Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Президиума Астраханского областного суда от 02.06.2015 N 44Г-18/2015 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
Название документа
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 10.12.2014 по делу N 33-3860/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет ввиду отсутствия у него права на получение спорной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в федеральных органах исполнительной власти.


Апелляционное определение Астраханского областного суда от 10.12.2014 по делу N 33-3860/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истцу отказано в постановке на учет ввиду отсутствия у него права на получение спорной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в федеральных органах исполнительной власти.

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N 33-3860/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Усенко О.А,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе С.А., представителя Астраханской таможни Южного таможенного управления А.З.
на решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 июля 2014 года по иску С.А. к Федеральной таможенной службе, Астраханской таможне о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
установила:
С.А. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе России, Астраханской таможне Южного таможенного управления о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, указав в обоснование исковых требований, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Волгоградской таможне, а с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год в Астраханской таможне. Уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения выслуга в таможенных органах составила в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном - <данные изъяты>. В связи с вступлением в силу Федерального закона N 283-ФЗ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Астраханскую таможню Федеральной таможенной службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения, на что получил ответ о том, что на тот момент в рамках Федерального закона в ФТС не утверждены соответствующие правила, регламентирующие порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилых помещений сотрудникам таможенных органов и рассмотрение его заявления будет проводиться по поступлению в Астраханскую таможню, утвержденных Методических рекомендаций и Правил по организации в таможенных органах работы но предоставлению единовременных социальных выплат сотрудникам таможенных органов для приобретения или строительства или жилого помещения.
Затем, С.А. обратился в Федеральную таможенную службу России, на что получил ответ, согласно которому после выхода Постановления Правительства Российской Федерации и подзаконных актов ФТС России в таможенных органах будет организована работа по постановке сотрудников, имеющих специальные звания, на учет для получения единовременной социальной выплаты.
24 апреля 2013 года Постановлением Правительства Российской Федерации N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ С.А. направил в Астраханскую таможню повторное заявление и необходимые документы для поставки на учет, на что получил ответ о том, что в ФТС России еще не образованы комиссии по рассмотрению представленных документов, а также не утверждены Правила, регламентирующие порядок предоставления социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений сотрудников таможенных органов. Аналогичные документы направлены С.А. в ФТС России, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ документы были возвращены без рассмотрения в связи с тем, что постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения будет осуществляться комиссиями по месту службы сотрудника.
После вступления в силу Приказа ФТС от 18 июня 2013 года N 1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", С.А. вновь направил в Астраханскую таможню заявление и документы для постановки на учет, на что получил сообщение о надлежащем оформлении заявления и документов для рассмотрения их Комиссией в соответствии с требованиями правовых актов. ДД.ММ.ГГГГ С.А. направил в Астраханскую таможню заявление, оформленное в соответствии с образцом, приведенным в приложении N к Порядку формирования и работы комиссий с приложением документов. ДД.ММ.ГГГГ в адрес С.А. направлена выписка из протокола N от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно которой ему отказано в постановке на учет.
Истец считает данный отказ незаконным, ущемляющим его права и ссылки Комиссии на пункт 27 Правил предоставления выплат несостоятельными, так как он не обращался в органы ФТС России как сотрудник, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года, а также на пункт 14 Правил, так как С.А. с ДД.ММ.ГГГГ (после вступления в силу ФЗ N 283-ФЗ) в качестве действующего сотрудника неоднократно обращался в ФТС России за реализацией жилищного права, но не был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием подзаконных правовых актов. Считает, что отсутствие подзаконных актов в момент обращения гражданина за реализацией прав, установленных федеральным законом, не может служить причиной для ограничения этих прав после издания таких подзаконных актов.
С.А. нуждается в жилом помещении, так как является членом семьи собственников жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, что дает ему право претендовать на получение единовременной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Просит признать незаконным решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, обязать Федеральную таможенную службу России поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
С.А. участия в судебном заседании не принимал, направив в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчиков исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 2 июля 2014 года исковые требования С.А. частично удовлетворены.
Решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе С.А. в постановке на учет для получения данной выплаты признано незаконным. За С.А. признано право на рассмотрение комиссией Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С.А. ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям нарушениям судом норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что районный суд, признав незаконным решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам Астраханской таможни на приобретение или строительство жилого помещения об отказе истцу в постановке на соответствующий учет, не восстановил его нарушенные права путем возложения на комиссию обязанности по постановке С.А. на соответствующий учет с даты подачи заявления о постановке на данный учет. Допущенные судом нарушения существенно отодвигают срок реализации законного права С.А. на получение данной социальной выплаты.
Представитель Астраханской таможни в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм права, указывая, что решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе С.А. является законным и обоснованным. Выводы суда о том, что принятое Комиссией решение вынесено только по формальных основаниям и нарушает права истца на приобретение жилища являются незаконными. Комиссия рассмотрела заявление С.А. в полном соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов к исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 и Приказом ФТС России от 17 июня 2013 года N 1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения". Кроме того, суд не указал в решении какие именно нормы права нарушены Комиссией при принятии оспариваемого истцом решения и ограничился выводом общего характера, что не соответствует требованиям процессуального законодательства.
С.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, на заседание судебной коллегии не явился, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав докладчика, объяснения представителей Астраханской таможни С.Т. и А.А., поддержавших апелляционную жалобу ответчика и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы С.А., представителя Федеральной таможенной службы России С.Т., полагавшей жалобу Астраханской таможни подлежащей удовлетворению, а жалобу истца не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежат отмене по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Удовлетворяя частично исковые требования С.А. суд первой инстанции указал, что комиссия отказала истцу в постановке на соответствующий учет по формальным основаниям с учетом того, что на момент рассмотрения заявления С.А. не являлся сотрудником Астраханской таможни, и без учета предоставленных им документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами районного суда, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании норм права.
С 1 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
В пункте 1 Правил указано, что они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 14 и 27 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Из материалов дела следует, что С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Волгоградской таможне и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в Астраханской таможне.
На основании приказа Астраханской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N С.А. уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с правом на пенсию. Выслуга лет в таможенных органах С.А. на дату увольнения в календарном исчислении составила <данные изъяты> дней, в льготном исчислении <данные изъяты>, выслуга для назначения пенсии составила <данные изъяты>.
В ДД.ММ.ГГГГ года С.А. обращался в Астраханскую таможню и в Федеральную таможенную службу России с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но получил отказ в удовлетворении заявления с указанием на отсутствием механизма реализации данной социальной льготы.
Отказывая С.А. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Астраханской таможне и Федеральной таможенной службе, районный суд правильно указал, что в компетенцию данных органов не входит решение вопросов постановки истца на учет для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку решение данного вопроса федеральным законодательством отнесено к компетенции специальных Комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ С.А. обратился в комиссию Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с заявлением о постановке на учет для получения данной социальной выплаты.
Протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в постановке на учет в соответствии с пунктом 14 Правил, согласно которого право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников, и уволенных со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения, и в соответствии пунктом 27 Правил сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.
Судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы Астраханской таможни о несоответствия выводов суда обстоятельствам дела заслуживают внимания и являются обоснованными.
Анализируя положения Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" и Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам пришла к выводу о том, что правом на предоставление данной выплаты связано в наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы с правом на пенсию, принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.
При отсутствии хотя бы одного условия, основания для постановки на соответствующий учет Комиссией и выплата единовременной социальной выплаты невозможна. В силу изложенного, Протокол N от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является законным и обоснованным.
Из материалов дела и объяснений представителей ответчиков установлено, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в федеральных органах исполнительной власти по состоянию на 1 марта 2005 года, что при наличии оставшихся двух условий, предусмотренных законодательством делает невозможным принятие его на учет в целях предоставления указанной социальной выплаты.
Поэтому судебная коллегия доводы апелляционной жалобы С.А. о нарушении его законных прав отклоняет как несостоятельные.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства дела установлены, но постановленное судом решение об частичном удовлетворении исковых требований не отвечает требованиям закона об его законности и обоснованности, оно подлежит отмене с вынесением в этой части по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 июля 2014 года в части признания решения Комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и признании за С.А. права на рассмотрение Комиссией Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения отменить.
Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу С.А. - без удовлетворения.