицензионного законодательства возложена именно на территориальные органы ФСИН России.


Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 26.07.2012 по делу N 33-14685/12
Исковые требования об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворены правомерно, так как факт несоблюдения учреждением, исполняющим наказания, правил пожарной безопасности подтвержден материалами дела, обязанность по содействию таким учреждениям в выполнении требований противопожарного и лицензионного законодательства возложена именно на территориальные органы ФСИН России.

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2012 г. по делу N 33-14685/12
Судья Осипенко В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Башинского Д.А.
при секретаре Р.
по докладу судьи Башинского Д.А.
слушали в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе и.о. начальника Федеральной службы исполнения наказания Управления по Краснодарскому краю А. на решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 29 мая 2012 года и возражения на нее помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях по Краснодарскому краю Стежко Д.А.
Заслушав доклад судьи Башинского Д.А., судебная коллегия
установила:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению лечебно-исправительное учреждение N 1 Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю об устранении нарушения законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой с участием ОНД ГУ МЧС России по КК проведена проверка соблюдения в ФКУ ЛИУ N 1 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - ЛИУ N 1, учреждение) законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.08 г., Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", Постановления Правительства РФ N 625 от 25.10.2006 г. "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" заключающиеся в следующем:
- в помещениях цехов N 1, N 2, N 3, гаражах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая система (установка) оповещения людей о пожаре, что является нарушением требованиям ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г, п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ от 22.07.08 г. (далее - Техрегламент), ст. 14, таблицы 1 п. 9 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 315; п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313 (ППБ 01-03), п. 1, 2, 19 таб. 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 г. N 323 не во всех зданиях установлена автоматическая система (установка) оповещения людей о пожаре;
- в учреждении отсутствуют акты лабораторных проверок качества огнезащитной обработки конструкций чердачных помещений, что является нарушением положениям п. 3 ППБ 01-03;
- не предусмотрено устройство противопожарных преград, разделяющих помещения различного класса функциональной пожарной опасности (административно-бытовые помещения; в цехе 1, 2, 3 производственные помещения от складских; в хлебопекарне - склад; в котельной - административно бытовые помещения), что является нарушением ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 7.4;
- отсутствует лицензия на деятельность, связанную с предупреждением и тушением пожаров, что является нарушением п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 N 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров";
- отсутствует договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением ППБ 01-03 п. 96;
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 3, 24 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, а не ППБ 01.
- не выдержан противопожарный разрыв между штабом и оперчастью, между вагончиком прибывающих родственников и трансформаторной подстанцией, что является нарушением ППБ 01 - п. 3, 24;
- не предусмотрен подъезд для пожарной техники к зданию штаба, оперчасти, отдела охркинологической службы, учебных классов ИТСО, что является нарушением ППБ 01-03 п. 23;
- в дежурной части и общежитии около прибора приемо-контрольного пожарного отсутствует аварийное освещение, что является нарушением ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 12.55;
- допускается отделка путей эвакуации горючим материалом в штабе, что является нарушении ППБ 01-03 п. 3, 51, 53;
- в цехе по ремонту мебели, столярной мастерской отсутствует приточно-вытяжная вентиляция;
Администрацией ЛИУ N 1 не выполняется возложенная законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Неисполнение администрацией ЛИУ N 1 и ФУСИН России по Краснодарскому краю требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
С учетом уточненных исковых требований просит в отношении УФСИН России по КК в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу рассчитать сумму необходимых денежных средств на устранение выявленных недостатков, а именно на установку автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы (установки) оповещения людей о пожаре во всех зданиях учреждения; проведение лабораторных исследований качества огнезащитной обработки конструкций чердачных помещений; установку устройств противопожарных преград, разделяющих помещения различного класса функциональной пожарной опасности (в дизельной административно-бытовые помещения; в цехе 1, 2, 3 производственные помещения от складских; в хлебопекарне склад; в котельной - административно бытовые помещения); демонтаж горючей отделки с путей эвакуации штаба; заключение учреждением договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; принятие мер по соблюдению противопожарного разрыва между штабом и оперативной частью ИК N 6, между вагончиком для прибывающих родственников и трансформаторной подстанцией; принятие мер для организации подъезда для пожарной техники к зданию штаба, оперчасти, отдела охраны, кинологической службы, учебных классов ИТСО; установку аварийного освещения в ДПНК и общежитии; установку в цехе по ремонту мебели, столярной мастерской приточно-вытяжную вентиляцию, а также запросить из ФСИН России и выделить соответствующие денежные средства
В отношении ФКУ ЛИУ N 1 - в течение 9 месяцев устранить выявленные недостатки; а именно установить автоматическую пожарную сигнализацию автоматическую систему (установку) оповещения людей о пожаре во всех зданиях учреждения; провести лабораторные исследования качества огнезащитной обработки конструкций чердачных помещений: установить устройство противопожарных преград, разделяющих помещения различного класс <...> функциональной пожарной опасности (в дизельной административно-бытовые помещения; в цехе 1, 2, 3 производственные помещения от складских; в хлебопекарне - склад; в котельной - административно бытовые помещениях; принять меры к получению лицензии на деятельность, связанную с предупреждением и тушением пожаров: демонтировать горючую отделку с путей эвакуации штаба; заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; принять меры по соблюдению противопожарного разрыва между штабом и оперчастью ИК N 6, между вагончиком для прибывающих родственников и трансформаторной подстанцией; принять меры для организации подъезда для пожарной техники к зданию штаба, оперчасти, отдела охраны, кинологической службы, учебных классов ИТСО; установить аварийное освещение в ДПНК и общежитии; установить в цехе по ремонту мебели, столярной мастерской приточно-вытяжную вентиляцию.
Обжалуемым решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 29 мая 2012 года исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, удовлетворены.
Суд обязал УФСИН России по КК в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу рассчитать сумму необходимых денежных средств на устранение выявленных недостатков, а именно на установку автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы (установки) оповещения людей о пожаре во всех зданиях учреждения; проведение лабораторных исследований качества огнезащитной обработки конструкций чердачных помещений; установку устройств противопожарных преград, разделяющих помещения различного класса функциональной пожарной опасности в дизельной административно-бытовые помещения; в цехе 1, 2, 3 производственные помещения от складских; в хлебопекарне склад; в котельной - административно бытовые помещения); демонтаж горючей отделки с путей эвакуации штаба; заключение учреждением договора на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; принятие мер по соблюдению противопожарного разрыва между штабом и оперативной частью ИК N 6, между вагончиком для прибывающих родственников и трансформаторной подстанцией; принятие мер для организации подъезда для пожарной техники к зданию штаба, оперчасти, отдела охраны, кинологической службы, учебных классов ИТСО; установку аварийного освещения в ДПНК и общежитии; установку в цехе по ремонту мебели, столярной мастерской приточно-вытяжную вентиляцию, а также запросить из ФСИН России и выделить соответствующие денежные средства.
Суд обязал ФКУ ЛИУ N 1 - в течение 9 месяцев устранить выявленные недостатки; а именно установить автоматическую пожарную сигнализацию автоматическую систему (установку) оповещения людей о пожаре во всех зданиях учреждения; провести лабораторные исследования качества огнезащитной обработки конструкций чердачных помещений: установить устройство противопожарных преград, разделяющих помещения различного класс <...> функциональной пожарной опасности (в дизельной административно-бытовые помещения; в цехе 1, 2, 3 производственные помещения от складских; в хлебопекарне - склад; в котельной - административно бытовые помещениях; принять меры к получению лицензии на деятельность, связанную с предупреждением и тушением пожаров: демонтировать горючую отделку с путей эвакуации штаба; заключить договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации; принять меры по соблюдению противопожарного разрыва между штабом и оперчастью ИК N 6, между вагончиком для прибывающих родственников и трансформаторной подстанцией; принять меры для организации подъезда для пожарной техники к зданию штаба, оперчасти, отдела охраны, кинологической службы, учебных классов ИТСО; установить аварийное освещение в ДПНК и общежитии; установить в цехе по ремонту мебели, столярной мастерской приточно-вытяжную вентиляцию.
В апелляционной жалобе и.о. начальника Федеральной службы исполнения наказания Управления по Краснодарскому краю А. просит судебную коллегию решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд не применил закон подлежащий применению, надлежащим образом не исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях по Краснодарскому краю Стежко Д.А. просит судебную коллегию решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Федеральной службы исполнения наказаний Управления по Краснодарскому краю по доверенности К., просившую удовлетворить жалобу и прокурора Гребенюк О.Б. полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела в результате проверки проведенной прокуратурой с участием ОНД ГУ МЧС России по КК на территории ФКУ ЛИУ N 1 УФСИН России по Краснодарскому краю выявлены следующие нарушения в области пожарной безопасности: в помещениях цехов N 1, N 2, N 3, гаражах отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и автоматическая система (установка) оповещения людей о пожаре, в учреждении отсутствуют акты лабораторных проверок качества огнезащитной обработки конструкций чердачных помещений, что является нарушением положениям п. 3 ППБ 01-03; не предусмотрено устройство противопожарных преград, разделяющих помещения различного класса функциональной пожарной опасности (административно-бытовые помещения; в цехе 1, 2, 3 производственные помещения от складских; в хлебопекарне - склад; в котельной - административно бытовые помещения), что является нарушением ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п. 7.4; отсутствует лицензия на деятельность, связанную с предупреждением и тушением пожаров, что является нарушением п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 N 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров"; отсутствует договор на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением ППБ 01-03 п. 96; не выдержан противопожарный разрыв между штабом и оперчастью, между вагончиком для прибывающих родственников и трансформаторной подстанцией, что является нарушением ППБ 01-03 п. 3, 24; не предусмотрен подъезд для пожарной техники к зданию штаба, оперчасти, отдела охраны, кинологической службы, учебных классов ИТСО, что является нарушением ППБ 01-03 п. 23; отсутствует аварийное освещение в месте установки прибора приемо-контрольного в дизельной и котельной, что является нарушением ППБ 01-03 п. 3; НПБ 88-2001 п. 12.55; допускается отделка путей эвакуации горючим материалом в штабе, что является нарушением ППБ 01-03 п. 3, 51, 53; в цехе по ремонту мебели, столярной мастерской отсутствует приточно-вытяжная вентиляция; Согласно ч. 1 ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность, т.е. защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ N 5473-1 территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются ФСИН России на территориях субъектов РФ. Кроме того, территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ N 1314 имеет дату 13.10.2004, а не 13.01.2004.
Согласно п. 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.01.2004 г. N 1314 (далее - Положение ФСИН), финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИП России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Согласно п. 7 данного Положения ФСИН осуществляет полномочия по разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 10 Положения УФСИН России по Краснодарскому краю, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.03.2005 г. N 69, одной из основных задач УФСИН России по Краснодарскому краю является финансовое и материальное техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет средств привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников (подпункт 9).
п. 11 Положения УФСИП предусматривает выполнение УФСИН России по Краснодарскому краю следующих функций: организацию финансового обеспечения расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной деятельности, ревизионных работ. Обеспечение предоставления сводной статистической и бухгалтерской отчетности в ФСИН России (подпункт 25); осуществление подготовки данных о потребности учреждений, исполняющих наказания, в государственных капитальных вложениях, оборудовании и т.д., их защите и согласовании в инстанциях (подпункт 29); организации разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях, исполняющих наказание (подпункт 51).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, поскольку на УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность содействия учреждениям, исполняющим наказания, в выполнении требований противопожарного и лицензионного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства определены, верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 29 мая 2012 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 321, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. начальника Федеральной службы исполнения наказания Управления по Краснодарскому краю А. - без удовлетворения.