Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Апелляционное определение Астраханского областного суда от 08.07.2015 по делу N 33-2026/2015
Требование: О признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения, на что получил отказ, считает данный отказ незаконным.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент первоначальной подачи заявления истец, проработав в таможенных органах, приобрел право претендовать на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты в период работы в таможенных органах.


Апелляционное определение Астраханского областного суда от 08.07.2015 по делу N 33-2026/2015
Требование: О признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения, на что получил отказ, считает данный отказ незаконным.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку на момент первоначальной подачи заявления истец, проработав в таможенных органах, приобрел право претендовать на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты в период работы в таможенных органах.

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
Председательствующего Обносовой М.В.,
судей областного суда Поляковой К.В., Конышевой И.Н.,
при секретаре ФИО5,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционным жалобам С.А.А., представителя Астраханской таможни Южного таможенного управления А. на решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 июля 2014 года по иску С.А.А. к Федеральной таможенной службе России, Астраханской таможне о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
установила:
С.А.А. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе России, Астраханской таможне Южного таможенного управления о признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, указав, что с "дата" по "дата" он проходил службу в Волгоградской таможне, с "дата" по "дата" в Астраханской таможне. Уволен "дата" в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения выслуга в таможенных органах составила в календарном исчислении <....> года <...> месяц, в льготном - <....> года <....> месяцев. В связи с вступлением в силу Федерального закона N N-ФЗ С.А.А. "дата" обратился в Астраханскую таможню Федеральной таможенной службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретении или строительства жилого помещения, на что получил ответ о том, что на тот момент в рамках Федерального закона в ФТС не утверждены соответствующие правила, регламентирующие порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилых помещений сотрудникам таможенных органов и рассмотрение его заявления будет проводиться по поступлению в Астраханскую таможню, утвержденных Методических рекомендаций и Правил по организации в таможенных органах работы, по предоставлению единовременных социальных выплат сотрудникам таможенных органов для приобретения или строительства жилого помещения.
С.А.А. обратился в Федеральную таможенную службу России, на что получил ответ, согласно которому после выхода Постановления Правительства Российской Федерации и подзаконных актов ФТС России в таможенных органах будет организована работа по постановке сотрудников, имеющих специальные звания, на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации N от "дата" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в таможенных органах Российской Федерации.
С.А.А. "дата" направил в Астраханскую таможню повторное заявление и необходимые документы для поставки на учет, на что получил ответ о том, что в ФТС России еще не образованы комиссии по рассмотрению представленных документов, а также не утверждены Правила, регламентирующие порядок предоставления социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений сотрудников таможенных органов. Аналогичные документы направлены С.А.А. в ФТС России, однако письмом от "дата" документы возвращены без рассмотрения в связи с тем, что постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения будет осуществляться комиссиями по месту службы сотрудника.
После вступления в силу Приказа ФТС от "дата" N "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", С.А.А. вновь направил в Астраханскую таможню заявление и документы для постановки на учет, на что получил сообщение о надлежащем оформлении заявления и документов для рассмотрения их комиссией в соответствии с требованиями правовых актов. Истец "дата" направил в Астраханскую таможню заявление, оформленное в соответствии с образцом, приведенным в приложении N к Порядку формирования и работы комиссий с приложением документов. В адрес С.А.А. "дата" направлена выписка из протокола от "дата" заседания комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, согласно которой ему отказано в постановке на учет.
Истец считает данный отказ незаконным, ущемляющим его права и ссылки Комиссии на пункт 27 Правил предоставления выплат несостоятельными, так как он не обращался в органы ФТС России как сотрудник, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до "дата", а также на пункт 14 Правил, так как С.А.А. с "дата" (после вступления в силу ФЗ N) в качестве действующего сотрудника неоднократно обращался в ФТС России за реализацией жилищного права, но не был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием подзаконных правовых актов. Считает, что отсутствие подзаконных актов в момент обращения гражданина за реализацией прав, установленных федеральным законом, не может служить причиной для ограничения этих прав после издания таких подзаконных актов.
С.А.А. нуждается в жилом помещении, так как является членом семьи собственников жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее <....> квадратных метров, что дает ему право претендовать на получение единовременной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения.
Просил признать незаконным решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, обязать Федеральную таможенную службу России поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с "дата".
С.А.А. участия в судебном заседании не принимал, направив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчиков исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от "дата" исковые требования С.А.А. частично удовлетворены.
Решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" N об отказе С.А.А. в постановке на учет для получения данной выплаты признано незаконным. За С.А.А. признано право на рассмотрение комиссией Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С.А.А. ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям нарушения судом норм материального и процессуального права. Указывает, что районный суд, признав незаконным решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам Астраханской таможни на приобретение или строительство жилого помещения об отказе истцу в постановке на соответствующий учет, не восстановил его нарушенные права путем возложения на комиссию обязанности по постановке С.А.А. на соответствующий учет с даты подачи заявления о постановке на данный учет. Допущенные судом нарушения существенно отодвигают срок реализации законного права С.А.А. на получение данной социальной выплаты.
Представитель Астраханской таможни в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм права, указывая, что решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "дата" N об отказе С.А.А. является законным и обоснованным. Выводы суда о том, что принятое Комиссией решение вынесено только по формальным основаниям и нарушает права истца на приобретение жилища являются незаконными. Комиссия рассмотрела заявление С.А.А. в полном соответствии с Федеральным законом от "дата" N "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов к исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N и Приказом ФТС России от "дата" N "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
С.А.А., представитель Астраханской таможни, представитель Федеральной таможенной службы России, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, на заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая исковые требования по существу, районный суд пришел к выводу, что отказ в постановке на учет С.А.А. является незаконным, поскольку на момент первоначальной подачи заявления ("дата") С.А.А., проработав более <....> лет в таможенных органах, приобрел право претендовать на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты в период работы в таможенных органах. Комиссией Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты решение в отношении С.А.А. принято без учета предоставленных истцом документов по формальным основаниям, поскольку на момент рассмотрения заявления С.А.А. не являлся сотрудником Астраханской таможни.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, считает их законными и обоснованными.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии установленными законом нормами.
"дата" вступил в силу Федеральный закон от "дата" N -ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее <....> лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом, семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником незарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от "дата" N которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 7 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N, на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В силу пункта 24 Приказа ФТС России от "дата" N "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения", отказ в постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, членов семей, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно пункта 14 "Правил предоставления единовременной социальной выплаты приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации", право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
В соответствии с пунктом 27 Правил, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до "дата" федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что С.А.А. с "дата" по "дата" проходил службу в Волгоградской таможне и с "дата" по "дата" служил в Астраханской таможне.
На основании приказа Астраханской таможни от "дата" "дата" С.А.А. уволен со службы и таможенных органах Российской Федерации с "дата" в связи с проведением организационно-штатных мероприятий с правом на пенсию. Выслуга лет в таможенных органах С.А.А. на дату увольнения в календарном исчислении составила <....> года <....> месяцев <....> дней, в льготном исчислении <....> лет <....> месяца <....> дней.
"дата" и в "дата" С.А.А. обращался в Астраханскую таможню и в Федеральную таможенную службу России с заявлениями о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но получил отказ в удовлетворении заявлений с указанием на отсутствие механизма реализации данной социальной льготы.
"дата" С.А.А. вновь обратился в комиссию Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с заявлением о постановке на учет для получения данной социальной выплаты.
Протоколом N от "дата" истцу отказано в постановке на учет в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной пожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, согласно которому право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников, и уволенных со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 Правил, имевшегося у них на день увольнения, и в соответствии пунктом 27 Правил сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до "дата" федеральными органами исполнительной власти.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что С.А.А. более <....> лет проработал в таможенных органах Российской Федерации, в связи с чем, приобрел право на подачу и рассмотрение заявления на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы жалобы С.А.А. о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении его требовании о признании его права на получение единовременной социальной выплаты и постановке его на учет для получения единовременной выплаты с "дата", не могут быть приняты во внимание, поскольку Комиссией Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты решение в отношении истца принято без учета предоставленных им документам, по формальным основаниям, поскольку на момент рассмотрения его заявления С.А.А. не являлся сотрудником Астраханской таможни, решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет, принимается комиссией по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, созданной в Астраханской таможне и не входит в компетенцию ФТС РФ.
Доводы жалобы Астраханской таможни о том, что решение комиссии Астраханской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Астраханской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе С.А.А. в постановке на учет является законным и обоснованным, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку С.А.А., являясь действующим сотрудником Астраханской таможенной службы, "дата", то есть после вступления в законную силу Федерального закона N от "дата", обратился с заявлением о предоставлении единовременной выплаты в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом.
Более того, отсутствие подзаконных актов на момент обращения С.А.А. за реализацией права на единовременную социальную выплату, установленных Федеральным законом, не может служить основанием для ограничения этих прав после издания подзаконных актов.
Довод жалобы о том, что суд признал за С.А.А. право на рассмотрение комиссией заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещение, таких требования истцом не заявлялись, не является основанием к отмене решения суда, поскольку данное право вытекает из признанного судом незаконного отказа в постановке С.А.А. на учет. В связи с тем, что решение комиссии признано незаконном, то у истца возникло право на рассмотрение его заявления вновь в силу закона.
Другие доводы жалобы не опровергают выводы, сделанные судом в ходе судебного разбирательства и свидетельствуют лишь о несогласии стороны ответчика с оценкой, данной судом, установленным обстоятельствам, они направлены на иную оценку обстоятельств, исследованных судом с соблюдением правил статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит изменению или отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 2 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы С.А.А., представителя Астраханской таможни Южного таможенного управления А. - без удовлетворения.